Мечети Оренбурга
Мечеть Караван-Сарай
- Расстояние от крупных городов:
- Орск – 290 км, Новотроицк – 276 км, Бузулук – 246 км, Бугуруслан – 360 км
- Координаты
- 51.771571 с.ш. 55.092652 в.д.
В 1836 г. оренбургский губернатор В.А.Перовский выступил с инициативой постройки в Оренбурге каменных зданий Управления башкирско-ме- щерякского войска, мечети при нем, помещений для приезжающих башкирских чиновников и нижних чинов, мастерских, которые должны были образовывать единый комплекс. Он получил название Караван-Сарая.
После перевода в 1805 г. гражданской администрации Оренбургского края в Уфу, город продолжал оставаться лишь центром военного управления огромной губернии, в том числе для нерегулярных войск, задействованных на охране границы. В 1836 г. оренбургский губернатор В.А.Перовский выступил с инициативой постройки в Оренбурге каменных зданий Управления башкирско-ме- щерякского войска, мечети при нем, помещений для приезжающих башкирских чиновников и нижних чинов, мастерских, которые должны были образовывать единый комплекс. Он получил название Караван-Сарая, хотя никогда не использовался в традиционном значении как постоялый двор.
Строительство должно было финансироваться за счет находящихся в распоряжении военного губернатора «экстраординарных сумм», то есть доходов от общественных лесов, продажи шадрика, поташа, лесных изделий из башкирских дач, а также денег, поступающих от содержателей почтовых станций за перевозку «почт и эстафет» по Оренбургской военной линии. Для строительства и украшения мечети, которая должна была во многом исполнять представительские функции и требовала значительных расходов, было решено дополнительно привлечь пожертвования мусульман. С весны 1836 г. до осени 1838 г. по поручению В.А.Перовского мулла деревни Нижние Чебеньки Габдулла Давлетшин объехал башкирские и мещерякские кантоны, собрав 15895 руб. 95 коп. на ассигнациями. В 1838-1839 гг. хан казахской Букеевской Орды Джангир передал на постройку мечети 9512 руб. 90 коп. Строительство по проекту архитектора Александра Павловича Брюллова началось в мае 1840 г., и основные работы завершились в 1844 г. Однако отделка помещений продолжалась и позднее, а Караван-Сарайская мечеть была открыта для богослужения лишь в августе 1846 г. В общей сложности было израсходовано 84295 руб. 41 коп. серебром или 295034 руб. ассигнациями. Таким образом, добровольные пожертвования составили менее 1/10 при том, что затраты на мечеть были наибольшими, поскольку требовали привлечения мастеров высокой квалификации, как строителей, так и отделочников, а также значительных сумм на украшение: позолоту, приобретение хрустальной люстры на 72 свечи и т.д. Комплекс возводился преимущественно руками самих башкир и мещеряков. Характерными чертами архитектуры являются массивный, отдельно стоящий, минарет, стилизация самого молельного зала под облик башкирских юртовых мечетей, а также отсутствие михраба, который заменяла кафедра в интерьере. По штату имам и азанчей Караван-Сарайской мечети считались служащими башкирско-мещерякского войска и получали жалование: первоначально по 50 и 100 руб. серебром в год, а с 1863 г. – по 150 и 100 руб., соответственно. Кроме того, им предоставлялись служебные квартиры в здании Караван-Сарая, которые сохранились за ними и после упразднения Башкирско-Мещерякского войска в 1865 г., вплоть до закрытия мечети.
Па протяжении 20 лет Караван-Сарайская мечеть была войсковой и не имела постоянного прихода из числа жителей самого города. В 1861 г. к ней относились всего 21 человек (9 мужчин и 12 женщин), которые проживали в двух верстах, в казачьем пригороде – Форштадте. Еще в 1838 г. для освобождения города от ветхих построек и приема переселенцев к северу от исторической крепости началась застройка так называемой Новой слободки. После упразднения крепости, срытия вала и крупного городского пожара в 1864 г. она была значительно увеличена и застроена до самого Ка- раван-Сарая. С 60-х годов XIX в. продолжающееся обезземеливание, социальное расслоение крестьян объективно стимулировало их отток из сельской местности в города. Оживление торговли вследствие присоединения Средней Азии, развитие промышленных и, прежде всего, перерабатывающих предприятий делали Оренбург привлекательным для переселенцев, среди которых велика была доля татар. Они активно заселяли район Новой слободки. К 1875 г. количество татар в городе возросло уже до 3704 человек (9,9% населения). После упразднения в 1865 г. башкирско-мещерякского войска по распоряжению губернских властей мусульмане, проживающие в городских предместьях, Старой и Новой слободке, были отчислены от Оренбургской городской казенной мечети и образовали Караван-Сарайский приход. По мере выделения новых общин, его границы постепенно сокращались. К началу XX в. прихожанами 2-й соборной мечети были мусульмане, проживавшие в западной части Новой слободки и в северной части исторического центра города. Это район, ограниченный улицами: с востока – Воскресенской (ныне Пролетарской), Суринской (ныне Постникова) и Преображенской (ныне 8-го Марта), с юга – Инженерной улицей (ныне Володарского) и Хлебно-Соляной пл., с запада – Гришковской ул. (ныне Чичерина), Косым пер. (ныне ул. Казаковская) и Кадетским проездом (ныне Коммунаров), с севера – Полицмейстерской ул. (ныне Кичигина). В 1890 г. приход насчитывал 650 прихожан (350 мужчин и 300 женщин), а в 1908 г. – уже около 2000 тысяч обоего пола, хотя точные списки не велись. Новую слободку населяли преимущественно мелкие торговцы, ремесленники, чернорабочие, извощики.
С самого открытия Караван-Сарайской мечети при ней действовала начальная школа для обучения детей грамоте. Мектеб размещался в арендуемом помещении – доме Юрова, № 39 по Косому пер. (ныне ул. Казаковская). В 1907-1908 уч. г. здесь обучались 120 человек, а на содержание расходовалось 1520 руб. В 1913- 1914 уч. г. было уже 82 ученика. Им заведовал имам-хатыб Нигматулла Файзуллович Тимошев. Преподавателями состояли: дворянин Уфимской губернии Гали Ибатуллович Еникеев, мещане Сеитовского посада Габдулхай Усманович Ягофаров и Абдулла Ахметшич Айдаров, крестьянин деревни Ишкаровой Смаиловской волости Бирского уезда Уфимской губернии Мирсалих Миргаясит- диновпч Шамсутдинов. Все вместе они, как преподаватели ново- методного мектеба, получали пособие в 120 руб. ежегодно за счет средств вакуфа, учрежденного по духовным завещаниям А.Г.Хусаинова от 20 января 1904 г. и 7 декабря 1906 г. В 1916-1917 уч. г. в мектебе при Караван-Сарайской мечети обучалось 90 человек, поступило – 24 человека, окончило курс – 7 человек. На содержание мектеба было израсходовано 2215 руб. Каменное двухэтажное здание Караван-Сарайского медресе располагалось в 3-й части г. Оренбурга, в квартале, ограниченном Дюковской ул., Косым, Ано- хинским пер. и Кадетской пл. (ныне ул. Постникова, 24, не сохранилось). Преподавателями были приходские муллы: Нигматулла Файзуллович Тимошев и Абдулкави Мухамедфатыхович Гайнетдинов. В 1913-1914 уч. г. в новометодном медресе обучались 30 человек. В разное время его окончили татарский историк, филолог и журналист Габдулбари Баттал Таймас (1880-1969) и крупный татарский педагог Абдулфаиз Сулейманович Даутов (1871-?), который преподавал на курсах братьев Хусаиновых в Сеитовском посаде, в Троицке, Оренбурге, в медресе «Буби».
Караван-Сарайская мечеть была закрыта в 1930 г., а 2 года спустя ее здание передано Башкирскому педагогическому институту, который приспособил его под клуб. С 1954 г. здесь разместился городской планетарий. Здание возвращено верующим в 1991 г. (ныне Парковый проспект, 6).
Мечеть Рамазан
- Расстояние от крупных городов:
- Орск – 290 км, Новотроицк – 276 км, Бузулук – 246 км, Бугуруслан – 360 км
- Координаты
- 51.794042 с.ш. 55.11061 в.д.
На рубеже XIX-XX вв. город продолжал активно пополняться новыми переселенцами из центральных районов страны, среди которых велика была доля татар. В 1897 г. татарское население Оренбурга насчитывало 11321 человека, а к 1916 г. их число возросло до 16353 человек.
Город застраивался преимущественно в северном направлении. В 90-е гг. XIX в. Новый план был продолжен и произведена разбивка местности к востоку от Уфимской ул. (ныне Терешковой). В начале XX столетия на так называемых Новых местах насчитывалось уже более 80 дворов и 300 мусульман м.п.
16 мая 1907 г. мусульмане, проживавшие в восточной части Новостройки, обратились в ОГУ с просьбой указать им место для сооружения 7-й соборной мечети. Поскольку рассмотрение этого вопроса необоснованно затягивалось, 18 января 1908 г. их доверенный, оренбургский мещанин Исмагил Рахматуллин, повторно ходатайствовал о выделении участка в одном из двух мест: либо напротив 483 квартала, выше Татарской ул. (ныне угол улиц Шевченко и Коминтерна), либо между Нагорной и Шапошниковской ул., к северу от Нового магометанского кладбища (ныне ул. Мис- кинова и Леушинского). Сами мусульмане предпочитали второй вариант. Однако губернский землемер возразил, что в таком случае мечеть будет расположена ближе 20 саженей к жилым строениям и кладбищу, что противоречит строительным нормам. 29 марта 1908 г. доверенные, оренбургские мещане Исмагил Рахматуллин и Гибадулла Фаткуллин, уже в третий раз обратились в городскую управу с просьбой разрешить им постройку мечети и медресе по левую сторону от мусульманского кладбища. Они указали, что «жители-магометане, на Новых местах, в числе много более 200 дворов, крайне обижаются невниманием к ним городской управы, лишившей их отбывать свои религиозные требы, а детей оставившей без должного воспитания». В ближайшем заседании Оренбургской городской думы 3 апреля 1909 г. было решено отвести просимый участок (журналом № 61). Однако 19 августа 1908 г. те же уполномоченные подали в управу новое прошение, в котором указали, что мусульмане сочли это место неудобным, поскольку оно находится слишком далеко от их жилищ. Теперь они хотели бы получить 4 места по Екатеринбургской ул. (ныне ул. Лобовская). Они располагались в середине Новых строений, что было удобно для прихожан. По просьбе мусульманской общины владельцы этих участков согласились уступить их при условии, что им будут выделены другие. 27 августа 1908 г. городская дума постановила удовлетворить эту просьбу. Разрешение на постройку соборной мечети было дано журналом ОГП от 19 ноября 1908 г. № 584. Первоначально мусульмане собирались для богослужения в бывшем доме Самарина и лишь с окончанием строительства в 1910 г. перешли в новую каменную мечеть. Она была построена в 4-й части г. Оренбурга, на углу Екатеринбургской и Мещанской улиц (ныне ул. Мичурина, 146).
Приход охватывал восточную часть Новостройки. Его восточной границей была ул. Шапошниковская (ныне Леушинского), южная проходила по ул. Лагерной (ныне Первого Мая), восточная – по Уфимской и Сакмарской (ныне Терешковой и Орджоникидзе), северная – по Степной ул. (ныне Шевченко). Жили здесь преимущественно люди бедного достатка: чернорабочие, извозчики, хлебопашцы, кустари. Значительная часть работала на 12 городских мельницах, расположенных между Новой слободкой и Новыми местами, с одной стороны, и Форштадтом, с другой: Овсянникова, Брагина и др. 1 Медресе при соборной мечети было единственным в городе, которое не имело собственного вакуфного помещения, а прихожане арендовали здание для этих нужд. В 1914-1915 уч. г. здесь обучались 75 человек.
Мечеть не только продолжала функционировать в советское время, но и на короткое время стала центром духовной жизни оренбургских мусульман. После закрытия в 1930-1931 гг. большинства городских мечетей сюда на молитву стали стекаться люди со всех районов города, в том числе таких отдаленных как Аренда. В 1932 г. группа верующих насчитывала около 300 человек, в 1933 г. – 400, а в 1936 г. – от 800 до 1000. Разумеется, это не могло не вызывать беспокойства со стороны властей, и в 1937 г. мечеть была закрыта. Местная мусульманская религиозная организация «Рамазан» была вновь зарегистрирована лишь 14 ноября 1996 г.
Мечеть Сулеймания
- Расстояние от крупных городов:
- Орск – 290 км, Новотроицк – 276 км, Бузулук – 246 км, Бугуруслан – 360 км
- Координаты
- 51.763489 с.ш. 55.082627 в.д.
Еще в 1786 г. после сильного пожара власти решили выселить из Оренбургской крепости лишних людей, и к западу от исторической части города возникло небольшое предместье, которое получило название Голубиной, а затем Старой слободки. Селили здесь преимущественно отставных солдат, мастеровых и «других состояний людей».
В 1819 г. в слободку из города перевели беднейшие слои, и она значительно выросла. В середине 60-х гг. XIX в. к северу стали появляться первые промышленные заведения. Земля эта считалась городским выгоном и не относилась к Старой слободке. Постройки на этом участке сначала обозначались как «клейные и гончарные заведения», а затем «арендованные места» потому, что около предприятий стали селиться их хозяева, арендаторы городской земли. Отсюда этот район получил свое историческое название «Аренда». Во второй половине XIX в. оба предместья активно пополнялись татарскими переселенцами из поволжских губерний. Этому способствовало и то обстоятельство, что по санитарным соображениям на «арендованные места», за городскую черту выносились кожевенные, овчинные, мыловаренные и иные промыслы, которыми традиционно занимались татары. Первоначально мусульмане, проживавшие в Старой слободке и на Аренде, посещали Караван-Сарайскую мечеть. Однако число их росло и со временем возникла необходимость в постройке собственного культового здания.
Участок под строительство пожертвовал оренбургский мещанин Агеев, владелец крупного овчинного заведения. В апреле 1885 г. мусульмане в количестве 268 мужчин через уполномоченных, мещан Бакеева и Бикказакова обратились в ОГП с ходатайством о разрешении им постройки 5-й мечети. Дома в Старой слободке располагались скученно и были преимущественно деревянными, поэтому городская управа настаивала на том, чтобы строителей обязали обнести здание мечети каменным брандмауэром в целях пожарной безопасности. Однако губернские власти встали на защиту мусульман, тем более, что они пообещали обложить сооружение огнеупорным кирпичом. Журналом ОГП от 12 июля 1885 г. № 517 строительство 5-й мечети было разрешено. Ее возвели к 1887 г. в 3-й части города, Старой слободке, на углу Киникеевс- кой ул. и Вороньего пер. (ныне пер. Чулочный, 14). 1 В начале XX в. к приходу относились мусульмане, проживавшие в Старой слободке и на Аренде. Его восточной границей были Ардатовская и Извощичья ул. (ныне пер. Ардатовский и ул. Яицкая), южной – Овсяниковский пер. (ныне Слесарный), западная граница проходила по линии Жирковской ул. (ныне Скорняжный пер.), Пустого, Головинского переулков (ныне Кожевенный), Чер- нореченской ул., Набережного пер. (ныне 1-я Линейная ул.), 1-го Гончарного ряда (ныне ул. Мусы Джалиля) и Буранной ул. (ныне Белогорская), северная – по 4-му Гончарному ряду (ныне ул. Гусева). Наибольшее количество мусульман проживало по улицам Чернореченской, Киникеевской (ныне Заводская), Власовской (ныне Павловская), Ефимовской (ныне Маврицкого), 1-й, 2-й и 3- й Гончарный ряд (ныне улицы Мусы Джалиля, Гончарная и Шафеева). Население Старой слободки и Аренды составляли хлеботорговцы, сапожники, портные, шапочники, меховщики, скорняки, кожевенники, овчинники, шорники, слесари и другие ремесленники. Часть жителей работала на предприятих, расположенных здесь и к северу на горе Маяк. Это мыловаренный завод Абдуллы Юсуповича Киникеева, кожевенные заводы Хакимзяна Имангуловича Рахманкулова, Мухамедфатыха Гимадеева, Мухамедгарифа Губайдулловича Камалова, овчинные заведения троих Агеевых, Хусаина Токташева, Муртазы Мустафина, Хасанши Ишмухаметова, Х.Аминева, Ф.Мухаметжанова, З.Хасанова, клееварный завод Р.Рахманкулова, кирпичный завод Абдрахмана Вахитовича Вахитова, крупнейший в городе гончарный завод Багаутдина Гайнутдинова и др. В конце XIX в. приход 5-й соборной мечети был крупнейшим в городе и к 1890 г. насчитывал 1941 человека (875 мужчин и 1066 женщин).
Приходские мектеб и медресе возглавлял имам Загидулла Хабибуллович Кашаев. В 1913 г. в начальной школе обучались 150 детей. Преподавателями были Абдулхаким Утеганов, Абдрахман Насыров и Хайрулла Кашаев. Вместе они получали 120 руб. ежегодно в качестве пособия за счет средств вакуфа А.Г.Хусаинова. В медресе училось около 50 человек в возрасте от 15 до 22 лет. Курс обучения продолжался от 6 до 7 лет. Помощником мударриса по учебной части состоял его сын Абдулла Кашаев, а учителем – азанчей Хубихужжа Абдулбаянов. «Медресе-и-Захидийе» считалось новометодным, хотя преподавали в нем исключительно богословские науки, а общеобразовательные предметы не были введены в программу. При медресе каждый год, летом в течение четырех месяцев работали курсы по обучению русскому языку. На его содержание в 1914-1915 уч. г. расходовалась наибольшая сумма по сравнению с другими медресе города, за исключением, разумеется, «Хусаинии» – 2240 руб. С 1 декабря 1917 г. ОГУ заключила контракт, по которому сняла в аренду часть нижнего этажа из 2-х больших комнат и коридора в здании попечительства 5-й соборной мечети. Здесь была открыта 1-я городская мусульманская библиотека-читальня. Ежегодная арендная плата составляла 1200 руб. На обязанности попечительства лежали осуществление мелкого ремонта, очистка улиц, двора, дымовых труб, отопление, проведение в помещение библиотеки электрического освещения.
В первые десятилетия советской власти приход 5-й соборной мечети оставался крупнейшим в городе. По сведениям 1923 г., ее активно посещали 420 мужчин. Мечеть была закрыта в 1931 г. Местная мусульманская община вновь зарегистрирована лишь 24 декабря 1992 г. В настоящее время мечеть носит название «Сулеймания» по фамилии татарского предпринимателя, который пожертвовал средства на ее восстановление.
Мечеть Хусаиния
- Расстояние от крупных городов:
- Орск – 290 км, Новотроицк – 276 км, Бузулук – 246 км, Бугуруслан – 360 км
- Координаты
- 51.761912 с.ш. 55.093991 в.д.
Строительство 6-й соборной мечети было обусловлено не естественным ростом мусульманского населения города, а желанием крупного татарского предпринимателя, оренбургского купца 1-й гильдии, жертвовавшего значительные суммы на благотворительность, А.Г.Хусаинова (1838-10.12.1906) построить в комплексе с этим зданием медресе. Это обусловило и выбор места не на городских окраинах, которые интенсивно заселялись беднотой, а в историческом центре города, где и без того имелось достаточное количество мечетей.
21 августа 1890 г. А.Г.Хусаинов купил за 10971 руб. 38 коп. 2 дворовых места с различными постройками в 1-й части г. Оренбурга, на Гостинодворской ул. (ныне Кирова), принадлежавшие оренбургскому купцу 2-й гильдии Алексею Цепнину. В октябре 1890 г. он обратился в городскую управу с просьбой разрешить ему постройку мечети на своем дворовом месте. 9 декабря 297 мусульмане м.п., проживавших в 1-й и 2-й частях города, постановили приговор, которым ходатайствовали о том же перед губернским правлением. Он был представлен Ихсаном Бикказаковым, богатым торговцем мануфактурой, мясом и шкурами из крестьян Андреевской волости Васильевского уезда Нижегородской губернии. Инициатива Хусаинова вызвала тревогу со стороны попечителя 1-й соборной мечети Мухамедсадыка Рахманкулова, которая, в случае разрешения, рисковала потерять большую часть прихожан и весь торговый центр города. Он обвинил доверенных лиц Хусаинова оренбургских мещан Абдулгазиза Агеева, Абдрахмана Ахмадеева и крестьянина Ихсана Бикказакова в том, что они составили приговор не на общем собрании, а агитировали мусульман и подписывали его порознь, причем «он, Рахманкулов, многократно видел их на Сенном базаре и в других таковых местах». Рассмотрев все обстоятельства, ОГП журналом от 31 декабря 1890 г. № 1172 разрешила постройку 6-й соборной мечети. В то же время городская управа рекомендовала думе в просьбе отказать, поскольку согласно Строительному уставу на дворовых местах запрещалось иметь культовые здания. 28 декабря 1890 г. Оренбургская городская дума согласилась с этим мнением. Тогда Ахмед Хусаинов через своего брата Махмуда подал новое ходатайство о разрешении ему построить мечеть на Чернореченской пл. 21 марта 1891 г. дума, в соответствии с мнением управы, вновь отклонила просьбу, ссылаясь на то, что в этом районе мусульмане не жили. Однако она согласилась удовлетворить первое ходатайство при условии, что Хусаинов добьется разрешения МВД на изменение городского плана. 4 марта 1892 г. такое разрешение было поручено и за два строительных сезона здание было завершено (ныне ул. Кирова, 3). Известный оренбургский краевед В.В.Дорофеев отмечает своеобразную архитектуру мечети. Ее мощный минарет, напоминающий колокольню западной церкви, прикрывает собой несколько громоздкое и асимметричное здание. Причина такого решения заключается в том, что заданный объем помещений был больше, чем могла вместить площадь здания, не нарушая нормы минимального расстояния до ближайшей постройки. В декоре использованы элементы европейских стилей.
Приход 6-й соборной мечети составили мусульмане, которые прежде относились к 1-й, 2-й и 5-й соборным мечетям. Его воеточная граница проходила по линии современного Студенческого пер., южная – по ул. Орской (ныне Пушкинская), западная – по Гришковской ул. (ныне Чичерина) и северная – по Инженерной ул. (ныне Володарского). В 1908 г. здесь проживало 650 мусульман (350 мужчин и 300 женщин). Это были преимущественно торговцы, ремесленники, конторские служащие. 1 Медресе открылось еще до окончания строительства мечети в 1891 г., а по некоторым данным, даже в 1889 г. В начале XX в. А.Г.Хусаинов построил для него новое 3-хэтажное каменное здание за 43364 руб. 19 коп. По просьбе благотворителя 1 июня 1900 г. журналом № 108 городская дума бесплатно выделила под эту постройку дополнительно 159,5 кв. сажень земли на углу Беза- ковской ул. (ныне Бурзянцева) и Торгового пер. в смежность с его участком, купленным у Набиуллы Насырова за 2000 руб. Общая стоимость комплекса зданий медресе «Хусаиния» составила 89964 руб. 84 коп. Кроме того, 22 декабря 1902 г. А.Г.Хусаинов купил неподалеку дом у Кибиревой за 4600 руб. для проживания имама. Медресе «Хусаиния» стоит в ряду лучших, наиболее передовых мусульманских образовательных учреждений того времени. В нем преподавали: Ризаэтдин Фахретдинов, Сагит Рамеев, Муса Бигиев, Сагит Сунчалей, Шариф Камал, Фатих Карими и др. Из стен этого учебного заведения вышли многие люди, которые, без преувеличения, составляют цвет татарской, башкирской, казахской интеллигенции: поэт, Герой Советского Союза Муса Джалиль (1906-1944), писатели и поэты Сагит Агиш (1905-1973), Афзал Тагиров (1890-1938), Гариф Гумер (10.12.1891-18.08.1974), Ху- саин Абушаев-Атлаши (1892-после 1961), Шагит Ахмадиев (1888-1930), Мухаммед Гали (24.03.1893-16.05.1952), драматург Мирхайдар Файзи (1891-1928), актер, режиссер, один из основоположников татарского профессионального театра Ильясбек Кудашев-Ашкадарский (1884-1942), композитор и драматург Хабибулла Ибрагимов (29.12.1894-16.03.1959), башкирский поэт, литературовед и фольклорист Габдулла Амантай (1907-1938), башкирский драматург и фольклорист Мухаметша Бурангулов (1888— 1966), казахский писатель и журналист Жиенгали Тлепбергенов (1895-1933), первый казахский профессор-языковед, филолог, один из учредителей Казахского филиала АН СССР Кудайберген Жубанов (1899-1938), религиозный и общественный деятель Джихангир Абызгильдин (1873-1938), государственные деятели Шамиль Усманов (1898-1937), Шагит Худайбердин (1896-1924) и др. В 1916-1917 уч. г. в Хусаиновском медресе было 10 классов: 4 начальных, 4 средних и 2 высших, в которых насчитывалось 227 учащихся, в том числе 57 находились на пансионе. В русском классе при медресе, на который государство расходовало около 2700 руб. ежегодно, обучались 77 мальчиков.
При жизни А.Г.Хусаинов сам финансировал мечеть и медресе, а после его смерти по духовным завещаниям от 20 января 1904 г. и 7 декабря 1906 г. был учрежден крупнейший вакуф Российской империи на сумму около 500 тыс. руб., доходы от которого шли на различные благотворительные цели. В 1913 г. за счет этих средств на содержание медресе было израсходовано 24718 руб. 17 коп., а 6-й соборной мечети – 720 руб.
Мечеть была закрыта в 1931 г., а здание передано под общежитие Татарского педагогического техникума. Здание возвращено верующим в 1992 г.
The post Мечети Оренбурга first appeared on https://rustur.ru.