«На перекрестке двух эпох»: уникальная выставка экспонатов 1914-1918 годов в музее Фелицына
Она называется «На перекрестке двух эпох». «КИ» побывали на открытии и увидели экспонаты 1914-1918 годов, в числе которых уникальное оружие тех времен, первые советские награды, собрание сочинений Ленина и многое другое.
Одни оказались в эмиграции, другие стали частью СССР
Хронологические рамки выставки — 1914-1922 — охватывают период от начала Первой мировой до образования Советского Союза. Война не только повлияла на ход общественно-политических событий всего мира, привела к распаду ряда империй, но и стала стимулом к революционным переменам в нашей стране, а именно: приходу к власти Временного правительства, к Октябрьской социалистической революции и Гражданской войне, итог которой — окончательное установление советской власти. «На перекрестке двух эпох» — то есть российской, канувшей в прошлое, и образовавшейся на ее пепелище советской. Это иллюстрирует одна из экспозиций — столб как символ того, что пути наших соотечественников разошлись: многие оказались в эмиграции, другие остались, став гражданами СССР,
— рассказывает заведующий отделом истории и этнографии музея им. Е.Д. Фелицына Юрий Бунин.
Каждому из нас знаком волнующий душу марш «Прощание славянки», под звуки которого жены, матери, сестры, невесты провожали многочисленные эшелоны с воинами на фронт. «Прощай, отчий край, ты нас вспоминай…» — эти слова надрывно призывали хранить память об уходивших на подвиги. При этом факты о Первой мировой войне, которую сначала называли великой, затем империалистической, а сегодня нередко — забытой и оболганной, как, впрочем, многие события из истории нашего народа, подвергаются трансформации.
Эта и другие выставки музея им. Фелицына, в том числе посвященные Великой Отечественной войне и специальной военной операции, служат напоминанием о том, как хрупок мир,
— продолжает Юрий Федорович.
Дезертирство и сдача в плен — не про кубанских казаков
Первая мировая оказалась и первой в истории Кубани, во время которой объявили полную мобилизацию кубанского казачества — 110 тыс. воинов, помимо тех, что служили в регулярных частях армии на момент начала войны, отправились на защиту Отечества.
Еще до официального объявления, в ночь на 19 июля 1914 года, казаки отправили на Юго-Западный фронт — место, где шли самые горячие бои, — 18 конных полков, 36 пластунских батальонов и 6 артиллерийских батарей. Они продемонстрировали истинную самоотверженность и боевой опыт, который копили веками. Если 1914-й был весьма успешен для Русской армии, то в следующем году ее ждала оппозиционная война. На выручку кубанскому казачеству, привыкшему к масштабным операциям, пришла смекалка — они стали формировать партизанские отряды. 1916-1917-е годы — так называемая окопная война. Боевой дух армии падает. Дезертирство — повсеместно. Но для казаков этого явления, как и добровольной сдачи в плен, не существовало. О самоотверженности кубанских казаков убедительнее всего говорят цифры: каждый третий удостоен георгиевских наград — всего почти 31 тыс. бойцов. Почти столько же — 28 тыс. — с войны не вернулось,
— поясняет кандидат исторических наук Андрей Дюкарев.
Кубанские казаки, воевавшие в Первой мировой, оставили свой след и в творчестве. В 1914 году полковой священник 1-го Кавказского казачьего полка Константин Образцов на Кавказском фронте написал стихотворение «Ты, Кубань, ты наша Родина, вековой наш богатырь», посвященное казакам своего полка. Стихотворение было положено на музыку Михаила Колотилина, его стал исполнять Войсковой казачий хор. В 1919-м эта песня становится гимном Кубанской войсковой Рады, в 1990 году — гимном Кубанского казачьего войска, а позднее, с марта 1995 года, гимном всего Краснодарского края.
Вера и милосердие — ключ к победе
Итак, первый блок выставки посвящен причинам, которые привели к началу европейской войны, которую впоследствии назвали Первой мировой. Из школьных уроков истории мы помним, что поводом послужило убийство в 1914 году наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. На тот момент в Европе противостояли друг другу два крупных военно-политических блока: Тройственный союз, куда входили Италия, Австро-Венгрия и Германия, и Антанта, главные участники — Англия, Франция и Россия.
На витрине представлены вещи стран-участников этих блоков: награды, монеты начала XX века, мундир венгерской армии, щит курдов — народа Османской империи, против которой воевали на Кавказском фронте наши кубанские казаки, оружие Германской империи, американский кольт 1911-го года, австрийский тесак, винтовка Бердана и другие,
— перечисляет Юрий Бунин.
Даже когда вокруг взрывались снаряды, в душе соотечественников теплилась вера — об этом следующая экспозиция. Будь то Коран или Библия — без веры врага не одолеть, в этом не сомневался никто. Как и без милосердия. Здесь же видим подручные средства медсестер, которые не щадя себя дарили вторую, а то и третью жизнь бойцам. Склянки, банки, боксы для стерилизации шприцов, котелки… из этого состояли их тяжелые будни.
К примеру, кубанская казачка Анна Матвеева только за один бой вынесла с поля 30 раненых воинов. За свой героизм сестра милосердия стала первой женщиной георгиевским кавалером в Первой мировой. Этой награды удостоена и 19-летняя Александра Лагерева. Девушка воевала, выдавая себя за мужчину под псевдонимом Александр Ефимович Лагерь. О ее доблести и храбрости на Юго-Западном фронте ходили легенды.
Видим тельняшку и кожаную кепку — представляем большевика
Среди гостей выставки «На перекрестке двух эпох» — заместитель атамана, начальник штаба Кубанского казачьего войска Владислав Кириченко. По его словам, казачья молодежь принимает активное участие во всех экспозициях музея им. Е.Д. Фелицына, особенно тех, что направлены на сохранение исторической памяти.
Кубанские казачьи БАРСы — 1-, 11- и 16-й — в настоящее время героически выполняют поставленные задачи в зоне проведения СВО. Мы гордимся ими и с нетерпением ждем домой,
— говорит Владислав Сергеевич.
Но вернемся в начало XX столетия. В 1917 году император Николай II отрекается от престола в пользу своего брата великого князя Михаила, который отказывается взять на себя властные полномочия, и руководство страной переходит к Временному правительству. На кубанских землях сформировалось троевластие: представители нового правящего органа из Петрограда, Кубанская Рада и непосредственно советская власть. Ее установлению и посвящена следующая витрина.
Перед нами предстает собирательный образ победителя меньшевиков — красноармейца-большевика: тельняшка и кожаная кепка — та самая, в которой с трибун громогласно выступал Владимир Ильич. К слову, тельняшка тоже неслучайный элемент — во многих портовых городах после Февральской революции 1917-го года прошли массовые митинги, в результате которых большевики первым делом захватили власть именно в черноморских городах.
«Веками видеть буду, как тихо-тихо уходит от меня моя земля»
В начале 1918-го части Красной Армии организовали движение в сторону Екатеринодара. Первое наступление в районе станицы Афипской удалось остановить силами кубанских добровольцев.
Символично, что их отряды формировались напротив здания будущего музея им. Фелицына — в Екатеринодарской мужской гимназии (ныне гимназии №36). В августе 1918-го Екатеринославль стал столицей Белого движения на Юге России. Штат Добровольческой армии располагался уже в самом здании нашего музея. В этих стенах заседал русский военачальник Антон Деникин. В итоге драматических событий, с которыми столкнулся российский, а впоследствии и советский народ, более 1,5 млн граждан эмигрировали,
— отмечает Юрий Фёдорович.
В завершение экскурсии видим тот самый перекрестный столб, который дал название выставке. Здесь же стенд, иллюстрирующий два диаметрально противоположных взгляда на эмиграцию: женский — гражданский и мужской — военный. Поэтесса Надежда Тэффи, уезжая из страны на пароходе из порта в Новороссийске, написала следующие строки: «Нарушила свой запрет и оглянулась. И вот, как жена Лота (безымянный персонаж Ветхого Завета. Согласно Книге Бытия, жена Лота превратилась в соляной столп, оглянувшись на разрушаемые небесным огнем нечестивые города Содом и Гоморру. — Прим. автора) застыла, остолбенела навеки, и веками видеть буду, как тихо-тихо уходит от меня моя земля». А поэт и донской казак Николай Туроверов, участник Первой мировой, Гражданской войны и Второй мировой, восклицал в унисон ей: «Уходящий берег Крыма я запомнил навсегда».
Кубанские казаки в эмиграции занимались строительством жд/дорог, работали в такси, кафе и других заведениях. По всему миру прославились казачьи джигитовки — особый вид наезднического искусства, вершина верховой акробатики. Особенно преуспел в этом деле Федор Елисеев — его труппа объездила всю Европу и Азию. Кроме того, переехав в США после окончания Гражданской войны, казак стал хранителем кубанских войсковых регалий. Федор Иванович слез с седла только в 56 лет. Такими были наши казаки — бравыми, самоотверженными и невероятно выносливыми,
— завершает свой рассказ заведующий отделом истории и этнографии.
Ранее «КИ» писали об основателе первой на Северном Кавказе картинной галереи — Федоре Акимовиче Коваленко.
Читайте также: почему мультимедийный парк «Россия — моя история» уникален? Первая, вторая и третья части.