Новости Краснодара
Мы в Telegram
Добавить новость
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015 Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

«Без выдумки, без прикрас, без ложного пафоса»

0 16

О писателе-бойце, драматурге, публицисте, киносценаристе, убеждённом большевике-ленинце, общественно-политическом деятеле Всеволоде Вишневском, чей стодвадцатилетний юбилей со дня рождения приходится на 21 декабря текущего года, ныне вспоминают редко. Уж слишком советским он был творцом. Что называется, до мозга костей, к активной созидательной деятельности был призван самой Октябрьской революцией.

Именно она всколыхнула всё его существо и стала тем ориентиром, за которым он пошёл. Она же и дала ему, уроженцу Санкт-Петербурга, простому солдату и матросу, с четырнадцати лет с того времени, как сбежал он на Балтийский флот, плотно соприкасавшемуся с воинской средой, горевшему очистительным революционным огнём, предопределивший всю его дальнейшую жизнь приказ: «Действуй!». И разве мог он — боец революционной поры и Гражданской войны, сражавшийся под Питером и на Волге, на бронепоезде и боевом корабле, охранявший Советское правительство при переезде из Петрограда в Москву, бывший участником подавления мятежа анархистов в Москве и битв Первой Конной армии с деникинцами; военный моряк, пулемётчик, разведчик — тогда, в самое грозное и судьбоносное время, не стать на путь служения новому свободному миру, начинавшему зарождаться благодаря энергичной деятельности большевистской партии и её вождя — Ленина? Конечно, не мог. Одно лишь представление о том, что возможны реванш и возвращение старого, несправедливого, жестокого, при этом напрочь обанкротившегося режима, в его оголённой, кровавой форме, а виденный им контрреволюционный террор такую возможность убедительно подтверждал, понукало Вишневского продолжать бороться ожесточённее и до тех пор, пока со всей этой антинародной нечистью не будет покончено.

Ничто не могло остановить этого мужественного, ладно сбитого солдата, достаточно рано проявлявшего и творческие задатки, — никакие трудности и невзгоды. Не стали для него препятствием и неединичные ранения. От первого и до последнего дня Гражданской войны суждено было провоевать Вишневскому и выйти из неё человеком преображённым, закалившимся, многое повидавшим и осмыслившим.

Вообще же на коротком, до обидного непродолжительном жизненном пути Всеволоду Витальевичу, принимавшему к тому же и участие в организации весной 1920 года нового Черноморского флота, придётся пройти аж через пять войн, начиная с Первой мировой и заканчивая Великой Отечественной… Был он и в сражающемся Мадриде, участвовал во взятии Бьерке, воевал на суровой Балтике, возглавляя оперативную группу писателей при полит-управлении Балтийского флота, пережил Ленинградскую блокаду, обращался тогда к людям со своим духоподъёмным словом по радио, вселяя в ленинградцев веру в долгожданную Победу, вошёл вместе с частями Действующей армии в поверженный Берлин, стал свидетелем, единственным среди журналистов и писателей, переговоров генерал-полковника

В. Чуйкова с генералом от инфантерии Кребсом на предмет капитуляции немецко-фашистских войск, наблюдал за ходом проведения Нюрнбергского трибунала.

По сути, вся жизнь Вишневского напрямую была связана с армией и флотом. Многие годы оставаясь в кадрах флота, он не только сам создавал произведения о Красной Армии и Красном Флоте, о героическом прошлом, о годах Гражданской войны, но и являлся как бы полномочным их представителем в советской литературе. Он же выступил и одним из организаторов создания Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ). Руководил Вишневский и военной комиссией Союза писателей СССР, курсами военных корреспондентов, готовившими писателей к выполнению журналистских обязанностей в обстановке надвигавшейся войны.

Велика заслуга Вишневского, искренне помогавшего создавать литературу о вооружённых силах страны, воспевающую доблестные Красную Армию и Флот, также и в том, что он, возглавляя журнал «Знамя» (основанный как орган писателей оборонной темы), создавая художественно-публицистические творения эпического характера, имел к тому же и тонкое редакторское чутьё, позволявшее оперативно распознавать высокохудожественные произведения, заслуживавшие внимания, и обеспечил в канун и во время Великой Отечественной войны опубликование на страницах этого авторитетного издания ряда произведений о героизме защитников Отечества, раскрывавших первоисточники патриотизма советских граждан и занявших достойное место в советской литературе. К ним в первую очередь следует отнести такие, не потерявшие и в наши дни свои художественные достоинства и гражданственное звучание поэтические и прозаические произведения, как «Василий Тёркин» А. Твардовского, «Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Одиночество» Н. Вирты, «Всадники» Ю. Яновского, «Капитальный ремонт» Л. Соболева, «На Востоке» П. Павленко, «Дни и ночи» К. Симонова, «Падение Парижа» И. Эренбурга, «Спутники» и «Кружилиха» В. Пановой, «Звезда» Э. Казакевича, «Люди с чистой совестью» П. Вершигоры, «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Всегда оставаясь солдатом революции, принципиальным и последовательным творцом, готовым при любых обстоятельствах отстаивать свои убеждения и взгляды на литературный процесс, Вишневский все тридцать лет, отданных писательскому труду, всецело погружался в военную тематику, не оригинальничая, не приукрашивая действительность и не стараясь при этом навязывать читателю исчерпывающие заключения. На вопрос, почему он пишет только о войне, Вишневский отвечал конкретно и просто, а ответ его сводился к тому, что каждый должен делать для революции то, в чём преуспел как практик и творец. «Я пишу то, что чувствую, знаю и понимаю, — сообщал Вишневский в январе 1950 года критику А. Дымшицу. — Заводского быта я не знаю, на заводах не работал и в пьесах своих отражал все 20 лет лишь то, что ЗНАЮ действительно, а ВОЙНУ я знаю досконально».

Военная действительность и привела Вишневского в литературу. Начиналось всё у него, как и у многих собратьев по перу, с малых по форме художественных заметок-зарисовок. В 1920 году первые литературные пробы, повествовавшие об освобождении Крыма от белогвардейских банд, стали появляться в газете «Красное Черноморье», редактировавшейся тогда будущим крупным советским прозаиком Ф. Гладковым. А в следующем году в прифронтовом Новороссийске уже ставится драма Вишневского «Суд над кронштадтскими мятежниками».

Несколько позже молодого литератора приметят в московском журнале «Молодая гвардия». Там будет опубликован дневник его заграничного плавания на корабле «Океан». Первая книга Вишневского — сборник рассказов «За власть Советов» — увидит свет в 1924 году. С того времени творческой работе он начинает отдаваться всё более основательно.

Событием в театральной жизни страны становится написанная Вишневским в 1929 году пьеса «Первая Конная». В предисловии к ней под заголовком «О пьесе пулемётчика Вишневского», прославленный командарм С. Будённый писал: «Только пулемётчик Вишневский, боец Первой Конной… смог создать эту вещь… без выдумки, без прикрас, без ложного пафоса». Пьеса успешно ставится на сцене Театра Красной Армии. С неё, фактически, начался цикл революционно-романтических драм Всеволода Витальевича о Гражданской войне.

По воспоминаниям К. Симонова, Вишневским была очень любима вторая его пьеса — «Последний решительный». «В 30-е годы это была первая пьеса о надвигающейся войне, — писал Константин Михайлович, — о необходимости быть повседневно готовыми к ней. Это была оптимистическая и в то же время суровая в своей правдивости пьеса, говорившая о неизбежности тяжёлых жертв на пути к победе. И Вишневский гордился ею не только потому, что она нравилась зрителям и читателям, а прежде всего потому, что она мобилизовывала их, то есть делала именно то, ради чего он её писал».

Пройдя суровую школу мужества, постоянно вникая в суть текущих событий как внутреннего, так и международного характера, давая им соответствующие партийные оценки, писатель остро предчувствовал неизбежную схватку с фашизмом. Вскоре после «Последнего решительного» Вишневский напишет пьесу «На Западе бой», предостерегавшую о том, какую огромную опасность несёт фашизм народам мира. В этом же ключе в речи на Первом Всесоюзном съезде советских писателей прозвучит и его призыв к коллегам-литераторам: «…Друг мой Олеша и все идущие за ним, — пишите о хрустале, о любви, о ненависти и прочем. Но при этом всегда должны мы держать в исправности хороший револьвер и хорошо знать тот приписной пункт, куда надлежит явиться в случае необходимости. Это полезно и необходимо». Что ж, в 1934 году не задумываться о предстоявшей большой войне первого революционного призыва Вишневскому, всегда готовому защищать социалистическое Отечество, никак не представлялось возможным.

Воссозданию ярких и эмоциональных картин эпохи Гражданской войны, показу торжества революционных идей, воспеванию мощи человеческого духа посвятил Вишневский, пожалуй, самую известную свою пьесу — «Оптимистическую трагедию», над которой он работал с 1932 по 1933 год. У этого произведения, не одно десятилетие гремевшего во всех театрах страны и вызывавшего неизменно всплеск чувств, слёзы, состояние катарсиса, сложилась поразительно счастливая судьба.

«Оптимистическую трагедию», сразу же после её появления на свет, публикует журнал «Новый мир» и поставят в Киевском русском театре, а затем и на сцене Камерного театра. Премьера пьесы, поставленной самим художественным руководителем театра А. Таировым, состоялась 18 декабря 1933 года. Ей суждено было стать крупнейшим театральным событием не только того времени, но и всей славной истории советского театра. Пройдёт немного времени, и пьесу сыграют в осаждённом фашистами Мадриде… Вплоть до последних лет существования Советского государства её ставили не только во многих театрах нашей страны, шагнула она и за рубежи Советского Союза, всегда напоминая зрителю о той великой цене, которую пришлось заплатить народу во имя рождения нового, свободного и справедливого общества.

В числе тех, кто брался за этот бессмертный драматургический шедевр Вишневского, следует назвать такого крупного и выдающегося мастера, как Г. Товстоногов, удостоенный за поставленную им на сцене Ленинградского академического театра драмы им. А.С. Пушкина «Оптимистическую трагедию» в 1958 году Ленинской премии и ставивший данную драму повторно, в начале 1980-х на сцене БДТ им. М. Горького в Ленинграде. К ней обращались Л. Варпаховский, А. Чхартишвили, Р. Капланян, М. Захаров. «Оптимистическую трагедию» в 1972 году успешно поставил и видный театральный режиссёр ФРГ П. Штайн, тем самым подтвердив интерес к своеобразному сценическому гимну русской революции и западного зрителя, подверженного в те годы оголтелой антисоветской пропаганде.

В 1963 году пьеса была экранизирована. Созданный режиссёром С. Самсоновым одноимённый фильм с М. Володиной в роли комиссара, а также с такими выдающимися артистами, как Б. Андреев, В. Тихонов и В. Санаев, стал лидером советского кинопроката. В том же году эту замечательную киноленту удостоят на XVI Каннском кинофестивале специального приза «За лучшее воплощение революционной эпопеи».

Спустя пять лет замечательный русский советский композитор А. Холминов, разрабатывая тему великих революционных свершений, также обратится к пьесе Вишневского. Созданная им опера «Оптимистическая трагедия» с успехом будет идти в театрах Ленинграда и Свердловска, Фрунзе и Днепропетровска, а на сцене Большого театра Союза ССР зрителей восхитит своим блестящим исполнением партии комиссара великая И. Архипова.

Чем же так примечательна «Оптимистическая трагедия»? Только лишь драматической историей гибели во имя революционных идеалов, светлого будущего женщины-комиссара, присланной ЦК большевистской партии на один из кораблей Балтийского флота? Или тем, что хрупкая женщина выступает у драматурга в роли совсем не женской, проявляя при этом огромную силу духа и усиливая тем самым эмоциональное воздействие на читателя? Или, может быть, тем, что большевистскому комиссару удаётся перековать матросский коллектив и показать всю пагубность анархистов для дела революции?

Эта трёхактовая пьеса, посвящённая автором «XV годовщине Красной Армии», может подбросить ещё немало вопросов, сводящихся, в принципе, к одному: почему эта пьеса имела такое колоссальное воздействие на зрителя и в чём заключалась проблематика, вложенная в неё Вишневским?

Безусловно, «Оптимистическая трагедия» была творением новаторским. Вишневский не стеснялся открытой политической тенденциозности, патетики и ораторских приёмов. Выступая как революционный романтик, заглядывающий в будущее, драматург смог вывести на сцену главного героя своего времени — народные массы, приобщающиеся к революции, начинающие понимать её цели и задачи и осознанно встающие в ряды её сторонников и защитников.

Важно заметить и то, что Вишневский вместе с В. Билль-Белоцерковским и Н. Погодиным первыми в советской драматургии приступили к ломке привычных канонов драмы, привнося на сцену подлинную жизнь с её порой жестокой правдой, выражавшейся в боли, слезах, смертях, но неизменно наполненную святой и обнадёживающей верой в правоту народного порыва и в партию коммунистов, свершившую первую в мире победоносную социалистическую революцию. Потому и звучит так патетически приподнято и философски напряжённо неповторимый авторский голос, подстёгивая к размышлениям и к действию. Да, именно к нему, ведь гибель комиссара, финна-коммуниста Вайнонена и других отважных матросов не напрасна. Они не жертвы случая. Нет, они пали за революцию, за народ, за Россию.

Большую смысловую нагрузку в пьесе несут двое ведущих, произносимые ими чеканные речи и авторские ремарки. Их значение для понимания всего творческого замысла драмы чрезвычайно велико. Вчитаемся же в гранёные, волнующие, поэтичные, наполненные психологизмом и философскими обобщениями строки из финала трагедии: «Комиссар мёртв. Полк головы обнажил. Матросы стоят в подъёме своих нервов и сил — мужественные. Солнце отражается в глазах. Сверкают золотые имена кораблей. Тишину оборвал музыкальный призыв. Ритмы полка! Они зовут в бой, в них мощь, они понятны и не вызывают колебаний. Это обнажённый, трепещущий порыв и ликующие шестиорудийные залпы, взлетающие над равнинами, Альпами и Пиренеями. Всё живёт. Пыль сверкает на утреннем солнце. Живёт бесчисленное количество существ. Всюду движение, шуршание, биение и трепет неиссякаемой жизни. Восторг поднимается в груди при виде мира, рождающего людей, плюющих в лицо застарелой лжи о страхе смерти. Пульсируют артерии. Как течение великих рек, залитых светом, как подавляющие грандиозные силы природы, страшные в своём нарастании, идут звуки, уже очищенные от мелодии, сырые, грубые, колоссальные — рёвы катаклизмов и потоков жизни».

Каково! Словно гром средь ясного неба. Но в том-то и заключена великая правда и всепобеждающая сила этой драмы, что жизнь действительно неиссякаема, а всё наносное, лживое, лицемерное, подлое, бесчеловечное, когда живых людей всякие анархиствующие элементы, типа хитрого вожака, позволяют себе «пускать в расход», — должно обязательно сметаться силами добра, коренящимися в самой земле, в народных скрепах и истоках. И силам этим необходимо быть организованными, решительными, последовательными и принципиальными, не пасующими перед опасностью, даже смертельной.

Вновь и вновь возвращаясь к великим истинам, не понаслышке знакомым писателю-большевику, вступившему в ряды РКП(б) в тревожном 1918 году, Вишневский словами второго старшины посылал своим современникам и такое напутствие: «Слушайте. До последнего издыхания, до последней возможности двинуть рукой, хотя бы левой, боец-коммунист будет действовать. Нельзя действовать — есть язык. Убеждай, бодри, заставь действовать других… Не можешь говорить — делай знаки. Тебя повели, избивают — не сгибайся. Не можешь пошевелиться, уже связан, положен, заткнут рот — выплюнь кляп в лицо палачу. Гибнешь, топор падает на шею — и последнюю мысль отдай революции. Помни, что и смерть бывает партийной работой».

Менее десяти лет всего-то пройдёт — и сотни тысяч советских патриотов, коммунистов, комсомольцев, словно вспомнив прозорливые слова писателя, именно так и станут поступать, ведя ожесточённую битву с фашизмом. И не будут слова эти впредь восприниматься как исключительно агитационные и призванные автором в помощь для поднятия всего идейного фона пьесы. Сама жизнь подтвердит их актуальность.

В тридцатые годы прошлого столетия Вишневский, исполненный планов и замыслов, успевавший при этом активно заниматься общественной деятельностью и в качестве полпреда советского искусства неоднократно выступавший за рубежом, помимо целого ряда творческих работ, создаст и такие шедевры, как киносценарий «Мы из Кронштадта» и роман-фильм «Мы, русский народ», опубликованный в одиннадцатом номере журнала «Знамя» за 1937 год и выпущенный в следующем году отдельной книгой полумиллионным тиражом.

Фильм Е. Дзигана «Мы из Кронштадта», вышедший на экран в марте 1936 года, стал этапным произведением для советского кинематографа. Он вошёл в историю кино как достойное воплощение эпически-монументального жанра, по-своему развивающее традиции, заложенные великими С. Эйзенштейном и А. Довженко.

Картина эта, огромного идейного накала и выдающегося художественного мастерства, в высшей степени достоверно изобразившая революционное пробуждение народных масс, имела, без преувеличения, небывалый успех. 3 марта 1936 года «Правда» так отзывалась на это выдающееся кинематографическое событие: «Никакими беглыми заметками нельзя исчерпать художественную силу и непередаваемое впечатление фильма. Советская кинематография, всё наше искусство по праву гордятся «Чапаевым». Они могут с таким же правом гордиться новой своей победой… Во всём фильме ясно чувствуется стиль, темперамент и масштаб Вишневского…»

Впрочем, триумф фильма, обошедшего экраны всего мира, пожалуй, не очень-то и удивил Всеволода Витальевича. Он был для него ожидаем. Осознание крупнейшей творческой победы мастером было воспринято спокойно, без излишних бравурности и головокружений. «Чем больше думаю, — писал Вишневский, — тем больше постигаю великую неисчерпаемость темы народа». И более определённо добавлял: «Ни на секунду не забывай об общечеловеческом… Оно в «Кронштадте» было понятно и в Москве, и в Мадриде, и в Нью-Йорке, и в Шанхае… Почему? Потому что были эпические страсти, события, борьба народов, их сынов, простых людей за свою честь, свободу, идеи. Это — в эпоху войн и революций — и есть общечеловеческая тема».

Огромное идейно-художественное значение фильма особо заметным стало в годы Великой Отечественной войны. «Мы из Кронштадта» смотрели миллионы советских граждан на фронте и в тылу, вдохновляясь его блестящей патетикой и бессмертной героикой революции. Отдельное издание сценария фильма, выпущенного Госполитиздатом в 1942 году, было отправлено на передовую. Опять-таки — перед нами яркий пример того, как лучшие произведения советской литературы и искусства были призваны на войну. И воевали… и победили. Такое феноменальное явление, когда книга становится воином, убедительно доносит до читателя величайшую силу коммунистических идей, могла породить только воистину народная власть, коей и была наша Советская власть.

Показу народных масс в 1917 году, которых «дано больше, чем в других моих работах», а также и «людей из массы, написанных просто», Вишневский посвящает и киноповесть «Мы, русский народ».

История обычного пехотного полка заканчивается трагически: он обезоружен кайзеровскими войсками и расстрелян. Но на место погибших поднимаются простые крестьяне с винтовками и дробовиками, самопалами и топорами, косами и вилами. Вишневский выводит на передний план картину всенародного подвига. В финале драматург, верный своему пониманию великой и неразрывной духовной связи героических поколений русского народа, выразительно показывает его вечную мощь: «И шла тяжёлым шагом своим русская пехота, в крови и истории своей хранившая битвы и победы на Неве и Чудском озере, победы Куликова поля, битвы в Ливонии, на Волге и на Днепре, битвы Урала и Сибири; пехота, хранившая победы Москвы над панами, победы Петра — Лесную, Гангут и Полтаву, суворовский Измаил и Треббию; пехота, дважды бравшая Берлин, знавшая Бородино и Севастополь… Шла пехота народа, который веками мятежно гремел, добывая себе и другим свободу и не отрекаясь от неё ни на плахе, ни на костре. Шли правнуки Степана Разина и Пугачёва, шли потомки декабристов, шли братья Коммуны, шли люди, которые в огромной истории своей пережили и поражения, для того чтобы больше их не знать. Шёл здоровый народ, народ-страстотерпец, народ-победитель, великий и гениальный».

К образу непобедимого русского народа, к теме Гражданской войны, к фигурам великих Ленина и Сталина Вишневский обратился и в пьесе «Незабываемый 1919-й», написанной им в 1949 году, приуроченной к семидесятилетию Иосифа Виссарионовича и ставшей последним крупным произведением писателя. В центре этого эпического творения — события, связанные с защитой Петрограда в 1919 году от белогвардейских частей и интервентов, а также сил, готовивших с помощью предателей и шпионов мятеж. Пьеса «Незабываемый 1919-й» была экранизирована. Одноимённый фильм М. Чиаурели, вышедший на экран в 1951 году, где в образах Ленина и Сталина предстали народные артисты СССР П. Молчанов и М. Геловани, был восторженно принят советским зрителем.

Талантливо написанная пьеса, убедительно высветившая расцвет дарования драматурга, была по достоинству оценена. Всеволода Витальевича удостаивают Сталинской премии первой степени. Эта высокая награда прибавилась к ранее имевшимся в арсенале писателя двум орденам Ленина, трём орденам Красного Знамени, орденам «Знак Почёта» и Красной Звезды. Последнюю свою награду — орден Трудового Красного Знамени, которым государство отметило писателя к его пятидесятилетнему юбилею, он получил за месяц до смерти, находясь в больнице.

Особые отношения у писателя сложились с ленинской «Правдой». Многолетнее сотрудничество с главной газетой страны он ценил и искренне им гордился. Выступая в 1936 году на общем собрании писателей по вопросу о формализме, Всеволод Витальевич рассказывал: «Кто оказал мне исключительную рабочую и товарищескую помощь? «Правда». Я являюсь постоянным сотрудником «Правды». Первую статью я написал туда в 1917 году перед июльскими днями. В «Правде» я многому научился. Когда-то, когда я готовился выступать перед отрядом, я знал, что каждое слово там должно «попадать в цель», иначе тебе никогда второго слова сказать не дадут. Примерно то же я чувствую, работая для «Правды». Каждая вещь, которую я пишу для «Правды», это школа, это самая лучшая борьба с натурализмом, с формализмом».

Дать первым материал в «Правду», опередив тем самым своих товарищей корреспондентов, Вишневский пытался и тогда, когда работал в этом качестве в годы Великой Отечественной войны. О той поре его сотрудничества с «Правдой» можно судить со слов А. Фадеева, написанных им в одном из писем Вишневскому в феврале 1942 года: «Хочу сказать тебе, что я, как и большинство москвичей, с волнением читаю всё, что ты пишешь в «Правде». Всё это проникнуто большим чувством и силой поистине разящей…»

Находясь на Нюрнбергском процессе, в ноябре 1945 года в письме главному редактору «Правды» П. Поспелову Вишневский писал: «Я сконцентрирован на работе. Мне доставляет огромное внутреннее удовлетворение — оперативно, чётко, драматично, — писать в «Правду» … Я понимаю, что пишу для миллионов — для родной, бесценной России… Веду бой дальше, — за мой Ленинград, за всё огромное, наше… Я горд, что подсудимые так устрашённо смотрят на нашу делегацию. Вот тут спуска не будет…»

Да, Вишневский писал для миллионов, для России и прогрессивно мыслящих людей во всём мире. Творчество его многогранно, хотя по большому счёту далеко не всё оно дошло до читателя. Даже пятитомное Собрание сочинений и дополнительный к нему шестой том с выступлениями и радиопередачами, записными книжками и письмами, изданные в 1954—1961 годах издательством «Художественная литература», не представили советскому читателю всего того, что было Вишневским написано.

О творческом его наследии в рамках небольшого очерка всего не скажешь. Ведь только его пьеса «У стен Ленинграда», «Дневники военных лет» и радиопередачи в блокадном Ленинграде достойны целого исследования. И поверьте, оно предстало бы перед взором читателя очень увлекательным и поучительным. Отдельного разговора, конечно, заслуживают драматургия писателя и его кинематографическая деятельность. Впрочем, для тех, кого заинтересовали жизнь и творчество Всеволода Витальевича, остались добротные и содержательные книги, изданные в советское время, достаточно широко раскрывающие масштаб этой неординарной личности.

Писатель-коммунист, один из руководителей Союза советских писателей, трибун, борец за мир, он умел ценить людей, дружить, подставлять плечо, быть открытым и искренним, всегда готовым помочь, подсказать, повести за собой. А уж энергии созидательной в нём было столько, что хватило бы и на десятерых. Но при сём не смог Вишневский сберечь себя, своё здоровье. Не прислушивался к врачам, не менял бешеного жизненного темпа, основательно подточившего организм, горел, спешил, пытаясь всё успеть, везде побывать, в каждом добром деле поучаствовать.

Давайте же помнить этого неутомимого воина, призванного Великим Октябрём, писателя и публициста, оставившего нам замечательные произведения, запечатлевшие целую эпоху. Эпоху величайших свершений, благодаря которой Россия наша, вопреки всем невзгодам, свалившимся на неё вместе с навязанным ей буржуазным режимом, до сих пор не растеряла свой огромнейший и уникальный потенциал.

Пора бы, наконец, вернуть зрителю драматургию Вишневского. Пусть поначалу это случилось бы где-нибудь в глубинке, на провинциальной сцене. Главное — начать это поступательное движение и найти тех молодых и талантливых творцов, которые смогут ставить пьесы Вишневского, завораживая нас неистребимым духом революции, которая, как известно, никогда не заканчивается.

Руслан Семяшкин,

г. Симферополь

pravda




Новороссийск

Курортный сбор: зачем регионы берут плату за отдых


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Патриотическую акцию «Синий платочек» провели в Нижнем Новгороде в день прибытия «Поезда Победы»

Состояние неудовлетворительное: какие тульские мосты осмотрят и отремонтируют в 2024 году

Итоги Международного Интернет-турнира по быстрым шахматам, посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.

Курортный сбор: зачем регионы берут плату за отдых

Новости Краснодарского края

Проткнули крючком и кинули в мусорку: в Новороссийске ради змеи вызвали спасателей

В Краснодарском крае девять соцобъектов получили положительное заключение госэкспертизы

Через четыре моря навстречу восточной сказке — «Круиз Ретро FM 2024»

Налево нельзя: на оживленном перекрестке в Челябинске запретили поворот


Tele2 первой покрыла новый платный участок М4 – объезд Краснодара

Последний звонок 2024: новые форматы и возможные изменения по регионам

Курортный сбор: зачем регионы берут плату за отдых

На Кубани объявили о высокой пожароопасности


Курортный сбор: зачем регионы берут плату за отдых

В Новороссийске пройдут учения со стрельбами

Tele2 первой обеспечила 100% покрытие сетью нового отрезка платной магистрали М4

Круглый стол о подвигах моряков Черноморского флота пройдет в Музее Победы


Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев
Краснодарский край

Губернатор Кубани подвел итоги конкурса инициативного бюджетирования


Частные объявления в Новороссийске



Загрузка...
Rss.plus
Персональные новости
Тимати

На восстановление уйдет год: невеста Тимати пострадала на Мальдивах



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Новороссийск на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Исполнительницу Аллу Пугачеву на официальном уровне признали в Израиле

В БРХК прошел Урок памяти Булата Окуджавы

ЮрКисс о черных списках «Русского Радио»: как туда попали SMAMAN, Тимати и Егор Крид

Певец ЮрКисс заявил, что никогда не хотел совместного трека с Тимати


Хачанов вышел в третий круг турнира ATP в Риме

Калинская проиграла Свитолиной и не смогла выйти в 1/8 финала турнира в Риме

Виктория Азаренко пробилась в четвертьфинал турнира WTA в Риме

Теннисист Джокович раздавал автографы в шлеме после попадания бутылкой в голову


PFL MENA 1: Best photos from Riyadh

Camila Giorgi ‘flees Italy with family’ as tennis star-turned-lingerie model breaks silence on retirement mystery

Citadel CEO Ken Griffin says the anti-Israel college campus protests are just 'performative art'

Derrick Lewis scores vicious knockout, moons crowd at UFC St. Louis