Махнем в кино?
№63 (6068) от 26 августа 2022
2022-й стал поистине печальным для российского проката. Чего не скажешь о российских кинематографистах, активно продолжающих снимать отечественное кино
Хуже, чем в пандемию
То, чего не смогла сделать пандемия, довершил уход с российских экранов голливудской пятерки – касса кинотеатров, как утверждают прокатчики, сократилась на три четверти. Даже введенная полумера сдачи кинозалов в аренду для корпоративов не дала прибыли.
Поначалу зритель вроде бы воодушевился повторными показами: «Брат» с Сергеем Бодровым собрал ошеломляющую даже по голливудским меркам кассу, но… Ни один из отечественных фильмов-классиков в дальнейшем не смог повторить его судьбу.
Тогда прокатчики попробовали не совсем легальные способы завлечь зрителя в кинозалы. Например, в Чите в прокат без удостоверения вышли «Бэтмен» и мультфильм «Я краснею». В одном из питерских залов благодаря некоему арендатору можно было посмотреть новый «Топ Ган». Так называемое бесплатное предсеансовое обслуживание ввели в Пермском крае, сначала предлагая зрителю познакомиться с зарубежной новинкой, затем – с отечественной.
Но нарушение прав правообладателей контента, нарушение авторских и смежных прав оказались налицо. Нелегальный показ умер, не успев родиться.
Что же в итоге? В июне-июле кинотеатры по всей стране посещали всего по миллиону человек в неделю. Хуже результаты были только во время локдауна, когда кинотеатры практически не работали. Прокат корейских, китайских и советских фильмов принес всего 5% от прежних сборов. Не спасли отрасль и льготные ставки кредитования, и отсрочки по уплате страховых взносов, и программа «Пушкинская карта». По стране закрыто 200 кинотеатров и заморожено 30% коммерческих кинозалов.
Куда дальше двигаться?
Прокатчики в сложившейся ситуации жалуются на плохое качество современного отечественного кино, не способного собрать кассы, и пеняют федеральным властям, отказавшимся поддержать отрасль субсидиями (напомню, что во время пандемии такая поддержка была, а сегодня она сохраняется лишь в Москве, правительство которой объявило прямые выплаты киносетям на компенсации из городского бюджета).
Для того чтобы в данной ситуации сохранить кинотеатры, считает глава объединенной киносети Алексей Васясин, помимо прямого выделения денег кинотеатрам необходимо изменить систему мотивации продюсеров, чтобы они зарабатывали не на производстве фильма, а на бокс-офисе, как делается во всем мире. То есть распределять выделяемые на кино деньги между продакшеном и маркетингом и строго отслеживать, чтобы все картины, на которые был выделен бюджет, дошли до кинотеатров.
Режиссер Олег Штром также обращает внимание на объединение усилий прокатчиков и производителей российских фильмов.
«Конечно, к российскому кинематографу было подорвано доверие со стороны крупного бизнеса и зрителей. Многие мои коллеги аферистично себя вели, крупные проекты, на которые ставили, оказались не такими выверенными. Обманутые зрительские ожидания привели к тому, что инвесторы потеряли деньги, окупаемость российских картин низкая. За 20 лет успешными были, может быть, 20 картин», – отметил Штром и подчеркнул, что именно прокатные компании должны вкладываться в создание кино и его рекламу, тогда они будут заинтересованы в качестве фильмов.
Дорогу молодым
Так что же сделать для того, чтобы российские зрители массово пошли на российские фильмы? Для меня, как для того самого зрителя, ответ очевиден: снимать хорошее кассовое кино и не жалеть денег на его продвижение.
Отмечу, что в России никогда не было столько талантливых молодых режиссеров и не снималось так много качественных дебютных картин, как сейчас. Во второй половине нулевых в режиссуру пришли Андрей Звягинцев, Борис Хлебников, Алексей Попогребский, Бакур Бакурадзе, Валерия Гай Германика. Пятилеткой позже самыми заметными авторами стали Наталья Мещанинова и Нигина Сайфуллаева. Во второй половине 2010-х перед нами предстали выпускники кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова. Кантемир Балагов, Кира Коваленко, Владимир Битоков с первыми или вторыми своими фильмами даже попали в Канны и Венецию.
У этого количественного скачка есть как минимум две причины. Первая – повышение интереса государства к дебютному кино (молодой режиссер может запросить у государства на свой дебют 50 миллионов рублей). Вторая – выход на проектные мощности сразу нескольких независимых российских киношкол, которые и формируют у своих студентов персональное видение. Молодые режиссеры предлагают зрителям разное кино, а именно жанровое и тематическое разнообразие и должно привлечь в кинотеатры, в первую очередь, молодежь.
По словам генерального директора «ВГИК-Дебют» Федора Попова, дебютные российские фильмы ранее всегда испытывали трудности в своем продвижении к российскому же зрителю, им было трудно конкурировать в прокате с зарубежными блокбастерами, показы которых сопровождались мощными рекламными кампаниями.
Теперь преград нет. Государство поддерживает молодых авторов и их работы, инвестируя в будущее российского кинематографа. Дело за малым – за нами, зрителями.
Окончательно и бесповоротно
Привить или вернуть любовь к просмотру своего, отечественного – задача не из легких. Особенно на местном уровне.
Анна Плетнева – библиотекарь Горьковки, одна из авторов проекта аудиогидов по местам съемок фильмов Рязанской области, на самом деле и не думала о глобальном – привести рязанцев в кинотеатры на просмотр отечественных фильмом.
Еще до 2018-го российским кино она особо не интересовалась и почти ничего о нем не знала. Вместе с Анастасией Чирковой (ныне PR-менеджером Центра развития креативных индустрий) подруги вели блог, в котором рассказывали о зарубежном кинотуризме. Лишь несколько лет назад, вновь решив объединиться в своей любви к кинематографу, девушки обратили свои взоры на отечество и задумались: а почему бы нам не представить на суд туристов Рязань глазами кинематографистов?
– Мы берем образ места и рассматриваем, как в нем совмещается реальность и кино, через что передается атмосфера. Рассматриваем локальную историю. Например, когда смотришь «Инкогнито из Петербурга» Леонида Гайдая, который снимали в Касимове, то кажется, что это не реальный город, а декорации. Изучаешь вопрос и узнаешь: многие здания в городе построил архитектор-самоучка, который не знал канонов или сознательно добавлял в архитектуру нестандартные элементы, так и получился «город-декорация», – поясняет Анна.
Вслед за большой исследовательской работой Анны и Анастасии на свет появились аудиогиды по местам съемок (они размещены на платформе Izi.Travel и каждый путешественник может их прослушать совершенно бесплатно) про Солотчу, Новомичуринск, четыре части увлекательных рассказов про съемки фильмов в Касимове. Готовится к выпуску и аудиогид по Рязани. Благодаря ему гости нашего города смогут пройти по точкам, в которых снимали сериалы про девяностые-нулевые «Воротилы», «А счастье где-то рядом» и «Дальнобойщики-3». И увидеть город без многоэтажек, окунуться в атмосферу тех лет.
А потом найти фильм в сети и пересмотреть его, что и делают многие туристы и сами рязанцы, воспользовавшиеся аудиогидами. Вот так аудиокинотуры двух молодых рязанок и становятся способом продвижения отечественного кино. Анна, кстати, благодаря своему увлечению, изменила отношение к российскому кинопродукту. Ее интерес окончательно и бесповоротно сместился в сторону отечественного кино.
Екатерина Детушева