«И страданием очищусь»: театральный фестиваль в Великом Новгороде открыли «Братья Карамазовы» от белорусского театра
XXVI международный театральный фестиваль Ф. М. Достоевского стартовал в Новгородской области в пятницу, 4 ноября. Участие в нём принимают 19 театров и творческих объединений с 21 постановкой из разных городов России, а также из Республики Беларусь.
Церемония открытия состоялась одновременно в областном центре и Старой Руссе – два города в этот вечер связывал телемост. Участников и зрителей поприветствовала министр культуры РФ Ольга Любимова, выступившая с видеообращением.
«За годы своего существования событие выросло из регионального фестиваля в смотр международного уровня. Фестиваль развивается, завоёвывает новую аудиторию, являет современные форматы взаимодействия», – отметила она.
В старорусском ДК «Русич» фестиваль открыла постановка драматического театра «Странник» из Санкт-Петербурга – «Последний поход Катерины Ивановны». А на сцену Театра драмы в Великом Новгороде вышли артисты национального академического драматического театра имени М. Горького из Минска. Новгородскому зрителю они представили «Братьев Карамазовых».
«Открывать этот фестиваль в Великом Новгороде – для нас великая честь. Фёдор Михайлович всё-таки имел белорусские корни, значит, мы тоже немного причастны к гению великого русского писателя», – сказал, предваряя спектакль, художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Сергей Ковальчик.
![«И страданием очищусь»: театральный фестиваль в Великом Новгороде открыли «Братья Карамазовы» от белорусского театра 2 «И страданием очищусь»: театральный фестиваль в Великом Новгороде открыли «Братья Карамазовы» от белорусского театра 1](https://gazetanovgorod.ru/wp-content/uploads/2022/11/festdost-01-1024x682.webp)
Знаменитый роман Достоевского – объёмный, многогранный, содержащий в себе элементы разных жанров и заставляющий спорить о себе до сих пор, – довольно сложно перенести на театральные подмостки, не потеряв ничего важного. Тем не менее, белорусской труппе и режиссёру Ольге Клебанович это вполне удалось. В течение почти трёх часов, что длится спектакль, мы успеваем разглядеть и понять каждого из героев, «прочесть» постановку и как детектив, и как философскую притчу, и как роман, в котором кипят неистовые страсти.
Именно они, страсти человеческие, отпущенные на свободу (ведь если бога нет – всё позволено), и ведут здесь каждого к анархии, к катастрофе. Схлёстываются друг с другом в громких, безобразных, доходящих до рукоприкладства скандалах из-за «одной местной обольстительницы» Карамазов-отец и непутёвый сын Митя. «А я вашу ручку, ангел-барышня, возьму и не поцелую», – бросает в лицо сопернице Грушенька. «Это он! Он убил отца!», – кричит в исступлении на суде обманутая невеста Катерина Ивановна, – и горький, едкий гнев заполняет собою всё пространство, и приговор уже очевиден. И даже божий человек Алёша в какой-то момент заглянет в бездну и поймает на себе её ответный взгляд. И скажет: «Расстрелять».
![«И страданием очищусь»: театральный фестиваль в Великом Новгороде открыли «Братья Карамазовы» от белорусского театра 4 «И страданием очищусь»: театральный фестиваль в Великом Новгороде открыли «Братья Карамазовы» от белорусского театра 3](https://gazetanovgorod.ru/wp-content/uploads/2022/11/festdost-06-1024x682.webp)
![«И страданием очищусь»: театральный фестиваль в Великом Новгороде открыли «Братья Карамазовы» от белорусского театра 6 «И страданием очищусь»: театральный фестиваль в Великом Новгороде открыли «Братья Карамазовы» от белорусского театра 5](https://gazetanovgorod.ru/wp-content/uploads/2022/11/festdost-08-1024x683.webp)
![«И страданием очищусь»: театральный фестиваль в Великом Новгороде открыли «Братья Карамазовы» от белорусского театра 8 «И страданием очищусь»: театральный фестиваль в Великом Новгороде открыли «Братья Карамазовы» от белорусского театра 7](https://gazetanovgorod.ru/wp-content/uploads/2022/11/festdost-15-1-1024x682.webp)
Интересна трактовка образа Ивана Карамазова и созданного им Чёрта. Вначале это просто галлюцинация терзающегося, запутавшегося, медленно сходящего с ума человека. Из темноты, из-за кулис подкрадывается на цыпочках некто в красных очках и аляповатом клетчатом костюме – вероятно, он же через полвека будет сопровождать Воланда под именем гражданина Коровьева. Те же манеры шута, те же глумливые ужимки и смешки, – но оценить их пока способен только Иван: для остальных Чёрт остаётся невидимым, несуществующим. Скоро, впрочем, он станет реальным. Более того – обретёт власть. И именно его в мундире обвинителя мы увидим на последнем суде над Митей.
Слепая ненависть приводит во тьму. Но туда же ведёт праведный гнев Ивана, мечтавшего очистить мир от «съедающих друг друга гадин» или расстрелять помещика, что затравил собаками крестьянского мальчика. «Гибель и мрак, Алёша», – скажет Иван. Гибель и мрак. Над сценой – вечно чёрное ночное небо, в котором возвышаются то тусклый церковный купол, то зеленоватая луна, то подсвеченный красным крест Великого Инквизитора, огромный и жуткий. Нет счастья в свободе. Но и в инквизиторской морали его нет, ибо вот её правосудие – костёр или каторга для невиновного.
![«И страданием очищусь»: театральный фестиваль в Великом Новгороде открыли «Братья Карамазовы» от белорусского театра 10 «И страданием очищусь»: театральный фестиваль в Великом Новгороде открыли «Братья Карамазовы» от белорусского театра 9](https://gazetanovgorod.ru/wp-content/uploads/2022/11/festdost-16-1024x682.webp)
«Ищи счастья в страдании», – говорит старец Зосима, благословляя Алёшу уйти из монастыря в мир. И, сам того не зная, вторит ему невинно осуждённый, приговорённый к каторге Митя: «Пострадать хочу и в страдании, господи, очищусь».
![«И страданием очищусь»: театральный фестиваль в Великом Новгороде открыли «Братья Карамазовы» от белорусского театра 12 «И страданием очищусь»: театральный фестиваль в Великом Новгороде открыли «Братья Карамазовы» от белорусского театра 11](https://gazetanovgorod.ru/wp-content/uploads/2022/11/festdost-03-1024x682.webp)
И даже клетчатый Чёрт, циник и трикстер, скажет в финале, когда всё уже кончено и герои, как куклы, убраны за стекло в глубине сцены: «Если бы на земле было всё благоразумно, то ничего бы и не произошло… Люди принимают всю эту комедию за нечто серьезное – в этом их и трагедия. Ну и страдают, конечно, но всё же зато живут… ибо страдание-то и есть жизнь».
Светлый мальчик Алёша снимает монашеские одежды и остаётся «в гражданском»: брюки, ботинки, белая рубашка. Мальчик берёт с собой один старенький чемодан и уходит со сцены по боковой лестнице куда-то во тьму, навстречу страданию. Навстречу жизни.
***
Фестиваль Достоевского продлится в Великом Новгороде и Старой Руссе до 11 ноября. Ознакомиться с его афишей можно на официальном сайте или в группе «ВКонтакте» – «Международный театральный фестиваль Достоевского».
Фото: Павел Иванов.