Новгородские исторические записки от Виктора Смирнова. Записка сто девяносто четвёртая: «Святыни новгородские. Преображенский Антоние-Леохновский монастырь»
Мы продолжаем серию публикаций на тему истории Великого Новгорода и Новгородской земли авторства историка и писателя Виктора Смирнова. Материалы публикуются с разрешения автора.
Святыни новгородские. Преображенский Антоние-Леохновский монастырь
Выезжаем из Великого Новгорода и берем курс на Старую Руссу. После Живоносного источника и деревни Буреги будет поворот направо. Еще 12 километров асфальтовой дороги, и нашему взору предстает великолепная колокольня в классическом стиле. Это и есть Антоние-Леохновский мужской монастырь.
В начале больших дел часто стоит подвижник -- человек, самоотверженно отдающий все силы на достижение высокой цели. Антоний Леохновский был именно таким. Отпрыск старинного рода тверских бояр Вениаминовых, то есть по современным представлениям человек, стоящий на высокой ступени социальной лестницы, вдруг бросает все и уходит в дремучие новгородские леса. В безлюдном месте под названием Рублевская пустынь он выкапывает пещеру в высоком овраге на берегу речки Переходы и живет здесь отшельником, чтобы очиститься от всего мирского и приготовить себя к жизни ангельской, то есть стать монахом.
Приняв постриг, Антоний выбирает для будущей обители место вблизи села Леохново. Название села происходит от новгородского уменьшительно- ласкательного имени Леонид, вероятно, Леохном звали первого поселенца или владельца этого села.
С помощью местных жителей Антоний построил деревянный храм Преображения Господня, а затем основал монастырь. Привлеченные слухами о его святости сюда потянулись богомольцы. Народная молва приписывала Антонию дар предвидения и целительства, в его "Житии" описано много подобных случаев. Год от года обитель прирастала братией и новыми постройками.
Тяжким испытанием для всего Новгородского края стали годы Смуты и последовавшая за ней шведская оккупация. В 1611 году во время поездки в Новгород Антоний скончался на 86-м году жизни и был погребен на одном из городских погостов. Вскоре после кончины настоятеля Леохновский монастырь был дотла разорен шведами, а вся его братия перебита. Спастись удалось лишь одному иноку по имени Григорий. Чтобы возродить обитель он добился разрешения перевезти сюда мощи преподобного Антония, и сюда снова потянулись паломники.
Во время Екатерининской секуляризационной реформы Антоние-Леохновский монастырь был упразднен как "малобратственный", а его церкви перешли местному приходу. После страшного пожара, уничтожившего оба храма, верующие построили новую каменную церковь, перенеся в нее мощи преподобного Антония.
Судьба Леохновской церкви при Советской власти не отличалась от судьбы многих тысяч русских храмов. В 1938 году храм закрыли, с куполов сняли кресты, колокола отправили на переплавку, а все священнослужители отправились в Гулаг. В бывшем храме устроили клуб, но леохновцы, боясь кощунства, ходили сюда неохотно, а церковную утварь тайком попрятали по домам.
В годы Великой Отечественной войны верующие по собственному почину возродили храм. После освобождения власти снова попытались закрыть церковь, но, несмотря на аресты священнослужителей и травлю со стороны властей, верующие сумели ее отстоять.
В 80-х годах прошлого века в атмосфере всеобщего хаоса и обнищания населения Леохновская церковь снова оказалась на грани гибели. Казалось, что жизнь сюда уже никогда не вернется, разве что появится новый подвижник, который поднимет эту непосильную ношу. И такой подвижник явился. Известный ленинградский физик-ядерщик Александр Муринсон внезапно оставил престижную работу, квартиру в центре и, приняв сан священника, приехал вместе с женой к руинам бывшей обители. Здесь царили такая непролазная грязь, разруха и запустение, что сам владыка Лев, опасаясь за своего подопечного, просил его хорошо подумать, прежде чем решиться перебраться в Леохново. Но отец Александр не убоялся трудностей. Он начал заниматься с оставшимися без учителей местными детьми, а в ответ благодарные родители стали помогать новому батюшке приводить в порядок территорию монастыря.
Двадцать лет неустанных трудов отца Александра, помощь благотворителей и местных жителей преобразили бывший монастырь до неузнаваемости. В Преображенском приделе покоятся под спудом мощи преподобного Антония. В поднявшемся из руин храме Преображения Господня возобновились богослужения, в теплом приделе засветился иконами трехъярусный иконостас, с колокольни снова зазвучали колокола, засияли кресты на куполах, зажурчала вода в святом источнике. Появились и все блага современной цивилизации: отличная асфальтовая дорога, электричество, водопровод и канализация.
Отец Александр много лет боролся со смертельной болезнью, но до самой своей кончины оставался открытым и жизнелюбивым человеком. Его последним желанием было увидеть возрождение здесь монашеской общины, и его желание сбылось. Древний Антоние-Леохновский монастырь продолжает служение Богу и людям. Здесь нет мирской суеты, здесь легко дышится и хорошо думается...
Изображения представлены автором.