Новгородские исторические записки от Виктора Смирнова. Записка сто первая: «Моцарт реставрации»
Мы продолжаем серию публикаций на тему истории Великого Новгорода и Новгородской земли авторства историка и писателя Виктора Смирнова. Материалы публикуются с разрешения автора.
Моцарт реставрации
Продолжаем вспоминать великих новгородских реставраторов.
У каждого новгородца есть заветные места. Обычно это Детинец или Ярославово дворище. А еще непременно музей деревянного зодчества Витославлицы. Когда идешь по широкой деревенской улице среди старинных построек, возникает чувство, будто ты вернулся к себе на родину. И как-то не верится, что еще сравнительно недавно здесь было голое место, пока не появился человек, который все это затеял.
Выдающийся российский реставратор, лауреат двух Государственных премий Леонид Егорович Красноречьев родился в 1932 году. Окончив Ленинградский архитектурный техникум, приехал в Новгород и сразу попал под опеку Любови Митрофановны Шуляк. "Крестная мама" послевоенных новгородских реставраторов сразу разглядела в новичке незаурядный талант.
Первым серьезным объектом Красноречьева стала церковь Успения на Волотовом поле. А вернее сказать холм из битого кирпича, который когда-то был великолепным храмом четырнадцатого века. О его восстановлении тогда нельзя было и мечтать. Задача реставратора заключалась в том, чтобы спасти памятник от полного уничтожения, возвести временные стены и крышу, сохранив лежащие в отвалах знаменитые фрески. Буквально по сантиметру обмерив все, что уцелело, Красноречьев создал проект реставрации волотовского храма, в душе надеясь, что когда- нибудь придет и его черед.
А потом на молодого специалиста обрушилась настоящая лавина первоклассных объектов. Он реставрировал такие шедевры новгородского зодчества как церкви Спаса на Ковалеве, Двенадцати Апостолов, Архангела Михаила, Рождества в Перыни, Вяжищский и Иверский монастыри, Воскресенский собор в Старой Руссе, Покровская башня кремля. Со стороны казалось, что у Красноречьева есть некая астральная связь с древними мастерами, которые подсказывают ему, как правильно класть кладку, как замешивать раствор до каменной твердости, как выводить купола. Нередко он вел несколько объектов сразу, совмещая в одном лице и проектировщика, и бригадира, и мастера.
Средневековый Новгород был, как известно, деревянным городом. Новгородские мастера всегда славились плотницким искусством. В далеких деревнях встречались настоящие жемчужины народной архитектуры, которые нужно было срочно спасать. Вот тогда и родилась у Красноречьева мысль о музее деревянного зодчества под открытым небом. Правда, затея эта не всем пришлась по душе. Одним она показалась слишком затратной и хлопотной, другие считали неправильным отрывать памятник из той среды, где он создавался. И все-таки союзников у Красноречьева было больше. И в 1964 году в министерстве культуры Российской Федерации вышло постановление о строительстве на месте древнего новгородского села Витославлицы музея деревянного зодчества. Кстати сказать, одного из первых в Советском Союзе.
Первым объектом будущего музея стала высокая церковь из деревни Курицко, некогда служившая ильменским рыбакам не только храмом, но и маяком. Предстояло разобрать храм до основания, заменить сгнившие бревна, обработать современными консервантами и собрать уже на новом месте. А тем временем в Витославлицы стали привозить со всех концов области все новые объекты: старинные крестьянские избы, часовни, амбары, колодцы.
Красноречьев понимал, что объединить в одном месте памятники народной архитектуры -- это только полдела. Нужно придумать, как сделать будущий музей живым и притягательным. Созданный им проект стал в то время новым словом в музейном деле. Здесь не было застекленных витрин, не было экспонатов в привычном смысле этого слова. Красноречьев задумал свой музей как островок народной культуры, место, где люди могут вернуться к своим истокам.
16 мая 1967 года музей Витославлицы принял своих первых гостей. И с этого дня поток гостей сюда с каждым годом только растет. Здесь проходят фольклорные праздники, можно поучаствовать в старинных обрядах, отпраздновать Рождество и масленицу.
И вот пришел черед той самой церкви Успения на Волотовом поле, с которой когда-то начиналась профессиональная карьера Леонида Красноречьева. В 2001 году Министерство культуры России заключило договор с ФРГ о совместном восстановлении разрушенного в годы войны храма, и уже два года спустя работы были закончены. За возрождение церкви Успения на Волотовом поле Государственной премии Российской Федерации были удостоены архитекторы реставраторы Леонид Красноречьев и Нинель Кузьмина.
Леонид Егорович вернул к жизни более семидесяти архитектурных памятников первой величины. Вдоль и поперек исколесив Новгородскую область, он выявил и описал больше сотни старинных построек. Несмотря на такие огромные нагрузки, работал Леонид Егорович как-то удивительно легко, друзья полушутя называли его Моцартом от реставрации. У него не было профессиональных секретов от своих коллег, он охотно делился опытом, раздаривал свои идеи, воспитывал учеников и последователей.
Умер Леонид Егорович в пасхальную ночь 4 мая 2013 года. А год спустя музей Витославлицы отпраздновал свое пятидесятилетие. В честь юбилея был отлит шестипудовый колокол, на котором было написано имя отца-основателя музея Леонида Егоровича Красноречьева. И теперь звук этого колокола напоминает нам о человеке, который навсегда оставил свой след в новгородской истории.