ROBE
художник, автор тройного мурала о путешественниках
Муралы могут как формировать, так и разрушать среду вокруг себя. Если мы будем рассматривать такие города, как Норильск, Салехард, города полуострова Камчатки и другие с типичной панельной застройкой, то муралы там жизненно необходимы. Они придают этим местам позитивный и интеллектуальный оттенок. А если мы будем рассматривать такие города, как Венецию и Рим, то быстро поймем, что туда интегрироваться современному искусству сложно. Поэтому мой вывод такой: панельки ждут муралы.
Если говорить про муралы в России в принципе, то это некая субкультурная история, а у любой субкультурной истории есть свой пик и спад. Как по мне, в последние годы муралы в России добрались до пика — их поддерживают на государственном уровне, появилось много фестивалей. Но через несколько лет потребность в этом, скорее всего, пропадет.
Грустно, что некоторые художники считают, что мероприятия, связанные с мурализмом, — это квинтэссенция успеха или признания, что это некий трамплин. Это абсолютно не так, это просто возможность лишний раз сделать то, что ты любишь делать. А то, что ты любишь делать, ты можешь делать где и когда угодно, потому что потребность творить рождается в голове, а не по зову моды. Я точно не перестану заниматься мурализмом.
У меня процесс творчества связан в первую очередь с физическими нагрузками, если точнее, с походами: я часто хожу в горы, путешествуя по морям и океанам. В тот момент, когда ты один, ты подпитываешься всей этой красотой, тут и там возникают образы, и эти образы я отражаю в своих работах.
Например, в 2015 году мы с друзьями поехали на Эльбрус. Выходим ночью и идем к вершине. Темно, холодно, валит мелкий, как шрапнель, снег. Поднимаемся до 4800 — отваливается половина участников. Доходим до 5100 — нас остается уже три человека. На рассвете, когда погода ухудшилась, мы шли уже в молоке, не видно ничего, вокруг одно белое безмолвие. Спустя время послышались громовые раскаты. Нам стало не по себе, и мы решили вернуться.
По пути мы встретили нескольких туристов, которые думали, что спускались, хотя шли на подъем. Это очень опасно — в такую погоду ты теряешься и можешь выйти на ледник, где трещины и где тебя никто никогда не найдет. Был десятый час восхождения. Когда ты находишься в горах, ты хочешь видеть вокруг себя красоту: хребты, пейзажи, но была только белая пустота: сверху, снизу, вокруг — всепоглощающий свет, который хлещет тебя по лицу. И в какой-то момент я стал видеть в этой пустоте образы. Вернувшись домой, я сделал серию работ под названием «Белое безмолвие»: много разных людей в разных плоскостях создавали рельеф и перспективу в белом молоке.
То есть я так живу. И ничто не повлияет на меня. Свои работы я могу выполнять как на холстах, так и на зданиях. Но второе всё же приятнее.
В Солнечнодольске мне достались три фасада — я их не выбирал. Так вышло. На каждом изображен силуэт человека в горах. Двое идут на подъем, последний — на спуск. Тот, что спускается, испытывает радость, хотя лица его и не видно, те, что идут на подъем, утомлены, потому что впереди их ждут трудности.
Сакрального смысла в эту работу я не закладывал. Каждый человек найдет в этом что-то свое. Когда я спрашивал местных жителей, что они думают о работе, оказалось, что многие в серии видят страх, печаль, тоску, агрессию, а кто-то подходит и говорит: «О, да это же Восточные горы! Я там бывал».
Вообще, я хотел бы, чтобы люди не думали ни о чем, глядя на мои работы, чтобы они просто начали жить и принимать то, что они видят, открытым сердцем, без штампов и клише, чтобы не было закольцованности ни в мыслях, ни в сознании.
Я бы не хотел никого ничему учить, я бы не хотел, чтобы моя работа кому-то что-то доказывала или раскрывала какие-то тайны. Хочу, чтобы люди просто чувствовали.
Лично я о высоком во время работы не думал. Максимум я думал о квасе, о том, осталась ли еда на обед — вдруг ее уже съели художники, о сильном ветре и о людях, которые ждут меня внизу.