Суицид, употребление алкоголя и секс несовершеннолетних: какие идеи спектаклей для детей представила режиссерская лаборатория татарского ТЮЗа
Площадка, где режиссер может перейти рамки дозволенного Лаборатория режиссеров – это не полноценный театр, за вечер вы можете посмотреть несколько постановок и больше их не увидеть, потому что они могут быть отбракованы. Площадка лаборатории создана для экспериментов, для свободы режиссеров и актеров. После каждой постановки режиссер, критики и зрители обсуждают и дискутирует, нужно ли это показывать и как это показывать зрителям, каждый может выразить свое мнение. «На лаборатории игнорируются устои театра, нарушаются активно», – отметил куратор проекта лаборатории режиссеров Нияз Игламов. Постановки все были на татарском языке. «Сначала у меня был шок, хотелось сбежать заплакать и сказать, что, простите, я поехала в Москву обратно. Но потом я привыкла и даже без наушников смотрела», – рассказала режиссер, заслуженный артист России Екатерина Корабельник. Лабораторию мог посетить любой желающий. В зале были маленькие дети, но организаторы все равно показали откровенные сцены, суицид и распитие алкоголя. Аутист и жизнь его сверстников без цензуры Постановка «Умник» рассказывает историю мальчика-аутиста, которому 22 года и он видит мир глазами трехлетнего ребенка. Он впервые сталкивается с бытовой жизнью сверстников. В спектакле были показаны достаточно откровенные сцены с подростками. Во время спектакля были задействованы звуки женских стонов. Спектакль представляла режиссер из Москвы заслуженный артист России Екатерина Корабельник. «Я думаю, эта постановка может рассчитывать даже на возрастной диапазон 8+. Да, там есть какие-то интимные моменты, но дети про это знают больше нас», – рассказала режиссер корреспонденту ИА "Татар-информ". Юные зрители признались, что не поняли, о чем постановка. А более взрослые зрители оценили старания актеров и режиссера. «По-моему, на татарской сцене еще не было спектаклей на тему умственно отсталых людей. Сама атмосфера была создана – урбанистическая среда, это наше время, это наши люди. Замечательная постановка», – заметил один из зрителей Айдар. Мы обратились к эксперту за оценкой данной постановки. Эксперт считает, что проявление любви допустимо в постановках, если эти чувства олицетворяют что-то духовное. Если же в постановке демонстрируется близость без духовных составляющих, то это допустимо во взрослых постановках. «Что касается половых отношений, то это всегда было 16+, и постановщики этого театра должны знать это. Ребенок в 12 лет еще не определился, очень важно ему в это время правильно сориентироваться, и в том числе сексуальном плане», – ответил кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин. Отец-психопат и его суицид, постановка для детей 6+ Третью постановку «Мой папа Питер Пэн» представлял режиссер из Норильска Тимур Файрузов. Она стала самой обсуждаемой и неоднозначной. И многие пришли к выводу, что такое детям показывать нельзя. Ключевые роли в постановке играют отец и ребенок. Отец вечно где-то пропадает, влезает в долги, уносит деньги из дома. Чтобы как-то оправдать все это, отец рассказывает ребенку, что он Питер Пэн. Постановка заканчивается самоубийством отца на глазах ребенка. «Само произведение “Мой папа Питер Пэн” разрушительно для наших глаз. Там папа разрушает свою жену, разрушает своего маленького ребенка и разрушает себя. Финал меня шокировал. Я ждала, что герой исчезнет. В традиционной культуре самоубийцы осуждаются, а этот самоубийца взвалил ответственность на маленького человека – восьмилетнего ребенка. Здесь маркировка 6+ совершенно не подходит. Этот текст разрушительный», – прокомментировала постановку литературовед КФУ, кандидат филологических наук Миляуша Хабутдинова. Приглашенные критики из Москвы тоже не оценили постановку. «Самое страшное в этой поставке, что после просмотра начнут оправдывать этого отца, он все равно останется в светлом образе. Это чудовищная история урода, который разрушает всё, разрушает отношения ребенка с мамой, разрушает этого ребенка шестилетнего. Зачем эту пьесу ставить, она преступна», – высказался театральный критик Владислава Куприна. Реакция зала была положительная, они оценили постановку и посчитали ее драматичной и очень трогательной. «Такое вижу впервые, замечательная история. Работа очень интересная, актуальная, так интересно решались проблемы и семьи и остальных героев», – заметил зрительница спектакля Ирина. Вопрос о дальнейшей судьбе постановки остался нерешенным. «Не дело режиссера анализировать, а критики высказались. Наверно, я бы поспорил. И вопрос о том, будет ли постановка вообще, остается нерешенным», – рассказал режиссер постановки. На этот счет кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин считает, что постановка с суицидом может быть опасной. «Постановка, где суицид, – это очень опасно, потому что у ребенка не развито мировоззрение, и сцена с суицидами — это очень рискованный сюжет, с этим нужно быть очень осторожным», – Рамиль Гарифуллин. Детский алкоголизм и изображение секса на сцене Последняя постановка «Молчанка» оказалась самой сложной для восприятия детьми и даже взрослыми. Спектакль был представлен самым юным режиссером лаборатории из Уфы Ильшатом Мухутовым. История неблагополучной семьи, где отсутствует уважение и понимание друг к другу. Мать гуляет, дети отданы самим себе. В постановке задействованы сигареты, алкоголь и упоминание о сексе малолетних. В финале постановки раскрывается бессилие и жестокость матери, которая выколола глаз своему ребенку. Зрители оценили постановку и посчитали, что ее нужно регулярно показывать подросткам. «Это спектакль для детей, для подростков, и сейчас мир устроен так, что подростки знают больше нас, и то, что происходит на сцене, к сожалению, бывает, это их жизнь. Иногда подросткам, которые живут в благополучных семьях, полезно видеть такое», – рассказала одна из зрительниц Ольга. Режиссеры очень положительно относятся к тому, чтобы была возможность иногда не придерживаться каких-то рамок. «Во время лаборатории есть возможность шалить, есть возможность быть наглым. Обидно, что многие оценивают пьесу по мату, по агрессии, не думают о том, как трудно быть человеком. Мы живем в то время, когда правда умалчивается, потому что сейчас все пытаются показать обертку и не думают о содержании», – рассказал режиссер постановки. Данную постановку одобрили на регулярный показ в театре и предположили, что это положительно отразится на подростках, которые не видят жестокости жизни. По поводу присутствия в постановке алкоголя, сигарет и упоминаний о сексе высказался эксперт. Он считает, что все зависит от подачи данных вещей и от того, как на это реагируют зрители. «Если после просмотра у детского зрителя возникает любопытство к сексу и алкоголю и если он к этому стремится потом, то надо изучать, почему спектакль это вызывает. Если же постановка сделана мастерски и является профилактикой алкоголизма и сексуальных извращений, то эта полезная постановка с точки зрения личности», – ответил кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин. Несмотря на одобрение зрителей и творческий порыв режиссера, данную постановку категорически не одобрила литературовед КФУ Миляуша Хабутдинова. «”Молчанка” – это проблема с художественным вкусом как у автора, так и у режиссера, и актеров, которые решились участвовать в этом. Это дурновкусие. Мы можем эту проблему изучить в художественной литературе Достоевского “Преступление и наказание” или “Слезинка”. А тут мы погружаемся в беспросветную тьму. Я не согласна со зрителями, которые одобряют показ постановки с целью того, чтобы показать, как живут в неблагополучных семьях. Мне было смешно это слушать, и мне было очень больно и обидно, что детей из зала не убрали, это разрушает», – прокомментировала эксперт. Также эксперт утверждает, что таким образом развитие театра идет по другому, легкому пути. Театр ищет легких побед, хочет привлечь на этой пошлой теме необразованного зрителя. «Я написала открытое письмо Президенту РТ с просьбой проанализировать ситуацию в постановках наших молодых экспериментаторов. К сожалению, я вижу крен не в ту сторону. Прежде чем написать письмо Президенту, я обращалась к министру культуры, однако получала отписки. Считаю, что государство должно вмешаться», – добавила литературовед.