Древняя история Н.Туры
Поселения на месте Нижней Туры известны с раннего железного века и связаны с цивилизацией вогулов-манси. На вершине горы Шайтан, расположенной в центре современной Нижней Туры, располагалось святилище манси. С. Скурыдин предполагает, что оно было посвящено Йоли-Торуму (Кулю) — богу нижнего мира — мира, куда уходили души умерших. Возможно и то, что местные вогулы на горе Шайтан приносили жертвы Калтась-экве. По русскому преданию, манси унесли идола Калтась-эквы на север и русские много столетий безуспешно искали Золотую Бабу. У жертвенника (яны кан) Шайтан-горы помимо глиняной посуды, в которой манси приносили и готовили пищу, хранились стрелы, идолы богов и их помощников. Эти идолы находили на капище ещё в 20-30-е гг. XX века.
Данных о существовании мансийского поселения непосредственно на территории современного города не имеется. Скорее всего, такого поселения не существовало в связи с особым статусом священной горы Шайтан. Известно о существовании двух мансийских неукреплённых поселений — паулей — на территории Нижнетуринского городского округа. Одно из них — вогульская деревня Палькиных (в переводе: «жители густого леса, чащи» либо от «паал» — сторона, половина) в устье реки Ис в районе современных населённых пунктов Глубокая и Маломальский. Деревня в 40-х годах XVIII века прекратила своё существование. Часть манси Палькиных переселилась в поселок Ёлкино, часть ушла к своим соплеменникам на север. Потомки манси Палькиных, коренного населения Нижнетуринского городского округа, живут в Нижней Туре до настоящего времени. В 70-х годах XIX века исчезло последнее мансийское поселение — Именновский пауль в районе деревни Большая Именная. Место, где находился пауль, в местной топонимике называется «вогульское поле».
Интересно, что маршрут знаменитой этнографической экспедиции автора книги «Вогульская страна и её обитатели», венгерского лингвиста Антала Регули, начался в 1843 года от устья реки Ис, где когда-то была деревня Палькина.