Mechateuthis: гигантский механический кальмар
Mechateuthis: гигантский механический кальмар
Конечно, живой гигантский кальмар в естественной обстановке впечатляет не меньше, но Mechateuthis в своем стимпанковом великолепии также потрясает воображение. Большая часть его деталей сделана вручную изобретателем и инженером Барри Кроуфордом, но он также использовал и готовые найденные объекты, вроде бутылочных крышек, которые превратились в присоски на щупальцах. Когда зритель начинает крутить ручку, кривошипы посылают сигнал компьютеру «Ардуино», установленному в заводного робота, а тот, в свою очередь, контролирует движения кальмара.
Кроуфорд начал сбор средств на Mechateuthis в конце прошлого года, и довольно быстро собрал требуемую сумму. Но изобретатель увлекается не только морской живностью, но и насекомыми. На его сайте можно найти немало механических жуков и стрекоз.
Как создавали боевой экраноплан «Орленок»
Испытания продолжились на Каспии, и «самолет» превратился для непосвященных в «плавучий стенд для отработки новых двигателей скоростных судов». Экранопланы обещали стать незаменимым средством для высадки морского десанта: «Орленок» взлетал и садился при пятибалльном шторме, мог в считаные часы перебросить на расстояние до 1500 км 200 морских пехотинцев или две единицы бронетехники и, выйдя с моря на берег, обеспечить их моментальное вступление в бой. Он с легкостью пролетал над противодесантными заграждениями и минами, губившими корабли, а малая высота полета делала его малозаметным для радаров и наблюдателей противника. Но при необходимости «Орленок» мог подняться до 3000 м!
Впечатленный возможностями аппарата, министр обороны Устинов дал конструктору Алексееву карт-бланш и практически неограниченное финансирование. При разработке «Орленка» пришлось решать немало специфических проблем. Одна из них касалась материалов. Морские стали были слишком тяжелыми, а авиационные не годились для сварных морских конструкций и быстро корродировали в соленой воде. В 1974 году у взлетавшего с воды предсерийного экземпляра полностью оторвалась корма с хвостовым оперением и маршевым двигателем — вероятно, при предыдущих посадках корпус получил не замеченные инженерами трещины. Любой другой аппарат в такой ситуации неминуемо затонул бы. Но «Орленок» оказался феноменально живучим: на носовых двигателях пилоты довели полкорабля до берега.
После аварии материал корпуса заменили, и «Орленок» был допущен до серийного производства. Всего планировалось строительство до 120 аппаратов, но свет увидело только пять. В 1984 году Устинов умер, а новый министр посчитал более перспективным развивать атомный подводный флот. В 2007 году всех «орлят», долгое время без дела стоявших на базе под Каспийском, списали. Наиболее сохранившийся экземпляр отбуксировали по Волге в Москву, где он занял место в музее ВМФ.
Транспортно-десантный экраноплан проекта 904
Разработчик: ЦКБ Алексеева
Размах крыла: 31,5 м
Длина: 58,1 м
Масса без груза: 120 т
Взлетная масса: 140 т
Крейсерская скорость: 350 км/ч
Практическая дальность: 1500 км
Высота полета в экранном режиме: 2−10 м
Где посмотреть: Москва, Музейно-парковый комплекс «Северное Тушино»
-
Музыкальная эстетика заводов от саунд-дизайнеров: как записать чистый звук машины
На вопросы отвечают Василий Бивойс и Андрей Попеску, основатели музыкального стартапа Svoboda Zvuka, проекта «Индустриальная эстетика» и спикеры профессии «Sound designer» в Skillbox.
Музыкальность повседневности
Многие видели в интернете ролики, в которых красивую мелодию исполняет «ансамбль» повседневных предметов: посуда, металл, газонокосилка. Это яркий пример работы саунд-дизайнеров — специалистов, которые создают и управляют звукошумовыми эффектами для кино, рекламы, компьютерных игр и постпродакшена других видов цифрового искусства.
Сегодня к саунд-дизайну начинают все чаще обращаться с самой неожиданной стороны: спрос на поимку своего уникального звучания появился у общественных пространств, гостиниц, университетов и даже производств. Всё, что издает звук — это сонорные объекты, а значит, они могут стать предметом исследования саунд-дизайнеров. Например, парк — это целая экосистема разных звуков: поющих птиц, бегущего ручья, тлеющего костра и играющих в волейбол людей. В дальнейшем пойманные звуки используются для видеороликов, оформления сайтов и социальных сетей, как дополнительный крючок для привлечения аудитории и способ выделиться среди конкурентов.
Вооружившись рекордером и ветрозащитой, записать интересные звуки дома, на прогулке или в офисе сможет каждый. Немного практики, и уже через короткое время человек сможет собрать собственную библиотеку звуков. И даже начать на этом зарабатывать, продавая звуковые дорожки на стоках.
Но перед профессиональными саунд-дизайнерами встают и более сложные задачи, например, записывать звуки по заказам промышленных предприятий. Красоту производств впервые заметили в XIX веке. Авангардный итальянский композитор Луиджи Руссоло создал новаторский манифест «Искусство шумов», связав музыкальную эволюцию с техническим подъемом и ростом числа машин. Исследователь пришел к выводу, что человеческое акустическое восприятие тоже развивается. Если в древности люди слушали мелодии ручья, то сегодня звук становится жестче, экспериментальнее. А наше восприятие терпимее и изощреннее. Границы красивого и приятного слуху раздвигаются. Сегодня в нелегком деле производственного саунд-дизайна впереди планеты всей японцы. Они снимают впечатляющие видеоролики о своих технологических производствах и снабжают их реальными записями звуков работающих машин.
Ну а мы подумали, что и российским производствам будет чем похвастаться. Наши заводы — уже давно не пережиток советского прошлого, а современные производства с новейшим оборудованием. Саунд-дизайн и стильная картинка могут помочь российским промышленникам развеять этот миф. Так появился проект «Индустриальная эстетика». А его первой аудиовизуальной работой стал ролик для Загорского трубного завода, расположенного в Московской области. Где производятся более 750 тысяч тонн труб большого диаметра в год.
Как записать чистый звук машины в шумном месте?
Любой завод, как и другой промышленный объект — достаточно сложная площадка для записи. Много процессов происходит параллельно в одном пространстве. С первого дубля тяжело записать конкретный нужный звук. Мы проделали внушительную подготовительную работу: приезжали на завод, изучали лучшие и технически доступные места для записи. Продумали необходимое оснащение.
- Арендовали проектор и профессиональные кинорекодеры, которые используются в индустрии и снимают не все вокруг, а конкретные точки, на которые они направлены. Выбрали мобильные рекордеры с внешним питанием.
- Работали в закрытых наушниках, чтобы поймать звук выбранного станка.
- Использовали узконаправленные конденсаторные пушки-микрофоны, чтобы максимально отсечь посторонние звуки от нужных. Они были оснащены цепелинами, ветрозащитой, пятиметровыми удочками, коммутацией.
Мы сделали сэмпл-паки в максимальном качестве — 32 бита 96 кгц — для исключения возможных перегрузок, чтобы можно было записывать любой уровень громкости с запасом для удобства на этапе пост-продакшена. Звук не испортился во время обработки на студии и получимся «живым». Если бы мы попытались сделать запись со стандартными рекордерами — мы бы записали звуки всего завода.
Во время записи важно найти звук, который «отзывается» у тебя как у аудиохудожника, саунд-дизайнера. Это как инсайт. Звук сразу можно представить в будущем ролике. Можно записывать нестандартные щелчки, механические процессы, чтобы позже их переосмыслить и использовать в качестве аудиоконтента.
Нужна ли специальная подготовка и по силам ли такая работа новичкам?
Начинающие звукорежиссеры, саунд-дизайнеры хорошо справляются с записью аудиороликов. В качестве дополнительных рук мы привлекли студентов профессии «Sound designer» образовательной платформы Skillbox. Они сопровождали нас в охоте за звуками на заводе. Вместе мы собрали обширную библиотеку звуков, с которой работали при монтаже видеоролика.
Лайфхаки от охотников за звуками машин
«Идеально чистый звук записать не получится. Основная задача во время записи — сделать так, чтобы нужный звук максимально выделялся на фоне остальных. Для этого нужно подобраться к нему как можно ближе, учитывая направленность выбранного вами микрофона.
Не стоит использовать все микрофоны или сильно разведенные стереопары. Во время записи важно постоянно мониторить записываемое на хороших наушниках, чтобы успеть изменить позицию, а потом на этапе разбора материала выбрать лучшие моменты.
Есть много софта для чистки аудио, мне удобен Izotope RX 9. В нем много разных инструментов, позволяющих локализовать полезную часть записи и отрезать все лишнее. Может пригодиться Soothe2 от Oeksound, который поможет в борьбе с неприятным, режущими слух частотами».
«Запись в условиях функционирующего завода осложняется помимо окружающего высокого уровня шума еще и невозможностью из-за техники безопасности попасть именно в то место, откуда будут лучшие условия для записи.
Лучше писать на максимально возможном уровне качества рекордера. Это поможет в дальнейшей работе с материалом. Следить за сигналом записи и входящим уровнем нужно всегда. Позаботьтесь о наушниках с хорошей звукоизоляцией закрытого типа, в противном случае окружающий звук будет проникать. Понять, что именно пишется в данный момент будет сложно. Перед записью очень помогает делать звуковые метки голосом, чтобы понимать, какой именно звук вы записываете.
Понадобится много терпения. Иногда нужный звук приходилось долго ждать, а иногда он мог просто случайно появиться из ниоткуда и больше не повториться.
Во время обработки важно понимать, для чего будет использоваться этот звук. На его основе будет создаваться ритм-секция или многослойный эффект или вообще пресет для создания главной мелодии. Работа с записанным звуком помогает скрыть недостатки пространственной обработки. Аккуратнее всего нужно работать с оборудованием и программами для очистки звука. Они сильно меняют звук и его характер. Иногда лучше лишний шум замаскировать, чем старательно вычищать его, изменив звук до неузнаваемости».
Визуальная сторона вопроса
На заводе не только шумно, но еще и плохое освещение. Поэтому при видеосъемке возникли свои трудности.
«На заводе недостаточно света. Чтобы снять какие-то элементы, необходима светочувствительная оптика и камера, которая хорошо "видит" в темноте. У нас была как раз такая аппаратура. Для детализированной съемки механизмов станка, которые недоступны из-за ограждения, необходимо искать разные углы. Залезать на железные помосты, снимать снизу, с разных сторон. Приходилось стоять и ждать, пока сработает нужная деталь. Съемки получились очень долгими и энергозатратными и заняли три дня».
-
Какая песня была популярна в день вашего рождения: узнайте «ту самую» композицию
У американского онлайн-радио есть интересный сервис: здесь вы можете узнать, какая песня была самой популярной в то время, когда вы появились на свет. Все, что нужно — ввести точную дату вашего рождения.
У приложения есть небольшой минус: там вы не найдете «наших» музыкантов, в архиве только англоязычные исполнители. В любом случае, это отличный сервис для тех, кто хочет развеять скуку: проверьте дату рождения друзей и близких и по результатам составьте плейлист.
Самые крутые научно-музыкальные видеоролики: подборка от «ПМ»
На разогреве публики — немецкая хэви-метал-робо-группа Compressorhead. Состав: Fingers (гитара), Bones (бас-гитара), Stickboy и Stickboy-младший (ударные, перкуссия). Вокалиста команде явно не хватает, и молодая группа ведет сбор средств на производство поющего робота и записи первого альбома. Ну а пока слушаем без слов; звучит произведение Smells Like Teen Spirit. Музыка Курта Кобейна, Дэйва Грола и Криста Новоселича. Кстати, запись сделана Сергеем Канатьевым во время московских гастролей Compressorhead в 2014 г.
На сцену выходит ВИА Wintergatan из Швеции. Мартин Молин и Маркус Сьоберг выступают в жанре «фолктроника», сочетая элементы традиционной народной и современной электронной музыки. Звучит действительно необычно, особенно когда музыканты используют собственноручно собранный механический инструмент. Ручной привод запускает в работу сложный механизм, движущий стеклянные шарики, которые и заставляют машину звучать. Молин и Сьоберг документировали работу над устройством в течение двух лет — и весной 2016-го, когда инструмент был готов, быстро стали звездами YouTube.
Наконец, мы встречаем главную звезду «околонаучной музыки» Нигеля Стэнфорда с его знаменитой композицией Cymatics. Ролик, записанный им пару лет назад, использует целый ворох научных явлений, эффектов и хитростей. Так, режиссер Шахир Дауд показывает стоячие волны, колебания которых синхронизированы со сменой кадра при записи, создавая впечатление застывшей жидкости или произвольного движения. Демонстрируется и ферромагнитная жидкость, и плазменная лампа, и огненная труба Рубенса — и, конечно, трансформатор Тесла. «Все эксперименты в этом видео — реальны», — предупреждают авторы.
Закончится наш концерт пронзительной минорной нотой, которую возьмет итальянский композитор и пианист Людовико Эйнауди. В рамках развернутой Greenpeace акции «Спасем Арктику» музыкант создал замечательную «Элегию для Арктики» и лично исполнил ее на рояле, установленном прямо на поверхность льдины, плавающей в воде близ норвежского Валенбергбрин. «Я смог увидеть чистоту и хрупкость этого региона собственными глазами, — сказал итальянский музыкант, — Это была лучшая сцена в мире».