«Дева днесь Пресущественного раждает»
Православное богослужение – настоящий кладезь мудрости, богословия, истины. В каждом церковном песнопении сокрыто множество удивительно глубочайших мыслей, но выражены они немногими словами, напоминает епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий, рассказывая о глубоких смыслах, скрытых в небольшом по размеру текста кондаке праздника Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
В кондаке Рождества Христова, которые мы поем в эти дни, говорится «Дева днесь» – то есть сейчас, здесь – «Пресущественного раждает». «Дева днесь Пресущественного раждает» – это высочайшее богословие. Дева по определению родить не может, но рождает. И как может появится на свет Тот, Кто существует вечно? Пресущественный Бог. Тот, Кто всегда был, есть и будет. Но мы слышим эти слова в кондаке Рождества Христова.
«Земля вертеп Неприступному приносит». Весь видимый и невидимый мир, и одушевленные и бездушные предметы, всё сотворено Богом для единственной цели – славословия. И вся жизнь человека должна быть служением Творцу. Ведь даже земля приносит Ему некий дар – вертеп, пещеру, в которой укрылось Святое семейство, где праведный Иосиф нашел пристанище с Богоотроковицей Марией. Именно там случилось рождение Мессии.
«Ангели с пастырьми славословят»… Люди и ангелы – это творения, имеющие разум. И благодаря разуму они выбирают самое главное служение в своей жизни. В словах этого кондака мы можем найти ответ на вопрос, в чем смысл жизни человека. В славословии. Мы видим, что при рождении Мессии большинство людей вообще об этом не догадалось. Люди как жили, так и продолжали жить: радоваться, веселиться, горевать. Но ангелы, видя рождение Спасителя, извещают об этом пастухов, которые устремляются на славословие своего Творца и Богочеловека.
«Волсви же со звездою путешествуют». Говоря современным языком, волхвы – это астрономы, ученые мужи, пришедшие в Иерусалим из Персии. Путем изучения книг и явлений материальной природы пытались найти ответ на главный вопрос: «Зачем мы живем? Как устроен мир? В чем смысл мироздания?» Размышляя над этим, они получают некий знак: Господь извещает, что к месту рождению Богочеловека их приведет звезда. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что эта звезда на самом деле была Ангелом, который вел этих ученых мужей из Персии в Вифлеем. Здесь они нашли то, что искали.
Воспевая этот кондак в дни праздника, видя, как все в этом мире славит своего Творца, мы должны присоединиться к славословию. Мы должны для себя в этой жизни определить цель и стремиться к ней. Мы должны служить своему Господу. Все остальное к этому приложится.
Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий
Публикация сайта Чистопольской епархии