Добавить новость
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8
9
10 11 12 13 14 15
16
17 18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Свет за правым плечом: 100 лет назад родился Владимир Солоухин

Материал публикуется в журнале Никиты Михалкова «Свой».

В советскую «многонациональную» литературу Владимир Солоухин сразу шагнул как русский во всех смыслах писатель. Член КПСС с 1952 года, корреспондент партийного журнала «Огонек», автор множества «ортодоксальных» статей, он вдруг выдал в разгар оттепельной демократизации лирическое, необычное по форме и содержанию сочинение о родной для него среднерусской глубинке. Повесть «Владимирские проселки», от которой на читателя повеяло свежим, по-летнему теплым, ласковым ветерком, вышла с некоторыми купюрами в «Новом мире» (1957) и снискала оглушительный успех. Именно с нее начался путь автора, поэта и журналиста, в большую прозу. В этой книге уже содержались семена непростых раздумий, приведших спустя годы к полному пересмотру прежних взглядов.

Задумка произведения была нетривиальной с самого начала: писатель с молодой женой выходят из рейсового автобуса и больше месяца идут по проселочным дорогам Владимирщины, описывая встреченное по пути; расстояние порядка 700 километров преодолевают в основном пешком, изредка — на подводах, еще реже — на автомобилях...

Вязь солоухинских фраз и метафор сразу же заставила советских читателей вспомнить о прекрасной русской классике — Тургеневе, Аксакове, Бунине: «То белая колоколенка проглянет из синего марева, то красная крыша дома сквозь зелень сада, то прогремят колеса по бревенчатому мосту через светлую небыструю речку, то васильковое платье девушки завиднеется на тропинке во ржи, то солнце набросает на сочную траву ярких пятен, процедившись сквозь трепещущую листву молодых берез».

Родная, любовно описанная природа, быт деревень и колхозов, откровенные разговоры с крестьянами, разоренные церкви с оскверненными древними кладбищами, бодрое грохотание технически изощренного производства в Кольчугине и отравленная теми же промышленниками река — все эти как бы отдельные дорожные наблюдения-очерки перевязаны единой авторской нитью, думой о русской земле, то лирически возвышенной, то беспокойной, тревожной, с привкусом горечи.

Чувствовалось, что рассказывал о владимирских проселках человек для этих мест отнюдь не посторонний, а свой, коренной, при этом умеющий смотреть вдаль, «во весь окоем», художественно и публицистически обобщать, делать философские выводы.

Уникальная писательская оптика с повествованием от своего лица определила особое место Владимира Солоухина в советской, русской литературе. При этом он вовсе не пел бесконечную песню о себе любимом. «Автобиография состоит не из описания самого себя, а из описания всего, что ты увидел и полюбил на земле», — пояснял свой метод Владимир Алексеевич.

Красавец-мужчина, русский богатырь многим казался баловнем судьбы. «Косая сажень в плечах, густая светлая шевелюра, голубые глаза, массивная фигура», — так описывала его супруга, врач, с которой огоньковский корреспондент когда-то случайно познакомился в Нарьян-Маре, а затем прожил всю оставшуюся жизнь. Большую часть сверстников Солоухина убила или покалечила война, ему же, деревенскому парню, судьба уготовила службу в элитном московском спецполку. Даже британский премьер Черчилль, обходя со Сталиным в 1942-м строй кремлевских курсантов, засмотрелся на этого бравого русака.

Как только Владимир демобилизовался (в 1946-м), в «Комсомолке» напечатали его стихотворение «Дождь в степи», после чего молодой поэт с лету поступил в Литературный институт. Закрепляя успех, декламировал те же строки на вечере поэзии в ЦДЛ. «Я вышел в яловых сапогах и в черной косоворотке с белыми пуговицами. Был фурор», — вспоминал много лет спустя Владимир Алексеевич. Деревенская хитреца и «фирменное» оканье его никогда не покидали, однако с ними чудесно уживалась и простодушная искренность. Солоухин по-настоящему верил в коммунизм (когда вступал в партию), не лукавил при составлении текстов для официозных выступлений (ответственных лиц на Красной площади). И даже будучи завотделом в «Литературке», вполне искренне писал о встрече с Хрущевым, что у того «лицо доброе и озабоченное».

Позже этот крепкий владимирский мужик, обращенный теперь уже в антикоммунистическую веру, так же честно, с эдаким виноватым сарказмом рассказывал про свое пользование спецпайками, дачей, служебной машиной с шофером, многочисленные загранкомандировки: «Клюешь с руки — отрабатывай корм».

И он отрабатывал — по-честному. Активно поучаствовал, например, в травле Пастернака после публикации за границей «Доктора Живаго» (о чем впоследствии сожалел). Некоторые коллеги считали, что в тот раз Солоухин слукавил, поступил вопреки своей, становившейся все более явной фронде. Последняя, в частности, выражалась в открытом ношении скандально известного перстня из золотого царского пятирублевика с профилем Николая II. Как бы то ни было, писатель продолжал печататься многомиллионными тиражами, ездить за рубеж и состоять в КПСС — вплоть до ее ликвидации.

В действительности солоухинский феномен гораздо сложнее, чем кажется. Владимир Алексеевич не был ни простачком, ни циником, и чтобы это понять, достаточно взглянуть непредвзято на то, что он, плоть от плоти своего народа, сделал для него в литературе.

Десятый, последний ребенок в большой и крепкой крестьянской семье из села Алепино (половина его жителей являлись Солоухиными), Володя с детства был приучен к труду на земле. У деда имелись два домашних заводика: восковой и кирпичный. Семью раскулачили «по-мягкому», благодаря некоему доброму уполномоченному никуда не сослали, и сей факт по понятной причине писатель впоследствии долго скрывал — как и глубокую религиозность матери и свои горячие детские молитвы, благо храм стоял напротив их дома. Старшая сестра до революции училась в гимназии, любила поэзию Серебряного века и младшего братца к ней приохотила. Мать читала ему иные стихи — Пушкина, Некрасова, Фета. Через много лет эта детская закваска пересилит в какой-то момент «взрослую», комсомольско-коммунистическую накачку. Обратная замена культурных приоритетов станет видна уже в первой книге прозы.

«Пафос «Владимирских проселков», их «сверхзадача», пусть интуитивно нащупанная... — это увидеть Россию сквозь внешние очертания советской действительности», — признавался он спустя десятилетия.

Написанные им книги (как поэтические, так и прозаические) становились все более русскими — по мере пересмотра того, что произошло с нашим народом под властью большевиков. В «Письмах из Русского музея» (1966) Солоухин обращает внимание на иконописное, архитектурное (и вообще художественное) наследие России, решительно отвергая модные западные веяния псевдоискусства. В «Черных досках» (1968) поет настоящий гимн русской иконе, плачет о поруганной вере, сломанном национальном укладе. С помощью «коллекционерской» линии повествования (хобби, мол, у меня такое) и ловких культуртрегерских пассажей припрятывает идейную соль книги — хотя, конечно, не для умного, восприимчивого к русскому духу читателя и не для бдительных «товарищей» из сплоченной когорты «интернационалистов», усмотревших в этом литературном направлении ненавистные им «великодержавный шовинизм» и «заигрывание с боженькой».

Все более откровенно фрондируя, Солоухин умудрялся оставаться в числе самых востребованных, обласканных властью, «выездных» советских литераторов. Его смелость и сегодня вызывает изумление. К примеру, находясь в США, он тайком покинул гостиницу, где расположилась писательская делегация из СССР, и поехал в Вермонт пообщаться с Солженицыным. Встречаясь с русскими эмигрантами в Лондоне и Париже, шокировал тех откровенными православными и монархическими взглядами.

Кто-то видит в этом неразгаданную загадку, другие объясняют подобные парадоксы слишком банально: работал, дескать, на КГБ. Или — чуть посложнее: пользовался покровительством «русской партии» в верхах, а ту, мол, негласно опекали члены Политбюро Дмитрий Полянский и Александр Шелепин (особенно — после свержения Хрущева). Есть и такая версия: некто делал на писателя особую ставку в игре спецслужб.

Феномен Солоухина состоял прежде всего в том, что он умел ладить и с партийными кураторами, и с русско-советскими охранителями, группировавшимися вокруг «Молодой гвардии», и с полудиссидентами-либералами.

При этом Владимир Алексеевич нигде не был своим в доску. Однажды на закрытом партсобрании Московской писательской организации Степан Щипачев попытался пристыдить его обличительным стишком «О человеке, носящем перстень». А тот в ответ изобразил по обыкновению наивного простачка: мол, всего-то вделал в перстенек подаренный матерью золотой получервонец — как талисман, в знак памяти, чтоб не потерять. «Реликвию», несмотря на увещевания и угрозы, с пальца не снял, и ему таки за это ничего не было, как и за рассказы, вышедшие позже в тамиздатском журнале «Грани».

Некоторые коллеги из «русской партии» на него обижались, считали его двурушником за общение с противоположным лагерем, за приятельство с Андреем Вознесенским. Антисоветские эскапады Солоухина патриоты-охранители рассматривали как работу на Запад. К примеру, главред «Октября» Всеволод Кочетов в своем романе-предупреждении «Чего же ты хочешь?» (1969) вывел «неразборчивого в связях» собрата по перу в карикатурном образе глуповатого краснобая-русопята Саввы Богородицкого, который не догадывается, что его втемную использует ЦРУ.

«Прототип» тем не менее тонко чувствовал опасные грани, знал, когда следует слегка усыпить чрезмерную бдительность идеологов. Сочинял в числе прочего политически нейтральные, приемлемые для всех «лагерей» произведения малой формы. Например, продолжая в своем эссе «Третья охота» ненаписанный труд Сергея Аксакова о сборе грибов, красиво подметил: «Срежешь... у самой земли и увидишь, что мясо корня так же бело и чисто, как сметана или свиное сало, тогда второй раз екнет сердце». А в лирико-практическом очерке «Трава» рассказал читателям про пользу и красоту луговых растений.

С любовью (и осторожностью на идеологически опасных поворотах) описав в «Капле росы» (1960) собственное деревенское детство, он много позднее, уже во время перестройки, повторит этот рассказ как исповедальный в одной из лучших своих книг «Смех за левым плечом». В 1966-м вышел (конечно же, с купюрами) пронзительный, насквозь автобиографический роман «Мать-мачеха», где у Солоухина впервые появилась разветвленная система героев, и у каждого из них имелся реальный прототип.

Между тем совместно с Леонидом Леоновым, художником Павлом Кориным, архитектором Петром Барановским и историком Борисом Рыбаковым они создали Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), чью роль в пробуждении русского духа, восстановлении «связи времен» переоценить невозможно. Огромной благодарности потомков заслуживают усилия Владимира Солоухина в деле сохранения и реставрации уцелевших в годы большевистского погрома икон, а также великой национальной святыни — Оптиной пустыни. На последнюю поэт и прозаик обратил внимание сограждан в знаковом очерке «Время собирать камни», где, аккуратно обтекая цензурные препоны и рогатины, возвращал массовому читателю уважение не только к знаменитой обители, но и к славянофильству.

После выступлений Владимира Алексеевича в печати Большое Шахматово постановлением Совмина РСФСР было превращено в Государственный музей-заповедник Александра Блока. А уже в новейшие времена при непосредственном участии Солоухина воссоздавался храм Христа Спасителя в Москве.

В автобиографической повести «Приговор» Солоухин поведал читателям о собственной драматической коллизии — о поставленном ему диагнозе «рак» и всевозможных мытарствах в ожидании смерти. В состоянии «когда терять уже нечего» он написал скандальный роман «Последняя ступень».

Задуманную еще в начале шестидесятых, а законченную в 1976-м книгу Владимир Алексеевич считал своим главным произведением, хотя по художественным критериям она — далеко не лучшая в его творчестве. Состоящий из диалогов и личных воспоминаний роман не мудрен ни по форме, ни по содержанию. Некий удивительно независимый, привилегированный фотограф Кирилл Буренин в ресторане ЦДЛ привечает, осыпая комплиментами, преуспевающего советского литератора (повествование идет от первого лица). В ходе дальнейшего общения, которое, наверное, можно определить как «инициацию», учитель, становящийся для главного героя все дороже, объясняет ему правила русской церковной жизни, а заодно раскрывает глаза на чудовищную сущность большевизма... Зерно «второго рождения» падает на подготовленную почву. «Оказалось, что все (кроме, может быть, цифр и фактов) уже давно жило во мне либо где-то в глубине подсознания, либо в сознании же, но отделенное от активной действующей части сознания глухой звуконепроницаемой перегородкой», — признается «заново рожденный», и его при этом не смущают ни явные симпатии фотографа к Гитлеру, ни отрицание преступлений нацистов на нашей земле, ни пассажи вроде «подозреваю, что и Хатынь сожжена тоже отрядами Берия»...

В самом конце этого странного, полугротескного романа знакомый священник настоятельно рекомендует автору-герою впредь остерегаться Буренина, прозрачно намекнув: тот вполне может быть провокатором КГБ. Гротеск, переходящий в двусмысленность, оставляет читателя в недоумении. А кого-то и по сей день ставит в крайне неудобное положение: в Кирилле Буренине с его женой Лизой сведущие люди опознали прототипов — художника Илью Глазунова и его спутницу жизни Нину Виноградову-Бенуа.

Леонид Леонов, которому Солоухин дал почитать рукопись, сравнил роман с носимой в портфеле под видом коньяка водородной бомбой. Жена вернувшегося в СССР белоэмигранта Александра Казем-Бека (один из экземпляров странной книги автор доверил им на сохранение «до лучших времен») Сильва Цветаева сказала писателю со смехом: «Вас расстреляют трижды. Во-первых, коммунисты, во-вторых — сионисты, в-третьих, вас отдельно застрелит прототип главного персонажа книги».

Действительно, когда Солоухин завершил роман, негодованию узнавшего некоторые подробности Глазунова (с ним Владимир Алексеевич дружил многие годы) не было предела. Концовкой оказался шокирован и редактор журнала «Москва», в прошлом православный узник совести, не раз бывавший в глазуновской мастерской Леонид Бородин.

Без переделки финала отказался это печатать и «Наш современник». В итоге писатель в 1995 году без какого-либо шума выпустил роман отдельной книгой. Удивить народ антисоветскими разоблачениями было уже невозможно. Разве только комплименты Гитлеру, пусть и от третьего лица, выглядели несколько диковато, ну и двусмысленность сочинения опять же далеко не всем пришлась по душе.

Постсоветские, антиленинские эссе Солоухина («При свете дня», «Расставание с идолом») сенсационными тем более не являлись, как и обличение зверств красного командира Аркадия Гайдара («Соленое озеро»).

Антигайдаровский опус писался наспех, вопросами документального обоснования автор себя особо не обременял. В данных «исследованиях» долго зревшее в нем стремление открыто поквитаться с ненавистным большевизмом, увы, пересиливает художественность. Совсем иное дело — посмертно опубликованный роман-эссе о судьбе русской эмиграции «Чаша», душевная элегия о потерянной Родине. «Именно тогда я подумал, что не так страшна ностальгия по России, если человек живет вдали от нее, как страшна и остра ностальгия, если живешь тут же, как бы в России, а ее уже нет», — размышляет в этом произведении Солоухин.

Со своими публицистическими и автобиографическими текстами он вполне мог войти в историю отечественной литературы как патриот-просветитель, борец с культурным и духовным беспамятством, зачинатель «деревенской прозы». До него о жизни послевоенной деревни печатались лишь журналистские очерки Ефима Дороша и Валентина Овечкина, однако литературный диапазон Владимира Алексеевича был гораздо шире. Некоторые рассказы, среди которых есть настоящие шедевры (такие как «Каравай заварного хлеба» и «Под одной крышей»), стали своего рода развернутыми евангельскими притчами о добре и зле.

В творчестве Солоухина отдельные исследователи находили присущие модернистской поэтике Нового Романа черты, например — отказ от линейного сюжета и традиционной схемы действующих лиц. Но едва ли писатель следовал западной моде — в том, что он сочинил, звучит его собственный голос.

Безусловно, важнейшей частью этого наследия являются стихи, ведь Владимир Алексеевич считал себя в первую очередь стихотворцем: в моменты прилива поэтического вдохновения немедля бросал все прозаические штудии. «Прозу я писал сам, а стихи - мне всегда казалось, под чью-то диктовку», — признавался он.

Написанные им стихотворения по художественному качеству — разные, главное, что есть среди них те, что пополнили золотой фонд русской поэзии. «И сердце щемит без причины, / И сила ушла из плеча. / Мужчины, мужчины, мужчины, / Вы помните тяжесть меча?» — эти строки не только читали с эстрад и на кухнях, но и клали на музыку.

Стихи Солоухина звучали порой как гимн русского сопротивления: «Держитесь, копите силы, / Нам уходить нельзя. / Россия еще не погибла, / Пока мы живы, друзья».

Иногда автор видел себя трагическим витязем, борющимся за Святую Русь: «Я поднимаюсь, как на бруствер / На фоне трусов и хамья. / Не надо слез, не надо грусти — / Сегодня очередь моя!». Его поэтические «тотемы» также нашли отражение в стихотворчестве: «Я вне закона, ястреб гордый, / Вверху кружу. / На ваши поднятые морды / Я вниз гляжу...». По рассказам Высоцкого, свою знаменитую «Охоту на волков» Владимир Семенович написал под впечатлением солоухинских строк о серых хищниках русского леса: «Мы, как на расстреле, / На землю ложились без стона. / Но мы уцелели, / Хотя и живем вне закона».

Знатно поработал поэт-прозаик и на переводческой ниве: переложил на русский «Мой Дагестан» Расула Гамзатова, с которым крепко дружил; открыл советскому читателю якутского поэта Алексея Кулаковского; перевел бурятский и киргизский эпосы и многое другое.

Собственная вдумчивая лирика занимала в жизни Солоухина особое место. На закате дней он в каждом своем выступлении читал стих «Три черемуховых дня» — в качестве некого лирического завещания: «Прошу у жизни как награды: / Дай три черемуховых дня, / А остальных уже не надо».

Приняв «перестройку» поначалу с энтузиазмом, Владимир Алексеевич был шокирован ее результатами, а особенно возмущало его ельцинско-гайдаровское правление. «В какой же пропасти мы все оказались сегодня, в какой выгребной яме сидим, что те десятилетия насилия и крови, искусственного голода кажутся теперь чуть ли не раем, вызывают ностальгические чувства?» - писал литератор-патриот в начале девяностых. В 1993-м он сформулировал горькую для себя как монархиста правду: «Кроме монарха должен еще быть народ. А вот народа у нас сейчас и нет».

Переосмыслил ли тогда свою борьбу с советской властью в духе горького признания Александра Зиновьева «Целили в коммунизм, а попали в Россию»? На взгляд со стороны — нет, а в душе — кто знает...

Потеряв в результате гайдаровской реформы все сбережения (как и большинство населения страны), Владимир Солоухин пережил помимо этого тяжелый моральный удар: грабители унесли из родового дома в Алепине огромную коллекцию икон и старинных книг, которые писатель собирал всю жизнь.

Последние свои годы он прожил тихо, в основном на даче, откликаясь, несмотря на нездоровье, на периодические приглашения где-нибудь выступить. Ему, конечно же, не нравилось то, что происходило в стране, все чаще вспоминался собственный афоризм из сборника «Камушки на ладони»: «Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные».

Почувствовав приближение смерти, позвал священника, исповедовался, соборовался, причастился. Стал первым человеком, которого отпели в еще не полностью отстроенном Храме Христа Спасителя. Председателем фонда восстановления величественного собора Владимир Алексеевич являлся с 1990-го до своей кончины 4 апреля 1997 года.

В архипастырской речи на отпевании патриарх Алексий II произнес: «Он всей душой любил Россию, землю Русскую, был настоящим христианином, который первым напомнил обществу о наших духовных, нравственных корнях, о необходимости вернуться к вере».

Духовным заветом Владимира Солоухина, наверное, можно счесть размышление от первого лица в повести «Смех за левым плечом»: «Только тот прогресс я считал бы истинным, который увеличивает на земле общее количество счастья. Или хотя бы уменьшает общее количество зла. Человечество оказалось в ловушке у дьявола и движется по дьявольскому пути. Надежда только на то, что, катясь по наклонной плоскости и докатившись до самой пропасти и уже заглянув в нее, человечество, возможно, сумеет отпрянуть в последний момент назад, судорожно отползти, цепляясь за траву, и тогда начнется реакция. То есть движение назад, а в сущности — вперед и вверх».

Не противореча Солоухину-публицисту, Солоухин-лирик оставил нам завет и в принципиально иной тональности: «Жить на земле, тянуться в беспредельность — вот человека радостный удел».

Фото: РИА НОВОСТИ

 




Нарьян-Мар

Две книги нижегородского издательства получили признание на книжном фестивале «Красная площадь»


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

В Коми в этом году планируется ввести в эксплуатацию 29 социально значимых объектов

В Коми планируют реконструировать восемь искусственных сооружений в этом году

Губернатор НАО Юрий Бездудный встретился в Нарьян-Маре с участниками специальной военной операции

Свет за правым плечом: 100 лет назад родился Владимир Солоухин

Новости Нарьян-Мара

СЕНСАЦИОННЫЙ ДОКЛАД ПРО ДЕЛО СКРИПАЛЕЙ, САФРОНОВА, ГОЛУНОВА.

Филиал № 4 ОСФР по Москве и Московской области информирует: Отделение СФР по Москве и Московской области выплатило единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью 474 семьям региона

Губернатор НАО Юрий Бездудный встретился в Нарьян-Маре с участниками специальной военной операции

​В НАО проведут субботник в рамках национального проекта «Жильё и городская среда»


Две книги нижегородского издательства получили признание на книжном фестивале «Красная площадь»

Губернатор НАО Юрий Бездудный встретился в Нарьян-Маре с участниками специальной военной операции

Псковским сварщикам готовы платить около 120 тысяч рублей

Выход ледохода в Печорскую губу ожидают к 9 июня


Новости и Культура, Дети и Россия: В Театр кукол «Ульгэр» в Бурятии пройдет финал «Алтан Баг» среди детских театров

Названы города, в которых бывают белые ночи

Выход ледохода в Печорскую губу ожидают к 9 июня

"Ушел близкий человек". Памяти Артура Чилингарова


Губернатор Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный
Ненецкий автономный округ

Губернатор НАО Юрий Бездудный встретился в Нарьян-Маре с участниками специальной военной операции


Частные объявления в Нарьян-Маре



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Фёдор Шаляпин

«Всю жизнь я зарабатывал пением и… легким аферизмом». Прохор Шаляпин раскрыл источники дохода в шоу «Вкусно с Анфисой Чеховой» на ТВ-3



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Нарьян-Мар на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Концерт “Рахманинов под небом”

Александр Розенбаум поздравил коллектив областного онкодиспансера с Днем медицинского работника

Братья Грим и Найк Борзов зажгут в Нижегородской области на Дне молодежи

Жанну Агузарову -награждённую титулом «Легенда вне времени» вырезали


Самсонова поддержала Андрееску после победы над ней в финале турнира в Хертогенбосхе

Теннисисты Рублев, Хачанов и Самсонова не сыграют на Олимпиаде-2024

«Ну и где здесь «группа смерти?» ATP показала, каким был бы Евро-2024 с теннисистами

Теннисистка Самсонова вышла в финал турнира в Хертогенбосхе


Virtual Luck: Exploring Vavada Casino

'Hum bhi insaan hain': Pakistan allrounder Imad urges calm

Vavada Casino: a Leader in the Online Gaming Industry

Inside wicked world of ‘skinny scams’ as Ozempic and weight loss drug fraud attempts rise into the hundreds of thousands