Добавить новость
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016 Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024 Январь 2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Глава союза композиторов РТ: «Татарская музыка должна быть легкодоступна!»

0 74

Программное интервью новоизбранного Ильяса Камала о судьбе молодых авторов, музыкальном театре и 125-летии Сайдашева

«В планах создание абонементных концертов современных композиторов. Их нужно слышать и ценить, но вопрос организации таких мероприятий пока упирается в финансовые трудности», — говорит недавно избранный председателем союза композиторов республики Ильяс Камал, сменивший в этой роли Рашида Калимуллина, возглавлявшего организацию 35 лет. О том, что мешает татарстанским творцам быть услышанными, зачем Казани нужен Дом композитора и какие первоочередные задачи будет решать новый руководитель, — в интервью «БИЗНЕС Online».

«Это было мучительное решение»

Ильяс, в декабре 2024-го вы стали председателем союза композиторов Татарстана. Много ли прибавилось забот?

— Забот, конечно, значительно прибавилось. При этом никуда не делись другие мои задачи: в театре им. Тинчурина и оркестре La Primavera работа продолжается, поэтому и так небольшое количество сна еще подсократилось. Но, думаю, это временно и преодолеваемо.

Легко согласились на новую должность?

— Это было мучительное решение, поскольку я творческий человек, а на новой должности возникает много материальных вопросов. От чего-то придется отказаться, и, как это обычно бывает, в первую очередь от своего. Но если люди будут заинтересованы и благодарны, это будет меня морально поддерживать, и я почувствую, что все это делается не зря.

Неожиданным ли было предложение? Рашид Фагимович [Калимуллин] намекал на это, и я понимал, о чем идет речь, долго и мучительно размышлял над этим. С другой стороны, он, не побоюсь этого слова — легендарный руководитель. 35 лет союз композиторов находился под его руководством и достиг больших высот, мирового признания благодаря фестивалю «Европа-Азия». С точки зрения хозяйственника у него все замечательно сохранилось и дошло до наших дней. Не каждое учреждение культуры может похвастаться таким прекрасным зданием и залом, как в нашем союзе.

Но самое ценное — это люди. У нас очень дружный коллектив, композиторы друг друга поддерживают, всегда готовы помочь. В целом, наше объединение — это семья, союз в самом широком смысле. Именно для этого такие творческие институции и создавались: чтобы быть в согласии, совместно поднимать вопросы, касающиеся нашей профессии, и защищать интересы друг друга.

Как председатель, я считаю важным не зацикливаться исключительно на своем творчестве. Необходимо активно продвигать коллег, используя все доступные средства: как творческие ресурсы, так и технические, включая СМИ. Важно развивать соцсети, чтобы обеспечить максимальную видимость и поддержку для наших авторов.

Этого в работе союза композиторов Татарстана не хватает?

— Всегда чего-то не хватает. У нас энтузиастов много, творчество кипит. Но нужна и материальная поддержка, это еще предстоит решить. При этом важно сохранить все, что у нас есть, не разрушая, а только улучшая и приумножая, как бы это пафосно ни звучало.

Наверное, в первое время важно сосредоточиться на чем-то определенном, какие-то задачи делегировать, какие-то оставить на своих плечах.

— Вы правы насчет делегирования, но руководитель должен уметь и знать все аспекты своей работы. Я, хоть и не люблю хвастаться, как руководитель оркестра, в этом преуспел. Я решаю множество творческих задач: от подготовки программ и проведения фестивалей до самой сложной части — работы с людьми. Я понимаю, как важно сохранить атмосферу, которая сложилась с годами. У нас дружный коллектив, но каждый человек — это индивидуальность со своим характером и интересами, и невозможно учитывать все пожелания. Тем не менее, я стремлюсь к этому: не просто формально удовлетворять желания, а искренне заботиться о своем деле, чтобы творческий порыв всегда находил свое выражение.

Однако нельзя забывать и о материальной стороне вопроса. Для организации концерта необходимо приглашать исполнителей, создавать афиши и заниматься рекламой — все это важные детали. Многое придется делать своими силами, и мне помогает то, что я владею технологиями и имею опыт в дизайне. Разработка сайтов и афишной продукции для меня не новость. Я планирую направить весь свой опыт на развитие союза.

Что касается исполнительства, то я продолжаю активно заниматься исполнительством на струнных инструментах. 10 лет я проработал в Татгосфилармонии в качестве виолончелиста и сейчас принимаю участие как в камерных концертах, так и в сольных выступлениях с различными оркестрами.

«В планах создание абонементных концертов современных композиторов»

Что можете назвать из первоочередных задач?

— Мы будем стараться реализовывать все общими усилиями. В нашей республике остро стоит вопрос аудиозаписей произведений и их доступности. Мы планируем цифровизацию и запись произведений наших классических композиторов с современными исполнителями — это одна из приоритетных задач для меня.

Далее — выход в медиапространство. Не скажу, что нас там совсем нет, но задача — татарская музыка должна быть легкодоступна. Хотим, чтобы ее не приходилось искать по сайтам, а можно было найти и послушать всего в 2-3 клика.

Также в планах создание абонементных концертов современных композиторов. Их нужно слышать и ценить, но вопрос организации таких мероприятий пока упирается в финансовые трудности. Речь идет о камерной музыке, которая очень обширна (приглашенные музыканты, ансамбли не могут играть бесплатно). Как я уже говорил, у нас много энтузиастов, но их энтузиазм часто заканчивается на том, что им нужно зарабатывать на жизнь. В настоящее время они готовы играть нашу музыку и бесплатно, но в конечном итоге выберут работу вместо репетиции для бесплатного мероприятия. Эти концерты тоже должны приносить доход. Если бы у нас был зал побольше, то это позволило бы учитывать и эту задачу. Все это внесло бы вклад в дальнейшее развитие жанра и культуры слушателя. Важно нести хорошую музыку как можно более широкой аудитории.

Влияние Рашида Калимуллина на союз сохранится?

— Во-первых, Рашид Фагимович выступает в роли председателя правления союза композиторов России. Татарстанский союз изначально создавался как отдельное объединение, но сейчас функционирует в статусе региональной организации, и это важный вопрос, с которым следует разобраться. У нас есть свои цели, но мы также имеем прямое отношение к союзу композиторов РФ. На некоторые проекты они выделяют финансирование, что позволяет нам проводить концерты и оплачивать приглашенных исполнителей. Но этих средств недостаточно. В результате мы вынуждены объединять творческие вечера нескольких современных авторов в один концерт, что может быть обидно для творческих людей, особенно тех, кто находится на подъеме. Каждый композитор заслуживает отдельного концерта, но нам приходится искать компромиссы.

У нас достаточно высокий и конкурентоспособный уровень. Наш легендарный ГАСО РТ выступает наравне с выдающимися столичными оркестрами. Исполнительский уровень в нашей республике значительно превышает средний по России, не уступая столичному. Это не просто личные мнения — у нас есть доказательства в виде успешных выступлений на конкурсах.

Конкурс «Партитура» (ежегодный всероссийский конкурс молодых композиторов,прим. ред.) продемонстрировал, что у нас много композиторов, которые не уступают московским. На легендарном конкурсе вокалистов имени Глинки Эльза Исламова выступила лучше многих своих соперников и получила вторую премию. У нас также много талантливых детей-исполнителей, например, скрипач Лука Моромов из Набережных Челнов, который победил в конкурсе «Щелкунчик». Все это подтверждает наш уровень и то, что мы признаны и способны на многое.

О проблемах музыкальной классики

Сейчас, кажется, мало, кто играет татарскую классическую музыку. Например, у оркестра Александра Сладковского, по сути, все ограничено фестивалем «Мирас».

— Проблема очень большая. Естественно, у ГАСО РТ есть годовой план, он очень насыщенный, и у них физически не хватает времени, чтобы делать татарскую программу в течение года. «Мирас» — очень нужный фестиваль, и он должен сохраниться в том виде, в каком существует. Но для татарской музыки этого недостаточно. Это камень не в адрес ГАСО РТ, у нас есть и другие коллективы, которые также должны продолжать эту работу. Например, в течение года в театре имени Тинчурина проходит проект «Шедевры татарской классической музыки», включающий цикл концертов в честь памяти композиторов.

Собирается ли зритель на такие концерты?

— Был аншлаг, но проблема заполняемости залов на концертах классической музыки тоже существует. Когда создавался проект «Шедевры татарской музыки», планировали его делать республиканским. Позже появилась идея организовать фестиваль театральной музыки имени Сайдашева. Мы и сейчас от этой идеи не отказались. Тем более, в 2025 году будет 125-летие Салиха Сайдашева.

А с какой периодичностью проводите концерты цикла «Шедевры татарской музыки»?

— Раз в квартал. Хотели проводить ежемесячно, но сейчас это не очень реально. Во-первых, программа должна не только быть аранжирована, а еще как следует отрепетирована и желательно апробирована. Во-вторых, параллельно должна вестись работа со зрителем, а театр, логично, больше нацелен на театральные постановки, привлекать любителей чистой музыки сложнее, к этому зрители Тинчуринского не привыкли. Соответственно, месяца не хватает, чтобы и собрать новую программу, и со зрителем поработать.

Может, нужна помощь министерства культуры или спонсоров?

— Речь не только в деньгах, нужно вести работу в соцсетях и запустить таргетированную рекламу. Проблема зрительского воспитания также стоит на повестке дня: звонящие мобильные телефоны, опоздания на представление и шуршание едой отвлекают от постановки. Начинать нужно с детства. Людей, приобщившимся к определенным стилям и направлениям, сложнее убедить попробовать что-то новое.

Возможно, на новой должности вы сможете вывести «Шедевры татарской музыки» на новый уровень?

— Мыслей много, будем работать и с театрами, и с городскими учреждениями культуры, и с оркестрами.

Также в союзе композиторов РТ проходит цикл концертов камерной музыки современных авторов «Памяти композитора». Наша мечта — обзавестись «Домом композитора», как в Петербурге и Москве. Зал союза композиторов вмещает максимум 90 зрителей и исполнителей до 10 человек. Для больших концертов нужен зал на 200-300 человек.

— В Казани не хватает залов?

— Наша главная площадка — ГБКЗ им. Сайдашева. Но люди не всегда охотно посещают концерты классической музыки. Возможно, нам нужно проводить кропотливую работу с подрастающей аудиторией, поскольку сейчас она не готова регулярно посещать концерты, чтобы заполнить зал на 700 мест, как в ГБКЗ.

Существует и другая проблема — доступность залов. Почему в ГБКЗ нельзя часто проводить концерты? Если планируется крупное мероприятие, а зал не заполняется, организаторы сталкиваются с трудностями в оплате аренды и гонораров исполнителям. У нас есть отличные творческие коллективы и композиторы, которые стремятся создавать новые произведения, но для их исполнения нужна аудитория. Хотя наши энтузиасты готовы выступать даже на 10-20 слушателей, финансовая сторона вопроса все равно остается актуальной. Необходимо учитывать расходы на электроэнергию, уборку помещений и другие организационные моменты.

Предыдущее руководство союза старалось решить эти трудности? В центре Казани есть, например, культурный центр им. Пушкина.

— Да, это хорошая мысль. Даже если нам бы не передавали здание полностью, а просто дали возможность чаще там выступать — это было бы очень хорошо. Рашид Фагимович конечно же занимался этим вопросом, концерты, в которых звучала музыка татарстанских композиторов, с участием наших солистов проходили в лучших залах России и мира, и они заполнялись. Но время меняется и появляется большое количество камерной музыки наших композиторов, которой временами становится тесно в зале вместимостью до 90 человек.

Как зарабатывают молодые композиторы?

Наболевший вопрос — новый музыкальный театр. Не за горами переезд театра им. Камала, освобождается большая площадка. Как думаете, Казани нужен еще один музыкальный театр?

— Однозначно нужен! Это действительно наболевший вопрос среди композиторов, музыкантов, вокалистов, актеров и режиссеров. У нас все для этого есть по творческой составляющей. Нет только здания, труппы и финансирования.

Если музыкальный театр откроется, какие произведения там могут прозвучат первыми?

— Я сейчас почему-то вспоминаю Джаудата Файзи, и не только потому что делал обработку его комедии «Башмагым» («Башмачки»). Это проверенный временем материал, который хорошо «заходит» любому поколению слушателей. Можно поставить как в классическом варианте, и как мюзикл. Очень много талантливых музыкальных и музыкально-драматических спектаклей написано в XX веке и пишутся в наши дни.

Возможно, люди, которые говорят, что у нас нет репертуара для полноценного музыкального театра, обращают внимание на то, что произведение было написано в советское время и тематика не очень актуальная. Но их можно обновить, актуализировать. К тому же, если это музыкальный театр, главенствующую роль должна играть музыка, а текст может подстроиться.

В «прощальном» интервью Рашид Калимуллин называл целую плеяду молодых композиторов и перечислил их работы, но многие из них незнакомы широкой публики.

— Естественно, они где-то существуют, но их негде показывать.

Вы бы кого отметили?

— Я бы на самом деле назвал всех композиторов, потому что среди членов союза практически нет неактивных авторов. Все, конечно, знают произведения Эльмира Низамова, которые также не все звучат в оперном театре и могли бы занять определенную нишу в новом музыкальном театре.

Миляуша Хайруллина и ее опера «Кави-Сарвар», которую поставили в концертном виде силами ГАСО РТ, но хочется увидеть это уже в сценическом воплощении. Ляйсан Абдуллина очень интересна, хотя она, возможно, ориентирована на меньший круг слушателей, ее опера «Береника» по рассказу Эдгара По авангардное направление. Молодые композиторы: Роман Пархоменко и Лилия Исхакова тоже в этом направлении двигаются — пишут камерные театральные спектакли.

Причем у нас есть не только русские и татарские произведения, но и марийские, удмуртские и пр. 19 декабря с большим успехом прошла опера-колядка Елены Анисимовой «Ночь перед Рождеством» в ГБКЗ им. С. Сайдашева.

У нас много композиторов, которые могут создавать новые произведения, но не делают этого из-за отсутствия площадок для исполнения. К примеру, у Зульфии Рауповой есть большое количество спектаклей, и по ее творчеству видно, что ей приходится немножко упрощать и адаптировать работы под коллективы драматических театров. Композиторы Гульнара Тимербулатова, Гульназ Закирова, Алсу Абдуллина — талантливые мелодисты, и я уверен, что они могли бы писать именно музыкально-драматические спектакли, если бы была возможность их исполнять.

Если говорим про молодых композиторов, которым сложно достаются площадки, то как они зарабатывают?

— Это проблема всех композиторов России. В основном они зарабатывают на жизнь, занимаясь другими видами деятельности: преподают в школах, училищах и институтах, также выступая в качестве концертирующих музыкантов. Среди членов союза много кто работает в сфере организации музыкальных мероприятий. Эта проблема имеет всероссийский масштаб, но, к счастью, медленно, но верно движется к разрешению. Например, совсем недавно в классификаторе профессий появилось слово «композитор». Этот вопрос поднимал Эльмир Низамов на встрече с президентом России.

Члены союза композиторов Татарстана живут и работают в основном в Татарстане?

— В основном у нас. Но Миляуша Хайруллина и Елена Шипова живут в Москве, проходят там обучение и ведут концертную деятельность, как в Татарском центре, так и вне национальных объединений: так, в залах московской консерватории и российской академии им. Гнесиных звучит музыка наших композиторов. А такого, чтобы все были рассредоточены по другим регионам, я не могу сказать. Наверное, это очень хорошо, что все пока держатся у нас, и композиторы вносят свой вклад в наше искусство. Этим нужно дорожить.

А каковы судьбы ваших произведений, например, опер «Орлы Урала» с либретто на башкирском языке, победившей в конкурсе «Партитура», и «Минем Такташ»?

— Моя опера «Мой Такташ» была поставлена в театре им. Тинчурина в рамках лаборатории для молодых композиторов, драматургов, режиссеров и сценографов «KazanOperaLab» всего один раз. Это камерная опера, в которой не так много исполнителей, и она затрагивает личные моменты из жизни Хади Такташа, хотя не является полностью биографической.

Что касается моей оперы «Орлы Урала», ситуация более сложная. Изначально с моим братом, Салаватом Камаловым (либреттист), задумали написать эту оперу для конкурса «Северные амуры» Башкирского театра оперы и балета. Победителем признали Шауру Сагитову, а за короткий промежуток времени на одной сцене поставить две оперы на одну и ту же тему не получится. Поэтому я подал заявку и на «Партитуру», где меня признали победителем. Сейчас есть мысль сделать концертное исполнение этой оперы.

«Первый раз я посетил Казань во время празднования 1000-летия города и влюбился в него»

Вы родились в Санкт-Петербурге, и только в подростковом возрасте переехали в Казань.

— В Казани я поступил в музыкальное училище (ныне колледж имени И. В. Аухадеева) и окончил его по классу виолончели под руководством народной артистки РТ Ларисы Масловой, которая в то время была солисткой Татарской госфилармонии. Во время учебы по совету Ларисы Владимировны я начал заниматься композицией. Она также познакомила меня с профессором консерватории Борисом Трубиным. На третьем курсе училища я начал серьезно заниматься композицией и готовиться к поступлению в консерваторию. И поступил я сразу на два факультета: по специальностям «виолончель» и «композиции». В то время второе высшее образование было платным, но ректор пошел мне навстречу и оформил некоторые предметы факультативно. В результате я получил полное образование по обоим факультетам, а диплом композитора был выдан чуть позже, когда я завершил ассистентуру-стажировку в консерватории.

Откуда у вас изначально появилось решение уехать из Петербурга в Казань? Родители повлияли, или это было ваше личное желание?

— Личное решение. В первый раз я посетил Казань во время празднования 1000-летия города и влюбился в него. На следующий год я вернулся на фестиваль-конкурс им. Сары Садыковой в качестве виолончелиста. В Санкт-Петербурге есть татарская община, и они рекомендовали мне участвовать в этом конкурсе. Я приехал и, к своему удивлению, завоевал первую премию. Все сложилось удачно: меня тепло встретили, познакомился с замечательным педагогом Ларисой Масловой.

С музыкой я связан с детства: в 6-летнем возрасте мама меня привела в музыкальную школу, мы купили фортепьяно, я играл и подбирал разные мелодии — это занятие мне очень нравилось. Однако в подростковом возрасте зачастую происходят изменения, и меня стало заносить в другие направления. Тем не менее, любовь к музыке сохранилась благодаря тому, что во дворце творчества юных я учился игре на виолончели. Также я занимался в летнем лагере симфонического оркестра ансамбля песни и танца им. И. Дунаевского. Собирались талантливые дирижеры, и каждый день звучали новые программы. Именно там влюбился в оркестровую игру.

Сложный выбор стоял передо мной, когда я заканчивал 9-й класс. Педагог по виолончели, узнав о моем увлечении компьютерными технологиями и программированием, не советовала мне продолжать музыкальное образование. Вероятно, она оценивала ситуацию объективно: среди музыкантов в Петербурге существовала высокая конкуренция и я, наверное, по уровню исполнения находился ближе к среднему. Поступить в Петербургскую консерваторию было бы действительно сложно.

Вас тогда это не демотивировало продолжать заниматься музыкой?

— Тогда я уже был нацелен поступать в казанское музучилище после приезда на конкурс им. Садыковой и консультации с Масловой. Она заставила меня поверить в себя, и я действительно по-другому начал раскрываться. Поступил в итоге с высшим балом в училище, а позже и в консерваторию.

Вы из музыкальной семьи?

— Она не музыкальная, но творческая. Самое первое, что приходит на ум — это раннее детство, когда я проводил все летние каникулы в Башкортостане, на родине родителей. Бабушки и дедушки часто просили меня спеть народные татарские и башкирские песни, и, как и все дети, я с удовольствием пел на стуле за конфетку. С 5-летнего возраста я каждый год участвовал в национальном празднике Сабантуй. В Башкортостане любовь к музыке повсеместна. Практически в каждом доме есть баян, гармошка, и мы все с удовольствием пели.

А любовь к песне — это больше от мамы. Она постоянно пела, и я хорошо помню такие песни, как «Сарман», «Рамай» и «Элмәлек». Папа играл на курае. Я тоже играю на курае, правда, на татарском — металлическом.

В шесть лет у меня появилось пианино, и мне нравилось подбирать мелодии, я мечтал поступить на класс фортепиано. Однако когда я пришел на прослушивание во дворец творчества юных в семь лет, не нашел общий язык с преподавателем. Не то чтобы я не мог сыграть то, что меня просили. Мне не понравился сам педагог, я с детства был избирателен в отношении людей. Она спросила меня: «Сможешь спеть песенку?» — на что я ответил: «Нет, не могу». Затем она предложила прочитать стихотворение, и в этот момент у меня возник блок, и я понял, что не смогу учиться у нее.

К счастью, был преподаватель по классу виолончели, у которого был недобор учеников. Она нашла ко мне подход, я ни разу не пожалел о своем выборе. Виолончель — это уникальный инструмент с широким диапазоном: в ансамбле он может исполнять как басовую партию, так и сольные партии, что открывает множество возможностей для развития.

Но в Петербурге изучать татарскую музыку наверняка было сложно…

— В учебном заведении не было возможности изучать татарскую музыку. Но был курс общего фортепиано, и я продолжал изучать татарские произведения. И дома играл, все изданные сочинения Сайдашева вдоль и поперек переиграл. Педагоги даже жаловались родителям, что дома я не занимаюсь заданной программой. Я также слушал записи Фарида Яруллина, Ильгама Шакирова и Альфии Авзаловой, в Петербурге мы посещали все татарские концерты.

С детства вы были увлечены Сайдашевым и сейчас, насколько известно, восстанавливаете его партитуры?

— Некоторые партитуры восстановил еще в 2020 году, когда ставился спектакль «Сайдаш. Бессонница». По сценарию хотели исполнить «Сакай маршы», но партитуры не было, зато была старая симфоническая запись 1960-х на грампластинке. И я по этой записи все восстановил, и мы ее исполнили нашим оркестром.

А во что это восстановление партитур в конечном итоге должно вылиться?

— Хочется сохранить партитуры в универсальном симфоническом виде, чтобы они чаще звучали, также их надо подстраивать под камерные оркестры: оркестры театра им. Г. Камала и театра им. К. Тинчурина, камерного оркестра «La Primavera», оркестра центра Софии Губайдулиной и другие коллективы.




Набережные Челны

Росгвардия приняла участие в обеспечении правопорядка во время празднования Рождества Христова в Татарстане


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

«Недвижимость пользуется спросом». В Севастополе заметно выросли цены на новостройки

Екатеринбург попал в тройку городов с самой дорогой арендой однокомнатных квартир

В Казани новостройки за год подорожали на 11%, а в Набережных Челнах подешевели на 3%

Росгвардия приняла участие в обеспечении правопорядка во время празднования Рождества Христова в Татарстане

Новости Татарстана

В Казани новостройки за год подорожали на 11%, а в Набережных Челнах подешевели на 3%

Спаслась, чтобы рассказать. Насильники надругались над девушкой и сожгли ее

Челнинцы раскритиковали маршрутную сеть, разработанную москвичами

В Татарстане сотрудники Росгвардии задержали находившегося в федеральном розыске гражданина


В зимней смене «Созвездие - Йолдызлык» участвуют дети из 16 районов РТ

В Казани врачи спасли ребенка, вытащив иглу из печени

На ТВ, в кинотеатрах и в парках пройдет трансляция «Щелкунчика» из Большого

В Казани врачи спасли ребенка с иглой в печени


Глава союза композиторов РТ: «Татарская музыка должна быть легкодоступна!»

Екатеринбург попал в тройку городов с самой дорогой арендой однокомнатных квартир

Боец Али из Челнов: «Под Угледаром долго стояли, сейчас хорошо продвинулись»

Пустое сливочное масло купили татарстанцы на ярмарке в Челнах


Президент Татарстана Рустам Минниханов
Татарстан

Минниханов: «Рождество Христово – это торжество добра, веры, любви»


Частные объявления в Набережных Челнах



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Алексей Фомин

Музыкант Алексей Фомин представил инструментальный трек «Летняя гроза»



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Набережные Челны на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Баста о матче сборной Медиалиги против сборной России: «Это будет рубилово точно поинтереснее, чем с Брунеем»

Кабинет Артиста. Яндекс кабинет артиста. Яндекс музыка кабинет артиста.

Горе-айтишник и банкрот: Банк Казани требует 161 миллион с брата певицы Алсу

Пальмы, белый песок и океан: Полина Гагарина улетела из России


Самсонова одержала победу в первом круге турнира WTA в Аделаиде

Иванишевич впервые прокомментировал скандал вокруг Рыбакиной и Вукова

Российский теннисист Даниил Медведев сообщил о рождении второго ребенка

Калинская призналась, что хотела бы поменяться жизнями с Курниковой


The Evolution and Future of Realistic Sex Dolls

The maker of the electric USPS truck is also building garbage robots and EV firefighters

Kygrios

Jhalak Dikhhla Jaa 11 fame Dhanashree Verma breaks silence on divorce rumours with Yuzvendra Chahal; says, “I’ve worked hard for years..”