Геноцид осетин: 1920 год. Почему нас хотят истребить?
0
64
Осетинский обычай не велит баловать, опекать на людях или публично защищать своих детей. Если тебя обидели, прежде всего оглянись на себя, – так учили старшие, – ты виноват уже тем, что дал повод и возможность себя обидеть. Осетины – рефлексирующая нация, склонная объяснять судьбу собственными изъянами и наделять соседей полным набором идеальных качеств. Это большое счастье – не искать виноватых на стороне, не культивировать мифов о прошлых обидах, не грезить о чужой собственности. Осетины – взрослая нация. Длинная и сложная история поневоле заставила повзрослеть, лишила иллюзий, научила рассчитывать на себя. Расположенная в геополитическом центре Кавказа, по обеим сторонам Главного хребта, Осетия является лучшим опровержением мифа о горах как естественной границе. Этнокультурное единство территории, которую занимает современная Осетия, хорошо прослеживается с эпохи поздней бронзы и раннего железа (конец II и начало I тыс. до н. э.) – со времен кобанской археологической культуры и скифских походов в Азию. Два столетия назад романтическую Европу удивили первые рассказы об Осетии – небольшом островке индоевропейского мира, затерявшемся в теснинах Кавказа. Кто были предки осетин? Чем объяснить неожиданную сохранность их древней культуры и речи, чуждой кавказским соседям, зато родственной санскриту и латыни, германским и славянским языкам. Поиск ответов на эти вопросы не занял много времени. Оказалось, что народ, с середины XVIII в. известный как «осетины» – последний осколок многочисленных древних племен, которые у Геродота, Страбона и Птолемея именуются скифами и сарматами. В средневековых хрониках Запада предки осетин упоминаются под именем «аланы», на Востоке их чаще называли «асами», «ясами», «осами». В середине XVIII в., в эпоху возобновления русско-аланских отношений, после трехвекового перерыва и взамен забытого славянского имени аланов – «Ясы», – в русском языке закрепился грузинский вариант названия Алании – «Осети». Из русского языка слова «Осетия» и «осетины» попали и в другие европейские языки. Сами же вновь нареченные «осетины» бережно сохранили и средневековые областные этнонимы «ир» и «дигор», и древнее эпическое самоназвание своего народа – его подлинное имя, которое и сегодня звучит так же, как и две тысячи лет назад: «аллон» – аланы. Часть аланов, подхваченная вихрями Великого переселения народов, в IV-VI вв. рассеялась по Западной Европе – память о них сохраняется в личном имени Алан/Ален и географических названиях вроде Алано, Аленвиль, Алансон и др. – их особенно много в южной Франции и северной Италии. На родине аланские цари владели высокогорным Центральным Кавказом и северокавказской равниной между бассейнами Кубани и Терека. Иностранцев поражало богатство Алании, возделанность ее полей, многочисленность жителей. Арабский географ ал-Масуди писал: «Когда утром запоют где-нибудь петухи, ответ им доносится из других частей царства ввиду чересполосицы и смежности селений». Первое знакомство аланов с христианством церковная история связывает с именем святого апостола Андрея Первозванного. Широкое распространение христианства относится к VII в., а в начале X в. православие стало государственной религией Алании. Средневековое Аланское государство было разрушено в XIII-XIV вв. в кровопролитных войнах с монголами и Тимуром. Потеряв равнинные земли и большую часть горной территории, выжившие аланские группы сосредоточились на юго-восточной окраине разоренной страны – в труднодоступных каньонах и высокогорных долинах по обеим сторонам Главного хребта. Триста лет – с XV по XVII век – народ преодолевал последствия демографической катастрофы. Горная Алания того времени – свободная конфедерация самоуправляющихся земель-областей, которые принято именовать обществами, воспроизводя приблизительный смысл их аланского названия. Общество-«комбæстæ» – сложный социально-политический организм, сочетающий сословный строй и феодальное право с гражданскими институтами и республиканским самоуправлением. Соседями Аланской конфедерации были на северо-западе балкарские, на северо-востоке – вайнахские горные общины. К северным пределам аланских ущелий продвинулись с Западного Кавказа кабардинцы – авангард адыгских племен, освоивших прежнюю аланскую равнину. Исторический южный сосед Алании – Грузия на рубеже XV-XVI вв. распалась на несколько царств и княжеств, находившихся в зависимость от Ирана и Турции. Аланские общества граничили на юге и юго-востоке с иранским владением Картли, на юго-западе – с подведомственной туркам Имерети. Внешняя угроза с юга и севера была постоянной частью политической жизни конфедерации. Используя то военную силу, то влияние на аланскую знать, правители Картли и Имерети стремились подчинить южные, а князья Кабарды – северные общества. Естественно, те и другие надеялись со временем приобрести власть над всей страной. В обоих случаях экспансия поощрялась имперскими покровителями. В XVII – начале XVIII в. геополитический интерес к труднодоступному центру Кавказа ознаменовался и собственными военными предприятиями иранских и крымско-турецких захватчиков. Когда к началу XVIII в. горная Алания-Осетия превратилась в перенаселенную страну, к внешней агрессии добавились острейшие проблемы экономического и социального кризиса. Горное малоземелье и хозяйственная бедность, сословная рознь и феодальные междоусобицы настоятельно требовали политического разрешения. В первой половине XVIII в. резко обострились и внешнеполитические конфликты, изменилась их конфигурация: в борьбу за Кавказ вступила еще одна молодая империя – Российская. Первостепенные цели, ясно сформулированные политической элитой того времени – возвращение на равнину, преодоление феодальной раздробленности и создание надежной системы обороны – были равно недостижимы вне государственных институтов. За три столетия безгосударственного существования Алания-Осетия исчерпала возможности социально-политического развития в формате конфедерации самоуправляющихся обществ. Но аланскую государственность невозможно восстановить на территории горных ущелий. Аланское царство, как и все когда-либо существовавшие кавказские государства, опиралось на материальные ресурсы равнины, уже недоступные для горной Алании-Осетии. Главное достижение осетинской политической мысли и практической дипломатии XVIII в. как раз и заключается в том, что был найден остроумный и безошибочный выход из этого замкнутого круга: если у нас нет ресурсов для сепаратного восстановления государственности, то следует сделать своим уже существующее сильное государство. В ситуации имперского соперничества за контроль над Центральным Кавказом не оставалось иной возможности отстоять жизненное пространство и обеспечить будущее страны. Выбор Аланской конфедерацией стратегического союзника и партнера происходил на фоне жесткой борьбы, в которой участвовали Иран (через вассальные восточногрузинские княжества), Турция (через западногрузинские земли и Крымское ханство) и Россия, стремившаяся закрепиться в обширном Черноморско-Каспийском регионе. Понятно, что ответственность такого выбора заключался не только в эффективном восстановлении государственных форм самоорганизации – это лишь необходимый инструмент, – но прежде всего в определении оптимальных направлений хозяйственного, политического и культурного развития. Спокойный прагматизм – вот главная черта решения о присоединении Алании-Осетии к России, принятого на основе народного волеизъявления. В Осетии XVIII в. никто не идеализировал Россию и вряд ли кто-то обманывался по поводу целей, которые она преследовала на Кавказе. Не стоит, однако, путать историческую судьбу и политический выбор народа с видовыми свойствами империи и типологическими чертами самодержавия. Нужно признать: союзу с Россией не было ни политической, ни экономической, ни культурной альтернативы. Во-первых, Россия на деле продемонстрировала полное признание осетинского суверенитета, только Россия предложила осетинам горизонтальную модель взаимных обязательств. Иран же и Турция были представлены на Кавказе вассальными (в том числе грузинскими) владениями, пытавшимися навязать Осетии подчиненный статус в многоступенчатой феодальной иерархии. Во-вторых, именно партнерство с Россией позволило восстановить отлаженную еще в средневековье систему социально-политических и хозяйственных связей. Основной экономический потенциал средневековой аланской государственности был сосредоточен на плодородной предкавказской равнине. В новых условиях роль метрополии брал на себя российский центр, быстро расширявший господствующие позиции в Предкавказье. В третьих, цивилизационная близость двух православных народов оказалась существенным фактором сближения. По соседству с Осетией в XVIII в. не было христианских стран. Не стоит обманываться на счет грузинских владений: не только персидский сюзерен картлийских царей и князей, но зачастую и сами они были мусульманами – крестьянское православие не имело политического значения. Культурная ценность русско-осетинского союза была незамедлительно доказана Осетинской духовной комиссией, переводившей на осетинский язык богослужебную литературу, а затем первой осетинской школой в Моздоке. Для сравнения: действия грузинских миссионеров во все времена были направлены на этноязыковую ассимиляцию и социальное подавление. Осетинской стороне принадлежала инициатива переговоров о присоединении к империи. Осетинская программа неоднократно сформулирована в сохранившихся документах – внешняя безопасность, возвращение на равнину, беспошлинная торговля, доступность школьного образования. В Петербурге быстро поняли, что не удастся обойтись без военных баз в центре Кавказа, без осетинских дорог и серебросвинцовых месторождений, – словом, без лояльности небольшого народа, оседлавшего стратегические перевалы. Установлению русско-осетинских отношений предшествовало изучение географического и политического положения Осетии, убедившее Коллегию иностранных дел в полной независимости страны, расположенной неподалеку от тогдашней российской границы. С 1749 г. Алания-Осетия была представлена в Петербурге посольством, полномочия которого тоже стали предметом многократной и тщательной экспертизы и подтверждены постановлением Сената. Немаловажно отметить, что из трех полномочных послов – двое происходили из области Туалтæ, включавшей территории южной и центральной Осетии. По протоколу в состав посольства вошли также трое помощников-«служителей». Двое из них принадлежали к знатному осетинскому клану Æгъуызатæ, родовая территория которого расположена в пределах нынешнего Джавского района Республики Южная Осетия. Точно так же были организованы все представительства, выступавшие от имени Осетии. Стоит обратить внимание на политический формат русско-осетинских отношений. Чтобы вести переговоры с отдельными феодальными владениями или обществами и принимать их присяги о российском подданстве, считался достаточным уровень губернатора или командующего крупным воинским соединением. Посольство, принятое на высшем уровне, и русско-осетинские переговоры в Петербурге – надежное свидетельство тому, что Алания-Осетия воспринималась на Кавказе и в России как единая страна с особым геополитическим статусом. Итогом переговоров стал тесный политический союз. Собственно присоединение пришлось отложить, так как Белградский мирный договор 1739 г. с Турцией ограничивал свободу действий России на Кавказе. Присоединение состоялось в 1774 г., после победоносной войны и заключения Россией нового, Кючук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией, который снял препятствия для международно-правового оформления присоединения Осетии к России. Так в середине XVIII в. состоялся выбор России в качестве национального государства аланского («осетинского») народа. Вопрос о цене имперского выбора – чисто риторический. Политическая история России преподнесла осетинам немало неожиданностей. Избавившись от внешней грузино-персидской опасности, Осетия в XIX в. вновь столкнулась с ней внутри империи. Присоединение к России Картли-Кахетинского царства в 1801 г. и последующее «собирание грузинских земель», отвоеванных Россией у Ирана и Турции, возродило претензии грузинской знати на южные осетинские пределы[1]. Поменяв хозяина и очутившись внутри России, приунывшие было агрессоры перешли в новое наступление. Что лежало в основе их претензий? Каков рецепт этого коктейля из исторических преданий, политической мифологии и экономического интереса? Он не слишком сложен. После крушения Аланской державы князья ее южных окраин принимали покровительство картлийских правителей, получали обширные владения с грузинскими крестьянами и наследственную должность эриставов. Родственные связи и сословная солидарность с грузинской аристократией, вассальные отношения с царским домом Картли, участие в важнейших военных и политических событиях грузинской истории – все это создавало условия для этнокультурной ассимиляции бывших аланских князей. В свою очередь, и соседние грузинские владетели скупали имения захудавшего аланского дворянства. Нужно ли объяснять, что картлийско-персидская по вассальной принадлежности и грузинская по этнической идентичности княжеская аристократия осетино-грузинской контактной зоны оказалась к XVIII в. авангардом экспансионистской программы подчинения Осетии, не только южной – всей Осетии. Для удобства изложения исторических сюжетов и правильного понимания географических особенностей горной Алании-Осетии XV-XVIII вв. обычно применяют условное разделение осетинских обществ на северные (граничащие с Предкавказской равниной), центральные (расположенные в высокогорье) и южные (имеющие выход на равнину Закавказья). Эта классификация не совпадает в границах, да и не имеет никакого отношения к Северной и Южной Осетии в современном – по происхождению чисто административном – смысле. Не только южную, но центральную и даже северную Осетию, менее доступные для военного вторжения (лучший пример – неудачный поход шаха Аббаса I в начале XVII в.), картлийские вассалы персов «осваивали», раздавая дворянские грамоты, княжеские титулы, почетные пенсии и торговые льготы осетинской знати – впрочем, без особого разбора и без всякой ответственности. В XIX в. гордые обладатели грузинского «дворянства» попытались использовать свои документы, и на поверку оказалось, что это макулатура. Но еще в XVIII в. нищего и наивного горца из благородной фамилии пытались сделать «агентом влияния» за ничтожную ежегодную пенсию и ничего не значащий громкий титул. Для полноты картины напомним: то же самое происходило и в противоположном направлении – из Кабарды. Князья северного соседа также представляли себя сюзеренами осетинского дворянства, привязывая его узами аталычества и дарений, покровительствуя бракам осетин с кабардинской элитой. В начале XVIII в. сформировался уже и слой их действительных осетинских вассалов – в большинстве из дигорской (западноосетинской) знати, основавшей равнинные селения в поместьях, полученных от кабардинских князей. Избавлением от военной агрессии и ползучей опасности с юга и севера стал для Осетии стратегический союз с Российской империей. Собравшись с силами, возглавленная опытной и талантливой политической элитой, суровая горная страна стряхнула со своих подножий липкую тину чужеземных вожделений и угроз, шелуху мелких амбиций и меркантильных интересов знати. Случайно ли переговоры с российским правительством возглавил человек, досконально знавший грузинскую политическую конъюнктуру, воспитанник и казначей царя Картли? Подобно главе посольства Зурабу Магкати, и другой посол – Елисей Кесати принадлежал к семье, имевшей коллекцию бумажных грузинских привилегий. Батырмирза Цопанати – третий член осетинского посольства в Петербурге – происходил из аристократии северного Куртатинского общества, переживавшего в XVIII в. сложный период тесных связей и жесткого противостояния с кабардинцами. Сам состав посольства хорошо иллюстрирует твердость выбора, сделанного Осетией не в политической теории – на исторической практике, в эмпирической перспективе выживания. Присоединение к России грузинских царств было оформлено как переход к российскому престолу наследственной власти и титулов их правителей. Тем самым император принимал на себя обязательства по объединению давно распавшейся на части Грузии и становился верховным сюзереном грузинской аристократии. Надо отдать должное русским царям – они выполнили феодальный долг, не считаясь даже с ущербом, наносимым своему государству. Надо понять грузинских князей – стремление владеть и властвовать, опираясь на силу своего ли, чужого государства, – характерная черта любой, в том числе и феодальной, олигархии. И если экспансия с севера была остановлена и навсегда пресечена российской властью (Кабарда не монархия, ее территория считалась завоеванной, а сословные права знати остались непризнанными), – то южные агрессоры, очутившись внутри России, обрели новые возможности. Однако первые ответы, полученные грузинскими князьями по поводу притязаний в Осетии, были отрицательными. Специальное изучение правового положения обществ Южной и Центральной Осетии привело к подтверждению их независимости решением Сената. Провалился и проект культурной экспансии: срочно сконструированная осетинская азбука на грузинской графической основе, призванная вытеснить введенную еще в XVIII в. кириллицу, оказалась нежизнеспособной. Даже зависимые осетины- крестьяне из грузинских имений контактной зоны были освобождены крестьянской реформой 1864 г. И грузинская экспансия поневоле сосредоточилась на административно-политическом направлении. Стремление российской власти построить на Кавказе оптимальную систему управления, не привязанную к этническим территориям, было использовано для объединения южных областей Осетии с соседними грузинскими землями. Так грузинские претенденты получили возможность пробраться к непосредственному управлению осетинами – от имени империи и в роли российских чиновников. Сословный статус, имущественный и образовательный ценз придворной картлийской знати, теперь окружавшей в Тифлисе российских наместников, был несопоставимо выше карьерных шансов жителей южной Осетии. Как и все кавказские страны, вошедшие в состав России, Осетия подверглась территориально-административному благоустройству. Ее отличие от соседей – расположение на обоих склонах Главного хребта, в самом центре Кавказа, на перекрестке важных коммуникаций – геостратегическое отличие, во все времена провоцирующее специальное внимание мировых держав и попытки аннексии с севера и юга, на этот раз обернулось излишней дробностью административного деления. Впервые был создан прецедент раздела самоуправляющейся конфедерации между несколькими внешними центрами государственного управления. Северные осетинские общества, исключая Дигорское, находились в управлении Владикавказского коменданта, а с 1845 г. во Владикавказском округе Кавказской линии. Крупнейшее на севере Дигорское общество было отнесено к Центру Кавказской Линии, управлявшемуся из Нальчика. Центральные и южные общества Осетии входили в состав Тифлисской губернии. Юго-западные окраины Осетии попали в состав Кутаисской губернии. Нетрудно видеть, что «наступление» продолжается не только с южного, грузинского фланга. И Кабарде в первой половине XIX в. еще достает влияния на власть и хватает вассальных осетинских связей, чтобы сохранять инерцию прежнего, с приходом России угасающего экспансионизма. С упрочением позиций империи на Кавказе и по мере накопления специальных знаний и кавказского опыта совершенствовалось и административно-территориальное деление. В 1857 г. Дигория была переведена из управления Центра Кавказской линии во Владикавказский округ – к тому времени в необходимости такого шага ни у кого не оставалось сомнений. Куда сложнее была история перевода Туальского общества из Осетинского округа Горийского уезда Тифлисской губернии во Владикавказский округ Кавказской линии – в 40-е и 50-е гг. XIX в. между туальцами и грузинскими дворянами, одетыми в форму российских чиновников, произошло несколько вооруженных столкновений, прежде чем в 1858 г. возобладал здравый смысл высшего кавказского начальства. Территории Туальского общества (Нар, Зарамаг и др.), простирающиеся на север от хребта, долгие годы управлялись из Гори и Тифлиса, пока опасность их полного выхода из-под государственного контроля не заставила наместника принять радикальное решение, навсегда сделавшее этот район образцом миролюбия и лояльности. Между прочим, это еще и единственный исторический пример использования в пользу Осетии знаменитого политического мифа о Главном Кавказском хребте как естественной границе[2]. Остальные общества Центральной и Южной Осетии еще более полувека противостояли напору грузинского дворянства, намеренно путавшего полномочия чиновников российской империи с собственными имперскими амбициями. Исторический смысл этого противостояния – в кардинальном несовпадении моделей, стратегий и мотиваций социального развития Осетии и соседней Грузии. Внутренняя пружина грузинского политического проекта и одновременно источник неиссякаемой энергии, питающей притязания на сопредельные регионы, а то и целые страны – в естественных процессах преодоления феодальной раздробленности, освобождения от иноземной зависимости, восхождения на ступень централизации. Но Грузия не смогла самостоятельно совершить такое преображение, – заботы по освобождению грузинских земель из иранской и турецкой зависимости, объединению их в пределах единого государства взяла на себя Россия. Собранная из осколков Грузия выросла не из собственных экономических возможностей, политического потенциала своей элиты или волеизъявления своего населения, – ее собирала и преобразовывала внешняя сила. Поэтому и само преображение оказалось внешним – до сих пор Грузия более всего походит на винную бочку: легко рассыпается, когда сняты железные обручи всегда чужой империи. Но обгоняя возраст грузинской политической зрелости, сторонние реформаторы не могли отменить реальной исторической жизни – рутинной экспансии латифундистов, местничества и сугубо феодального представления о государственной службе как кормлении. Так вели себя князья и дворяне всех стран, прошедших через централизацию, и везде им поначалу потакало государство – в интересах строительства бюрократического аппарата и бюджетных отношений. Пусть для России XIX в. эта самодержавно-боярская традиция кажется анахронизмом, зато соответствует социальной структуре и ожиданиям грузинского общества. Из многих примеров подобного подхода имперской власти к грузинским делам приведем лишь один – наивное совпадение административного деления с заявленными пределами феодальных иммунитетов. Именно заявленными на уровне амбиций, поскольку документы, если даже они имелись, государство принялось проверять много позже. Так, Джавский и Нарский участки Осетинского округа Горийского уезда – область притязаний князей Мачабели, а Хевский и Мтиулетский участки Горского округа – регион влияния князей Эристави-Арагвских. При этом в обоих случаях удвоение – неизбежное следствие того, что Джавский и Мтиулетский участки – это Закавказье, а Нарский и Хевский – Северный Кавказ. Главный хребет никого не смутил, просто зимняя заснеженность перевалов заставила назначить в каждом случае по два участковых центра. Самое трогательное: чтобы выдержать принцип «боярской заявки», пришлось делить Туальское общество, его основная часть стала Нарским участком, а Мамисонское ущелье передали в Кударо-Мамисонский участок Рачинского уезда Кутаисской губернии, поскольку на него нашлись другие претенденты. И не зная истории, достаточно взглянуть на карту или хоть раз побывать в туальском высокогорье, чтобы не усомниться в безумии авторов такого административного деления. Но нет, не безумные, – это сделали грузинские князья – где в роли российских чиновников, а где и в «тесной дружбе» с ними. Между прочим, некоторые грузинские князья, претендуя на власть в Осетии, не скрывали осетинской генеалогии (она объявлена в российских родословных книгах), а иные даже владели языком своих предков. Должно быть, одержав административную победу и научившись использовать извечные слабости российского начальства, они надеялись на будущий полный успех. Впрочем, грузинским прожектерам не повезло – переработке поддается далеко не все, и никакая империя тут не поможет. Осетию жила своей жизнью, испытывая чувства, так мало похожие на стяжательский восторг и аристократическую спесь соседей. Самостоятельно выбрав российское государство, интенсивно осваивая Предкавказскую равнину и выстраивая новые экономические отношения с метрополией, осетины в середине XIX в. навсегда расстались с феодализмом. Крестьянское движение 1840-х – 1850-х гг. стало последним кризисом традиционной экономики. Главная черта крестьянской реформы в Осетии – последовательность, исключившая сохранение феодального землевладения и сословного строя. Стратегическое значение осетинской территории заставило законодателя действовать без оглядки, ориентируясь на интересы свободного крестьянского хозяйства. Быстро растущий Владикавказ получил в 1860 г. статус города и скоро превратился в региональный торгово-промышленный центр и неофициальную столицу Осетии. Для сравнения: половина населения Владикавказа в середине XIX в. – осетины, в Тифлисе грузин – едва пятая часть. В последней трети XIX в. на глазах одного поколения капитализм кардинально изменил хозяйственную, а затем и социальную структуру осетинского общества. Осетинские отходники трудились на предприятиях Тифлиса и нефтяных промыслах Баку, в Калифорнии и на Аляске, в Японии и Китае. В самой Осетии – предпринимательский бум, всеобщий поиск месторождений цветных металлов, крупные инвестиции европейских компаний в добычу и переработку полиметаллических руд, в аграрном секторе нерентабельные отрасли вытеснены производством товарного зерна и шерсти. Выросли областные осетинские центры: на юге – Цхинвал, на западе – Христиановское. Социальные и культурные сдвиги второй трети XIX в. стали началом эпохи Национального возрождения – активной модернизации, интенсивного строительства профессиональной культуры, призванной обеспечить процессы урбанизации и потребности нового, рыночного, аграрно-индустриального общества. Искусственно прерванное на рубеже 1920-х – 1930-х гг., Осетинское Национальное возрождение, тем не менее, успело выполнить свое фундаментальное историческое предназначение, сформировав многочисленную интеллигенцию, выдвинув программу культурно-патриотической деятельности, отстояв право национальной культуры на суверенитет и свободное развитие. Нетрудно оценить перспективы развивавшейся на этом фоне грузинской феодальной экспансии. Иными словами, ответ для задачи об осетино-грузинском несовпадении сформулировала сама жизнь. Народ, имеющий собственную национальную структуру, развитое самосознание и культурную идеологию, не может быть участником чуждых, тем более анахронических, политических проектов. Не может быть удобным предметом внешних манипуляций. Не может быть безответной жертвой чужой исторической мифологии и переразвитого аппетита. Революционные катаклизмы начала XX в., разрушив империю, освободили путь национально-государственному строительству народов России. Собственный потенциал и естественные тенденции общественной жизни, прежде сдерживаемые жестким форматом самодержавия, теперь определяли направление политического развития кавказских соседей. Грузинское национальное движение лишь на первый взгляд кажется неадекватным, когда, целиком игнорируя интересы и мнения осетин (и не только их), планирует самоопределение Грузии на всей территории Тифлисской и Кутаисской губерний. Как раз наоборот – позиция более чем адекватная и совершенно типичная для переживаемого Грузией этапа общественного развития. Самоопределение Грузии, избежавшей буржуазной модернизации и законсервировавшей пережитки крепостничества, неизбежно сохраняет политические очертания феодального проекта. Можно искать субъективные оправдания для грузинского освободительного движения. Возможно, оно было обмануто бедностью сельских районов южной Осетии, их внешней, соседской схожестью с аграрной, крестьянско-помещичьей Грузией. Возможно, не последнюю роль в таком самообмане сыграло сельское – дворянское и священское – происхождение большинства грузинских «демократических» революционеров до большевиков включительно. Возможно, темп революционных событий 1917-1918 гг. и озабоченность собственной судьбой помешали обратить внимание на параллельно происходившее осетинское самоопределение. Все это возможно, – только результат в точности соответствовал реалиям грузинской жизни. Осетинское национальное движение так же ясно выразило состояние и подходы своего общества. Самая яркая черта этого портрета – антисепаратизм. И до революционных событий, и в ходе их политической целью оставалось самоуправление единой Осетии в рамках российского, то есть в понимании осетин – своего государства. Общее расстройство государственного аппарата и неспособность местных учреждений Временного правительства навести должный порядок, появление параллельных органов с властными претензиями – Советов рабочих и солдатских депутатов и, наконец, прямая военная угроза заставили Осетию всерьез приступить к национально-государственному строительству. Четыре съезда осетинского народа, состоявшиеся с апреля по ноябрь 1917 г., приняли принципиальные решения, которые никогда не были отменены и свято соблюдались даже в ходе гражданской войны. Три главных пункта: Осетия должна быть единой в территориально-политическом смысле, Осетия остается в составе Российского государства, основой культурного развития Осетии становится национальная система образования. Осетинские красные и осетинские белые спорили и воевали друг с другом по иным причинам, не подвергая сомнению фундаментальные принципы, определявшие будущее общей родины. Четвертый съезд, состоявшийся уже после петроградской Октябрьской революции, был вынужден избрать постоянный исполнительный орган – Осетинский Национальный совет и приступить к созданию вооруженных сил самообороны. Съезд сформулировал подчеркнуто оборонительную военную доктрину, запретив формирующимся осетинским частям отвечать на провокации и объявляя случайностью принадлежность преступников к братским кавказским народам. Отсутствие радикализма, терпеливая готовность обсуждать интересы всех сторон, простодушное желание договориться о скорейшем восстановлении государственного порядка – эти признаки изобличают не только неопытность осетинской политики и консерватизм общественного мнения. Многое определялось поэтапным развертыванием революционных событий на Кавказе, сложной ситуацией борьбы разнонаправленных российских и соперничавших международных сил. На протяжении года после начала революционных событий Закавказье оставалось частью России. Сменявшие или дублировавшие друг друга органы власти – Закавказский Комиссариат, Закавказский Сейм, Краевой Центр Советов рабочих и солдатских депутатов, национальные представительные собрания провозглашали единство с демократической Россией. Первый национальный съезд Грузии, собравшийся в ноябре 1917 г., заявил лишь о желании иметь внутреннее самоуправление и национальную администрацию, вести обучение, судопроизводство и канцелярскую переписку на грузинском языке – то есть повторил требования, уже обеспеченные Октябрьской революцией. Даже акт о независимости, принятый Закавказским Сеймом 22 февраля 1918 г., был только первым звонком, к тому же его плохо расслышали в Осетии – за шумной реакцией, которую вызвали более злободневные, как тогда казалось, установления: аграрный закон от 7 марта, утвердивший землевладельческие привилегии дворянства, и приказ о насильственном разоружении населения. Реакция осетин понятна: дворянские привилегии и крестьянское разоружение были знакомым эвфемизмом грузинской экспансии. Мартовское восстание 1918 г. в Южной Осетии было вполне стихийным, крестьянским, совершенно интернациональным – осетины и грузины вместе протестовали против политики властей, ненасытности помещиков и бесчинств местной администрации. В отличие от осетин, тифлисские власти услышали в прозвучавшем звонке (закавказской независимости) призыв к решительным действиям. Чтобы удержать южные территории Осетии под своим контролем, с осетинскими единством и российской ориентацией решили покончить поскорее, и в Цхинвал была направлена военная экспедиция, которой командовали будущие грузинские «герои» 1920 г. – руководители осетинского геноцида Кониашвили и Джугели. Перст судьбы не случайность: и доктрина, и исполнители налицо – в этом убеждает развязанная двухнедельная война и удовольствие, с которым они «безжалостно расстреливали пленных, разрушали и сжигали деревни, чем вызвали к себе ненависть всего осетинского населения»[3]. Осетинское сопротивление осталось неорганизованным, для восставших крестьян все происшедшее слишком походило на события векового противостояния с администрацией. И лишь бомбардировки с германских аэропланов добавили экзотики к привычным впечатлениям. В Осетии по-прежнему мало кто верил в возможность отпадения Закавказья от России. Коллизия осетино-грузинского несовпадения окончательно перешла в открытую и острую политическую фазу лишь во второй половине 1918 г. Избранный Первым национальным съездом Грузии руководящий орган – Национальный Совет 26 мая 1918 г. принял акт о независимости Грузии. Тифлисская и Кутаисская губернии вместе с осетинскими участками в одночасье были объявлены территорией Грузинской демократической республики. Правда, идеологи и лидеры нового государства, принадлежавшие в большинстве к социал-демократической партии меньшевиков, в публичных выступлениях уверяли, что самоопределение стало вынужденным шагом – дескать, что еще оставалось Грузии, которую Россия лишила своей защиты. Естественно, роль, с которой плохо справлялась охваченная гражданской войной Россия, была заранее ангажирована более состоятельным «защитником». Германии хватило нескольких дней на официальное признание независимой Грузинской республики и подписание договора с нею. Уже в начале июня в Грузию вошли германские войска. Свойственные осетинам надежды на демократическое переустройство общего российского государства рассеялись. Проблема самоопределения и единства родины заняла центральное место в политической жизни Осетии, разом превратившись из внутрироссийской в международную. Через день после провозглашения независимой Грузии собрался Третий съезд делегатов Юго-Осетии. Чтобы подчеркнуть отличие от «съездов осетинского народа», представлявших всю Осетию, полномочные народные собрания Южной Осетии назывались «съездами делегатов» (то есть делегатов общенародного съезда). Отсутствие административного единства, трудно преодолимое в бурном потоке революционных событий, привело к необходимости дублировать высшие представительные органы: на севере действовал Осетинский Национальный Совет, избранный Съездом осетинского народа (впервые – в ноябре 1917 г.), на юге – Южно-Осетинский Национальный Совет, избранный Съездом делегатов Юго-Осетии (с декабря 1917 г.). Координация осуществлялась Всеосетинским Объединенным Комитетом. Все эти органы, избираемые демократическим путем, были многопартийными – основные фракции, как правило, составляли меньшевики, эсеры, кадеты и большевики. Третий съезд делегатов Юго-Осетии 28 мая 1918 г. отверг предложение новорожденного грузинского правительства признать его власть. Четвертый съезд, работавший с 15 по 17 июня 1918 г., также отклонил все уговоры признать на территории Осетии грузинскую юрисдикцию. Ответом была интервенция: подразделения гру?