Советские фильмы, которые стоит снова пересмотреть
0
10
Во времена СССР было снято множество прекрасных фильмов, которые советские зрители пересматривали по много раз. Были среди них и те, которые пользовались успехом и у западных любителей кино. «Солярис», «Москва слезам не верит», «Кин-дза-дза» – эти и другие фильмы смотрят на Западе до сих пор.
Но были и другие картины, они не стали безусловными хитами в Советском Союзе, но зато получали признание и даже завоёвывали престижные кинонаграды за рубежом.
«Мама».
Этот детский фильм совместного производства СССР, Франции и Румынии был снят по мотивам широко известной сказки «Волк и семеро козлят», правда, по сюжету козлят оказалось всего пять. Всё дело в том, что в похожей истории румынского писателя Иона Крянгэ их было трое, в сказке братьев Гримм и русской народной сказке – семеро. Пятеро козлят оказались компромиссом. В результате сказка вышла сразу на трёх языках, и в каждой версии были свои отличия в сюжете, где-то были одни сцены, но не было других, имена главных героев были разными. В Румынии фильм вышел на экраны в ноябре 1976 года, в Советском Союзе зрители увидели его только через год.
Нельзя сказать, что мюзикл имел фееричный успех, дети в СССР нередко пугались Волка в исполнении Михаила Боярского, а в 1981 году «Маму» и вовсе перестали показывать. Всё дело в том, что Савелий Крамаров, сыгравший Волчонка, эмигрировал в США, и сказка на какое-то время отправилась на полку. Признание же фильм получил в 1997 году, когда на Венецианском кинофестивале детских и юношеских фильмов его отметили специальным призом. А ещё через пять лет его в первый раз показали в Норвегии, и здесь он стал настоящим хитом. Его теперь неизменно показывают в этой стране перед Рождеством, а количество любителей мюзикла постоянно растёт.
«Планета бурь».
Фантастический фильм вышел спустя год после первого полёта человека в космос и произвёл настоящий фурор. В его производстве были использованы комбинированные съёмки, на тот момент новые и опережавшие по своей технологии западные аналоги. Картину сразу же приобрели многие страны, а вот на родине она оказалась недооценена. Всё дело в том, что уже перед стартом проката Екатерина Фурцева решила не пропускать фильм на экраны из-за одной из сцен, где женщину-космонавта товарищи оставляют на орбите Венеры. Министр культуры была уверена в том, что советские космонавты не имеют права терять самообладание в критической ситуации.
Создателям фильма с трудом удалось убедить Фурцеву в необходимости эмоционального эпизода. А после старта проката на фильм обрушился шквал критики, а после на какое-то время он и вовсе оказался забыт. Зато во всех странах, купивших «Планету бурь» для показа, фильм прошёл с огромным успехом. Особенно популярен он стал в США, где его на тот момент сочли эталонным в плане спецэффектов и применения новейших технологий. Впоследствии его дважды перемонтировали, попытавшись создать на его основе собственные версии блокбастера.
«Неотправленное письмо».
По сюжету группа геологов отправилась на поиски алмазов в сибирскую тайгу, а когда они были найдены, не смогли вернуться домой из-за разыгравшегося пожара. В группе было 4 человека, но выжил только один. Съёмки этого фильма проходили на берегу Енисея в жесточайших условиях. По словам Василия Ливанова, всё было по-настоящему. Актёрам приходилось уворачиваться от падающих горящих деревьев, Василий Ливанов и Татьяна Самойлова озвучивали своих героев на улице в 40-градусный мороз, а Иннокентий Смоктуновский плыл на плоту (который незаметно тащил катер) по реке под валом ледяной воды. Лановой после озвучивания потерял голос, а Смоктуновский к концу работы над эпизодом потерял сознание и оказался в больнице.
И после всех трудностей картину Калатозова не выпустили на экраны и отозвали заявку на его участие в Каннском кинофестивале. Руководство решило, будто смысл картины могут неправильно истолковать, якобы для страны алмазы важнее человеческих жизней. В Каннах шедевр Калатозова всё же показали, но в конкурсе он не участвовал. Зато в Европе и США он стал хитом, историю об изоляции в сибирской тайге посмотрели миллионы зрителей. В New York Times вышла большая восторженная рецензия, что было редкостью, а Фрэнсис Коппола лично оплатил реставрацию картины в 1995 году и запустил её в повторный прокат в США. Его отреставрировали и в России на «Мосфильме», теперь его можно увидеть в сети Интернет.
«Предательница».
Фильм о воспитанниках интерната и их педагоге, которой предстоит оставить своих шестиклассников из-за перемен в личной жизни. Дети, очень привязанные к Марии Александровне, готовы рисковать жизнью, чтобы только она осталась с ними. Фильм в Советском Союзе успеха не имел, а вот на Западе душевные терзания женщины, оказавшейся перед сложным выбором — любовь или долг, — оказались куда более близки и понятны, как и поступки детей, лишенных родительского тепла. «Предательницу» показывали в Европе и в США, и многие, кому довелось посмотреть картину, не могли сдержать слёз.
«Покаяние».
Действие фильма разворачивается примерно в 1930-е годы в тоталитарном государстве, в образе правителя которого можно увидеть черты едва ли не всех диктаторов того времени. Режиссёр картины утверждал, что основана она была на реальных событиях, произошедших в Мингрелии. Судьба фильма на родине оказалась незавидной. Его пытался запретить Эдуард Шеварднадзе, по приказу которого были арестованы все копии фильма. По квартирам создателей картины ходили силовики и изымали всё, что имело отношение к «Покаянию», вплоть до рабочих кадров. Однако уничтожить всё не удалось, вмешался Союз кинематографистов, а после Элем Климов личным участием сумел решить судьбу картины. На экраны она вышла уже во времена Горбачёва. А в 1987 году «Покаяние» завоевало Гран-при жюри в Каннах, а вместе с этим призом получило награды международной ассоциации кинокритиков и христианского жюри. И только после этого о картине вспомнили в СССР.
«Чистое небо».
Фильм о лётчике-испытателе и Герое Советского Союза, попавшем в плен, поначалу был признан лучшим по версии журнала «Советский экран», но уже в 1970-е годы отправился на полку. Слишком явно прослеживалась в нём тема сталинского террора. На Международном кинофестивале в Сан-Франциско фильм получил приз за лучшую режиссуру, восторженные отзывы критиков и зрителей. В то время как на родине больше 15 лет о нём было запрещено даже вспоминать. Только в середине 1980-х о «Чистом небе» вспомнили и заговорили снова.
«Великий перелом».
Этот фильм о советском военном искусстве изначально получил восторженные оценки критиков и даже Сталинскую премию. Он не похож на другие советские фильмы о войне, потому что в нём практически отсутствуют сцены баталий, зато показана кропотливая штабная работа и процесс принятия стратегических решений. В 1946 году «Великий перелом» завоевал Гран-при Каннского кинофестиваля, с успехом прошёл по миру, а вот на родине спустя несколько лет о нём забыли. Его не запрещали, однако не показывали, зато на Западе его смотрели с интересом и удовольствием, высоко оценивая и его художественную ценность, и реалистичность, и блестящую работу режиссёра и актёров. Временное забвение в СССР, вероятнее всего, было связано с именем Сталина, ведь в период правления Никиты Хрущёва шло активное развенчание культа личности.
Читать далее →
Но были и другие картины, они не стали безусловными хитами в Советском Союзе, но зато получали признание и даже завоёвывали престижные кинонаграды за рубежом.
«Мама», 1977 год, режиссёр Элизабета Бостан
«Мама».
Этот детский фильм совместного производства СССР, Франции и Румынии был снят по мотивам широко известной сказки «Волк и семеро козлят», правда, по сюжету козлят оказалось всего пять. Всё дело в том, что в похожей истории румынского писателя Иона Крянгэ их было трое, в сказке братьев Гримм и русской народной сказке – семеро. Пятеро козлят оказались компромиссом. В результате сказка вышла сразу на трёх языках, и в каждой версии были свои отличия в сюжете, где-то были одни сцены, но не было других, имена главных героев были разными. В Румынии фильм вышел на экраны в ноябре 1976 года, в Советском Союзе зрители увидели его только через год.
Нельзя сказать, что мюзикл имел фееричный успех, дети в СССР нередко пугались Волка в исполнении Михаила Боярского, а в 1981 году «Маму» и вовсе перестали показывать. Всё дело в том, что Савелий Крамаров, сыгравший Волчонка, эмигрировал в США, и сказка на какое-то время отправилась на полку. Признание же фильм получил в 1997 году, когда на Венецианском кинофестивале детских и юношеских фильмов его отметили специальным призом. А ещё через пять лет его в первый раз показали в Норвегии, и здесь он стал настоящим хитом. Его теперь неизменно показывают в этой стране перед Рождеством, а количество любителей мюзикла постоянно растёт.
«Планета бурь», 1962 год, режиссёр Павел Клушанцев
«Планета бурь».
Фантастический фильм вышел спустя год после первого полёта человека в космос и произвёл настоящий фурор. В его производстве были использованы комбинированные съёмки, на тот момент новые и опережавшие по своей технологии западные аналоги. Картину сразу же приобрели многие страны, а вот на родине она оказалась недооценена. Всё дело в том, что уже перед стартом проката Екатерина Фурцева решила не пропускать фильм на экраны из-за одной из сцен, где женщину-космонавта товарищи оставляют на орбите Венеры. Министр культуры была уверена в том, что советские космонавты не имеют права терять самообладание в критической ситуации.
Создателям фильма с трудом удалось убедить Фурцеву в необходимости эмоционального эпизода. А после старта проката на фильм обрушился шквал критики, а после на какое-то время он и вовсе оказался забыт. Зато во всех странах, купивших «Планету бурь» для показа, фильм прошёл с огромным успехом. Особенно популярен он стал в США, где его на тот момент сочли эталонным в плане спецэффектов и применения новейших технологий. Впоследствии его дважды перемонтировали, попытавшись создать на его основе собственные версии блокбастера.
«Неотправленное письмо», 1959 год, режиссёр Михаил Калатозов
«Неотправленное письмо».
По сюжету группа геологов отправилась на поиски алмазов в сибирскую тайгу, а когда они были найдены, не смогли вернуться домой из-за разыгравшегося пожара. В группе было 4 человека, но выжил только один. Съёмки этого фильма проходили на берегу Енисея в жесточайших условиях. По словам Василия Ливанова, всё было по-настоящему. Актёрам приходилось уворачиваться от падающих горящих деревьев, Василий Ливанов и Татьяна Самойлова озвучивали своих героев на улице в 40-градусный мороз, а Иннокентий Смоктуновский плыл на плоту (который незаметно тащил катер) по реке под валом ледяной воды. Лановой после озвучивания потерял голос, а Смоктуновский к концу работы над эпизодом потерял сознание и оказался в больнице.
И после всех трудностей картину Калатозова не выпустили на экраны и отозвали заявку на его участие в Каннском кинофестивале. Руководство решило, будто смысл картины могут неправильно истолковать, якобы для страны алмазы важнее человеческих жизней. В Каннах шедевр Калатозова всё же показали, но в конкурсе он не участвовал. Зато в Европе и США он стал хитом, историю об изоляции в сибирской тайге посмотрели миллионы зрителей. В New York Times вышла большая восторженная рецензия, что было редкостью, а Фрэнсис Коппола лично оплатил реставрацию картины в 1995 году и запустил её в повторный прокат в США. Его отреставрировали и в России на «Мосфильме», теперь его можно увидеть в сети Интернет.
«Предательница», 1976 год, режиссёр Никита Хубов
«Предательница».
Фильм о воспитанниках интерната и их педагоге, которой предстоит оставить своих шестиклассников из-за перемен в личной жизни. Дети, очень привязанные к Марии Александровне, готовы рисковать жизнью, чтобы только она осталась с ними. Фильм в Советском Союзе успеха не имел, а вот на Западе душевные терзания женщины, оказавшейся перед сложным выбором — любовь или долг, — оказались куда более близки и понятны, как и поступки детей, лишенных родительского тепла. «Предательницу» показывали в Европе и в США, и многие, кому довелось посмотреть картину, не могли сдержать слёз.
«Покаяние», 1984 год, режиссёр Тенгиз Абуладзе
«Покаяние».
Действие фильма разворачивается примерно в 1930-е годы в тоталитарном государстве, в образе правителя которого можно увидеть черты едва ли не всех диктаторов того времени. Режиссёр картины утверждал, что основана она была на реальных событиях, произошедших в Мингрелии. Судьба фильма на родине оказалась незавидной. Его пытался запретить Эдуард Шеварднадзе, по приказу которого были арестованы все копии фильма. По квартирам создателей картины ходили силовики и изымали всё, что имело отношение к «Покаянию», вплоть до рабочих кадров. Однако уничтожить всё не удалось, вмешался Союз кинематографистов, а после Элем Климов личным участием сумел решить судьбу картины. На экраны она вышла уже во времена Горбачёва. А в 1987 году «Покаяние» завоевало Гран-при жюри в Каннах, а вместе с этим призом получило награды международной ассоциации кинокритиков и христианского жюри. И только после этого о картине вспомнили в СССР.
«Чистое небо», 1961 год, режиссёр Григорий Чухрай
«Чистое небо».
Фильм о лётчике-испытателе и Герое Советского Союза, попавшем в плен, поначалу был признан лучшим по версии журнала «Советский экран», но уже в 1970-е годы отправился на полку. Слишком явно прослеживалась в нём тема сталинского террора. На Международном кинофестивале в Сан-Франциско фильм получил приз за лучшую режиссуру, восторженные отзывы критиков и зрителей. В то время как на родине больше 15 лет о нём было запрещено даже вспоминать. Только в середине 1980-х о «Чистом небе» вспомнили и заговорили снова.
«Великий перелом», 1945 год, режиссёр Фридрих Эрмлер
«Великий перелом».
Этот фильм о советском военном искусстве изначально получил восторженные оценки критиков и даже Сталинскую премию. Он не похож на другие советские фильмы о войне, потому что в нём практически отсутствуют сцены баталий, зато показана кропотливая штабная работа и процесс принятия стратегических решений. В 1946 году «Великий перелом» завоевал Гран-при Каннского кинофестиваля, с успехом прошёл по миру, а вот на родине спустя несколько лет о нём забыли. Его не запрещали, однако не показывали, зато на Западе его смотрели с интересом и удовольствием, высоко оценивая и его художественную ценность, и реалистичность, и блестящую работу режиссёра и актёров. Временное забвение в СССР, вероятнее всего, было связано с именем Сталина, ведь в период правления Никиты Хрущёва шло активное развенчание культа личности.
Читать далее →