Культурная афиша января
Игорь Самолет, «Архитектура отношений»
До 23 марта Дом Наркомфина
Проект художника Игоря Самолета наполняет коммунальный блок дома Наркомфина искусством, смотрящим на историю через призму вовлеченности и отстраненности одновременно. Иронизируя, но оставаясь в то же время предельно серьезным, Игорь Самолет размышляет в серии монументов, как конструктивистский замысел стремился воплотиться в быту, создав новый образ жизни, а вместе с ней и мыслей. Дистанция времени позволяет нам быть уверенными в том, что с этим замыслом стало, а взаимоотношения, воплощенные в архитектуре, становятся предметом исследования не только научного, но и художественного.
До 23 марта Центр «Зотов»
Новая кинопрограмма центра «Зотов» так прямо и заявляет: «Да быть такого не может!» Заявив, пускается в доказательство обратного, небывалого и фантасмагорического, разного, странного, невероятного, поделенного на логично-метафоричные главы: полеты во сне и наяву, по ту сторону зеркала, (дом) вверх дном и жизнь после жизни. Эти главы заключают советские и российские фильмы, которые не устают обыгрывать и отыгрывать название программы. Так неожиданно «Ежик в тумане», «Облако-рай», «Ночной дозор» и десяток других по-разному примечательных историй рифмуются с выставкой «Русское невероятное», в параллельную программу которой и вошли кинопоказы.
До 9 февраля Дом культуры «ГЭС-2»
Какими были одни и те же годы на разных континентах через призму видео-арта и перформанса, каких проблем пытались коснуться авторы и насколько разные вопросы волновали их в зависимости от точки на карте — этими вопросами отчасти задается проект Videobrasil, соединяющий Москву с Бразилией, Колумбией, Эфиопией. Фестиваль, давший название выставке, свою историю начал в Сан-Паулу в 1983-м, так что этот год становится точкой отсчета и для представленных в «ГЭС-2» произведений видеоискусства. Влияние развивающихся технологий, разговор на языке тела, проникновение социальной повестки — все это можно обнаружить в работах художников из стран глобального Юга, а вместе с тем и множество других веяний и тем.
Экспозиция выставки «Videobrasil. Перевод не требуется. Сорок лет видео-арта и перформанса»
2–8 января «МИРА центр»
Каникулярная афиша творческого сообщества «МИРА» действительно похожа на волшебный шар: что ни день, то новое впечатление. Концертная программа обещает и разудалое веселье (все-таки праздники), и вдумчивое слушание с новыми открытиями. Электронная музыка соединяется с ренессансным звучанием (в исполнении ренессансных же инструментов), а воспоминания о солнечном свете (трибьют французской группе Malicorne авторства мультиинструменталиста Юры Гинзбурга) — с камерностью рождественского сочельника (традиционный концерт ансамбля Île Thélème).
Юра Гинзбург, Tool Things
До 19 января Галерея «Триумф»
Персональная выставка художницы Лизы Бобковой складывается в триединство серии скульптур из металла, инсталляции из фарфора и графики. Металл и фарфор в пространстве экспозиции обретают некоторое сходство при всем своем смысловом и предметном различии, а звуковые волны в графических произведениях застывают и продолжают бежать одновременно. Жизнь скульптур начиналась с туши и бумаги — присущая эскизам легкость не покинула серию и после конечного воплощения. Кажется, что, как только последний посетитель выходит за дверь, а свет гаснет до следующего дня, у произведений продолжается собственная тайная повседневность, настолько полнятся они чудесами.
Экспозиция выставки Лизы Бобковой «Об ослепшем вчерашнем долгом вечере что сегодня»
26 декабря — 16 февраля Мультимедиа Арт Музей, Москва
Путешествие Эрика Булатова и Олега Васильева по детской литературе действительно получилось чудесным, как и путешествие Нильса, и длилось три десятка лет, в течение которых художники иллюстрировали книги в издательстве «Малыш». Теперь отправиться в путь по их страницам предстоит зрителю, перед которым открываются миры «Кота в сапогах», «Золушки», «Спящей красавицы» и других сказочных сюжетов. Дружеским плечом, а вместе с тем и проводником в мир книжной иллюстрации для Эрика Булатова и Олега Васильева стал Илья Кабаков, благодаря которому и началась эта многолетняя общая глава в творческой биографии двух художников.
До 18 мая Серпуховский историко-художественный музей
Когда-то усадебный хозяйственный двор, сегодня каретный сарай — галерея, в которой сейчас Серпуховский историко-художественный музей исследует авангард во всем его многообразии и широте проявлений. Само здание городской усадьбы Мараевых задает для темы любопытный исторический контекст, который при разговоре об авангарде всегда играет роль. Полотна Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Ольги Розановой, Давида Бурлюка и других авангардистов обретают в нем новые оттенки звучания и диалога с прошлым и будущим.
До 30 марта Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Еще один повод отправиться в Суздаль, который весь 2024-й год праздновал свое тысячелетие, — взгляд Алены Долецкой на тему цветка. Ее кураторский проект «Я есть цвет» завершает для Владимиро-Суздальского музея-заповедника серию юбилейных выставочных событий и предлагает погрузиться в историю, а вместе с тем в череду интерпретаций. Они на выставке представлены во всем историческом размахе — от XII века до наших дней, из чего можно сделать вывод, что мотивы и поводы появления цветов в искусстве светском и религиозном разнятся и знаменуют множественную череду смыслов и поводов. Их и предстоит исследовать зрителю.