От «Иронии» до «Гардемаринов». Новогодние премьеры телевидения СССР
В наше время зрители уже привыкли к одному и тому же порядку предновогодних передач, это даже превратилось в некую традицию, нарушать которую вряд ли возьмется хоть какой-то телеканал. Например, весь день 31 декабря посвящен советскому кино — обычно это комедии Леонида Гайдая и фильмы Эльдара Рязанова, которые все знают до последнего кадра, но всё равно пересматривают. «Операция "Ы"», «Иван Васильевич меняет профессию», «Берегись автомобиля», многие другие — и, разумеется, «Ирония судьбы», которая стала настоящим новогодним талисманом и переходит между Первым каналом и «Россией 1».
В советское время телевизионные традиции были совсем другими. Конечно, «Голубые огоньки» и «Песни года» были и тогда — под музыку, в компании знаменитых артистов и Новый год встречать легче. Но никто не крутил целый день старое кино, которое тогда, впрочем, не было таким уж старым. Кроме того, 31 декабря довольно долго было обычным рабочим днем — только укороченным. Но телевизионщики всё равно устраивали зрителям праздник и показывали по телевизору самые новые фильмы того времени, приурочивая к Новому году премьеры хороших фильмов.
«Ирония судьбы, или С легким паром», 1976
Тот самый новогодний талисман современного российского ТВ вызвал нешуточный ажиотаж, когда его впервые показали 1 января 1976 года. Считается, что суммарная аудитория первого показа составила 100 млн зрителей — тоже сумасшедшая цифра по нынешним временам. Откликов было столько, что вскоре фильм Рязанова пришлось повторять ещё раз, чтобы все смогли узнать перипетии знакомства Жени Лукашина из Москвы и Нади Шевелёвой из Ленинграда — случай в истории отечественного телевидения небывалый. Потом его повторяли снова и снова и необязательно под Новый год. За следующую пару лет аудитория составила 250 млн, что равно всему населению СССР в то время. В общем, это действительно был хит из хитов, и, пожалуй, самый новогодний фильм из всех, снятых в СССР. Хотя, наверное, за это звание может побороться «Карнавальная ночь», которую снял тот же Рязанов в 1956 году.
«Собака на сене»
Премьера этого музыкального фильма Яна Фрида по пьесе Лопе де Вега состоялась 1 января 1978 года. Михаил Боярский (Теодоро) ещё не сыграл главную роль в своей карьере и не стал д’Артаньяном, но зрители его знали достаточно хорошо — актер снимался в популярных телефильмах «Новогодние приключения Маши и Вити» (дикий кот Матвей) и «Мама» (Волк). Ну а «Собака на сене» только закрепила его репутацию мастера перевоплощения, так что и в «Трех мушкетерах» аудитория приняла Боярского со всем радушием.
«Обыкновенное чудо»
Эту сказку Захарова по пьесе Евгения Шварца показали в первый день 1979 года — аудитория была соответствующая, пусть и уступающая «Иронии судьбы». Но вообще на несколько лет фильмы Захарова захватили новогодний эфир: в 1977-м были показаны «12 стульев» с Андреем Мироновым, а в 1980-м — «Тот самый Мюнхгаузен». Все эти картины очень нравились зрителям, цитаты из них уходили в народ, так что выбор телевизионных начальников был объясним и логичен.
«Чародеи», 1982
Эта новогодняя сказка была показана в последний день 1982 года и подарила зрителям пару соответствующих песен — особенно к теме Нового года пришлись «Три белых коня». Ну а режиссер Константин Бромберг доказал, что может снимать не только для детей — в 1979-м хитом стали его «Приключения Электроника», — но и для взрослых. К тому же в деле были замешаны писатели-фантасты братья Стругацкие, творчество которых редко попадало на экраны, хотя, конечно, «Чародеи» имеют очень отдаленное отношение к повести «Понедельник начинается в субботу».
«Гардемарины, вперед!»
Какое-то время телевидение обходилось без громких новогодних премьер — показывали уже знакомые зрителям фильмы «Эта веселая планета», «Карнавальная ночь», «Ассоль», ту же «Иронию судьбы» или успешно прошедший в прокате «Карнавал». Но в первый день 1988 года была показана первая серия нового фильма «в жанре плаща и шпаги» — снятая режиссером Светланой Дружининой экранизация романа Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы». Впрочем, популярность картины явно превзошла популярность литературного первоисточника. К тому же Дружинина на одном фильме не остановилась, а сняла два продолжения и уже в наше время пополнила франшизу ещё двумя картинами про тех же героев.