Возвращение от шкатулок к иконописи
Приходилось оформлять спектакли в театрах
Как уже писала "ИГ" в своих материалах к юбилею миниатюры, после революции 1917 года иконописцы оказались без работы и доходов. Они искали новые сферы реализации творческого потенциала. Насколько основательна была профессиональная подготовка палехских живописцев, говорит хотя бы такой факт: в иконописной мастерской Николая Софонова обучение длилось шесть лет.
Особенно активно искал свой путь Иван Голиков. Поначалу он оформлял спектакли в театрах Шуи и Кинешмы. В 1922 году расписал первую пластину из папье-маше. Необычную манеру мастера оценил искусствовед, главный покровитель палехского искусства Анатолий Бакушинский (уроженец Верхнего Ландеха). Он исповедовал творческую свободу художников, отказ от узкой коммерческой ориентации их работы. Именно ему мы обязаны искусством Палеха, Холуя, Мстёры, Хохломы, Городца, Дымкова. В бурные и противоречивые 1920-е годы Бакушинский защитил палехское искусство от воинствующих атеистов, отстоял право художников на преемственность стилевых традиций иконописи в миниатюре.
Мировое признание пришло к палехским мастерам еще до создания товарищества: отправленные в Венецию работы палешан пользовались успехом, из Италии даже пришло предложение – прислать четырех мастеров для организации художественной школы.
5 декабря 1924 года семеро талантливых бывших богомазов Палеха объявили о создании Артели древней живописи. С этого события и ведется история известного во всём мире искусства.
Доверили иллюстрировать "Слово о полку Игореве"
В областном художественном музее хранится одна из лучших в России коллекций палехской лаковой миниатюры. На выставке представлено 80 работ мастеров села-академии (термин появился в 1863 году), созданных в первые 20 лет существования сообщества.
Куратор выставки Наталья Рыжикова доминантами экспозиции считает икону "Троица Ветхозаветная в деяниях" (здесь наглядно видны стилистические истоки нового Палеха) и большое полотно "Вышивальщицы", одно из первых обращений палешан к светской монументальной живописи.
Для меня один из интереснейших экспонатов – выпущенная в 1934 году издательством Academia книга "Слово о полку Игореве". Иллюстрировать ее поначалу хотели поручить разным художникам страны, но Максим Горький настоял, чтобы работу дали одному человеку – Ивану Голикову. Книга давно является библиографической редкостью.
На открытие выставки пришел бывший военный Сергей Мизинов, давний поклонник искусства Палеха. В домашней коллекции ивановца – около 20 работ. "Шкатулки, пластины не спрятаны в дальний угол, мы время от времени рассматриваем их с детьми, внуками, – поясняет Мизинов. – На выставке посетители видят только разворот уникальной книги, где титул, но хотелось бы посмотреть и иллюстрации великого Голикова".
Учились на росписи Сикстинской капеллы
Каждый экспонат имеет важную художественно-историческую ценность. Это и шкатулка народного художника РСФСР Ивана Вакурова "Садко", на которой – типичная для Палеха заключенная в овал или круг композиция из фигур, деревьев, архитектурных объектов. Это и работы Ивана Голикова с пиршеством линий и ярких красок. И шкатулка Ивана Челышева "Метелица", где видно, что сюжеты для палешан – повод для красивых декоративных работ: снежные завихрения гармонируют с изящными изгибами человеческих фигур.
Поразили учебные работы Валентина Паликина, одного из первых воспитанников палехской профтехшколы. На них – написанный темперными красками фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненной Микеланджело. Работа безупречна по мастерству, прописаны мельчайшие детали. Такая подготовка будущих художников "привила" к древнерусской традиции опыт великих европейских мастеров. Очевидно, этот симбиоз чувствуют и ценят любители высокого искусства во всём мире.
Выставка ярко показывает, что для нового искусства палешан характерны тонкий и плавный рисунок, как правило, на черном фоне, уплощенные изящные фигуры людей и животных, декоративность пейзажа и архитектуры, изысканный орнамент обрамления шкатулок.
Шкатулка народного художника РСФСР Ивана Вакурова "Садко". Фото: Андрей САФОНОВ
Федеральных наград не удостоены
Столетний юбилей – важная веха в истории искусства Палеха. 5 декабря в Музее палехского искусства в поселке открылась специальная выставка. Юбилейную экспозицию "Палехской сказкой дышит всё незримо" подготовил и коллектив областного архива. Ученые представили много новых, уникальных, пока не введенных в научный оборот документов о наших великих мастерах.
В "Метелице" Ивана Челышева снежные завихрения гармонируют с изящными изгибами человеческих фигур.
12 декабря открылась юбилейная выставка в Москве, во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. Она менее масштабна, чем та, что прошла в столице к 90-летию Палеха. В этот раз обошлось без официальных лиц, значимых представителей искусства. Возможно, сказывается общая ситуация в стране и в мире.
Но есть вопросы к юбилейному торжеству, прошедшему непосредственно в Палехе. Десять лет назад звание заслуженного художника присвоили трем палешанам. В этом году – ни одному. На официальном торжестве вручили много районных наград. Областной удостоили только одного человека. Федеральных отличий, грамот не было... Почему не проявило инициативу палехское отделение Союза художников? Уверен, что их предложениям пошли бы навстречу, в том числе и в Министерстве культуры.
В последние десятилетия спрос на шкатулки, пластины и другие изделия, расписанные палешанами, упал. Началось это в конце 1980-х годов. И это при том, что талантливых художников в селе-академии много.
В настоящее время палешане вернулись к истокам – к иконописи, к росписи храмов. Этому есть весомые предпосылки в истории. Напомню хотя бы, что всемирно известную Грановитую палату в Московском Кремле расписали палешане. Сейчас данная ниша – написание икон, оформление православных храмов – в стране огромна, и палешане благодаря мастерству, привитому в селе-академии, тут востребованы.
А вот работа над светскими изделиями несколько отошла в сторону. Искусствоведы шутят: скоро в Палехе придется восстанавливать искусство лаковой миниатюры…
Маркичев. "Возвращение с работы"