Борис Шильманский: Школьником сорвал съёмки на ВДНХ
Актёр из СВАО рассказал, как со сцены попал на телевидение
Поклонники Нового драматического театра знают Бориса Шильманского по многим спектаклям, а телезрители в первую очередь по сериалу «Шифр». Живёт актёр в Алексеевском районе.
Школьником сорвал съёмки на ВДНХ
— Борис, вы 12 лет служите в театре в Ярославском районе, живёте в Алексеевском. Получается, ваша жизнь прочно связала со СВАО?
— Да. Я родился в роддоме в Лосиноостровском районе, там же родилась моя дочь Антонина. Одно время жил в Алтуфьевском районе, потом пере ехал ближе к ВДНХ. Я учился в школе №293, напротив монумента Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». В то время мы, школьники, почти всё свободное время проводили на ВДНХ. Как сейчас помню: в 10-м классе осенью еду на скейтборде, слушаю музыку в наушниках и вдруг переезжаю какой-то провод. Слышу крики, поднимаю глаза и вижу барышень в нарядах времён Александра Островского, кареты. Оказалось, я въехал прямо в кадр какой-то исторической картины. Теперь шучу, что это была моя первая работа в кино.
— А как вообще выбрали профессию?
— В детстве мечтал стать клоуном: нравилось, что они смешат людей. А классе в 9-10-м мне предложили позаниматься в театральной студии при школе №293, с тех пор я и заболел театром. Во время учёбы в школе я два года прозанимался на подготовительных курсах в ГИТИСе, однако меня туда не взяли. В Щуке дошёл до финала, нас оставалось всего 30 человек. И вдруг в ауди торию зашёл Владимир Этуш. Я рассказал ему программу, а он спросил: «И это всё, мальчик?» И меня скинули с финишной прямой. Конечно, было обидно. Зато я тут же поступил в Институт культуры и не пожалел. Мне повезло: я попал на актёрско-режиссёрский курс. Мы учились тогда пять лет, причём последний год в основном ездили со своими спектаклями по Москве и Подмосковью. Один из них назывался «В ожидании Годо». Когда я пришёл в Новый драматический театр, там тоже репетировали этот спектакль, а я уже знал роли наизусть.
Принцесса Оливия и главный приз
— Какой спектакль вам интереснее всего играть?
— «Что угодно, или 12 ночь» по Шекспиру. Это была для меня, пожалуй, первая крупная роль. Наш художественный руководитель и режиссёр Вячеслав Васильевич Долгачёв, ставя спектакль, решил придерживаться правил, сложившихся в театре во времена Шекспира, когда все роли играли мужчины. Я играл принцессу Оливию. Лет пять назад за эту работу я получил главный приз нашего театрального фестиваля в номинации «За лучшую женскую роль», так что актрисы театра на меня немножко обиделись. Опять же по традициям старинного площадного театра в спектакле звучит живая музыка и все музыканты тоже мужчины. Лишь пару раз скрипача подменяла женщина. Спектакль по-прежнему идёт в театре.
Фото: Инга Хачатрян
Судьбоносный звонок
— Как складывался путь в кино?
— Спонтанно и странно. Когда учился курсе на третьем, к нам пришла режиссёр Вера Михайловна Сторожева. Она окончила Институт культуры и была выпускницей того же мастера, у которого занимался я. Попросила студентов сняться в массовке фильма «Мой парень — ангел». Как-то в два часа ночи мне позвонила помощница Сторожевой и сказала, что если я сейчас же приеду на съёмочную площадку, то получу небольшую роль. Выяснилось, что по сценарию главным героям фильма должен был подвозить фужеры с шампанским мальчик на роликовых коньках. Актёр, которого взяли на эту роль, не очень хорошо катался на роликах, и его отстранили. Меня попросили его заменить, зная, что я точно справлюсь. С тех пор мы с Верой Михайловной подружились. Через несколько лет она позвала меня в сериал «Развод». А ещё лет через восемь меня пригласили на роль сотрудника МУРа Тихона Жуковского в сериал «Шифр».
Неудачный дубль в итоге стал лучшим
— Вашему персонажу приходилось и стрелять, и в погонях участвовать. Проходили спецподготовку?
— На съёмочной площадке всегда был человек, который объяснял, как обращаться с оружием. А для погони мне дали старенькую «Победу». Понятно, что управлялась она не так, как современные автомобили, так что пришлось повозиться. Погоню снимали ночью, и в машине за спиной у меня сидела съёмочная бригада: оператор и звукорежиссёр. Так что я чувствовал двойную ответственность.
— Сериал серьёзный. А за кадром случалось что-то забавное?
— Многое случалось. Например, один кадр должен был заканчиваться тем, как я закуриваю папиросу «Беломор». Кадр серьёзный, вот-вот должны бандиты нагрянуть. Репетируем раз, другой, третий, а спички не зажигаются, и всё тут. Начинаем снимать чистовой дубль — опять закурить не получается. Так в кадр и вошло моё настоящее недовольство тем, что папироса не зажглась. Зато получилась живая эмоция. В другой сцене я должен был сидеть в кабинете и отвечать на звонки, возиться с документами. Снимали поздно вечером. По сюжету мне дают по телефону команду, чтобы я зачитал текст из энциклопедии. Всё сняли, и тут звукорежиссёр попросил сделать звуковой кадр, то есть без камеры. Поставили микрофон, закрыли дверь и сказали читать текст. Я, уже сильно уставший, читаю-читаю, а меня не останавливают. Не пойму, в чём дело. Вдруг слышу за дверью смешки. Оказалось, надо мной решили подшутить.
Вся семья увлекается бегом
— Супруга с пониманием относится к вашей работе?
— Конечно, тем более что по профессии она психолог, недавно защитила кандидатскую диссертацию. У нас спортивная семья, мы все бегом занимаемся, а Антонина ещё большим теннисом.