В царстве славного Дадона
Как всегда яркий, зажигательный премьерный спектакль подготовил в качестве подарка к Новому году для своих зрителей театр «Санктъ-Петербургъ Опера». На сей раз это опера Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». Поставленная как сатирическая сказка для взрослых и детей художественным руководителем и основателем театра Юрием Александровым эта последняя опера выдающегося русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная в 1907 году, стала венцом на «сказочную» тему. Впервые эта опера была представлена публике уже после смерти композитора в 1909 году в Москве. С момента первой постановки и до сегодняшнего дня она остается очень популярной. Особенностью постановки именно в театре «Санктъ-Петербургъ Опера» является ее яркая зрелищность, подчеркнутая изысканными декорациями и костюмами, созданными народным художником России Вячеславом Окуневым. Режиссер-постановщик народный артист России Юрий Александров в начале предпоказа, выступая перед зрителями подчеркнул: «Сказки нужны не только детям, но и взрослым.Прошлое нашей страны было порой царством Дадонов. Мы стали умнее и сплоченнее, и этот спектакль очень важен для нашей молодой труппы. Актеры стали понимать свое место в жизни и искусстве. Сложность этой сатирической сказки в том, кому она адресована, и мы делали все, чтобы было интересно и взрослым, и детям. Это семейный спектакль, в котором заняты четыре состава исполнителей, как обычно и в других наших постановках». В ходе просмотра спектакля понимаешь, что каждый элемент сценографии тщательно продуман и создает атмосферу, способную погрузить зрителя в мир волшебства и иронии. Сам текст А.С.Пушкина ироничен в своей основе, а либретто В.И. Бельского (по «Сказке о золотом петушке») подчеркивает все основные ее моменты, передает корреспондент «Конкретно.ру». Начинается спектакль с прекрасной увертюры в исполнении оркестра под управлением дирижера Максима Валькова, во время которой в зале появляется таинственный маг, в котором не сразу узнаешь Звездочета как действующего лица пушкинской сказки. Пока он обходит зал к чему-то прислушиваясь и приглядываясь, на сцене идет заседание боярской думы, к которой царь Дадон обращается за советом, как уберечь царство от нападения врагов. Но бояре предлагают ему погадать на бобах. Дальше лучше процитировать пушкинский текст: Вот он с просьбой о помоге Обратился к мудрецу, Звездочету и скопцу… В опере, как и в оригинале, тот дарит Дадону Золотого петушка, который … с высокой спицы Стал стеречь его границы. Этот прием в спектакле решен прекрасно - исполнительница этой роли высоко вознесена в окне, движется, исполняет свою партию и горит золотом своего «оперения». И тут как-то проскакивает мимоходом фраза о том, что царь дает обещание Звездочету: Волю первую твою Я исполню как свою… Как известно, петушок недолго позволил Дадону царствовать, лежа на боку – пришлось ему вслед за погибшими сыновьями самому отправиться на восток, откуда царству угрожала опасность: Войско в горы царь приводит И промеж высоких гор Видит шелковый шатер. Каждый может уловить свой подтекст в этой притчевой сказке, а режиссер выскажет свое мнение прямо, но только в самом конце спектакля. А по его ходу, когда из шатра появляется Шамаханская царица, зрители в зале просто заворожены ее красотой и прекрасным голосом, который струится как горный ручей во время исполнения этой арии. Сцена обольщения старого царя показана как танец самой Шамаханской царицы и наложниц очень искусно. Прекрасные голубые одеяния исполнительниц очаровывают, подчеркнутые световыми эффектами, на которые особенно богат этот спектакль. Как мы помним, по сюжету, Дадон обещает жениться на красавице, одетой уже в пурпурный наряд победительницы, но по дороге к столице они встречают Звездочета, который напоминает царю о данном когда-то им обещании. Помнишь: за мою услугу Обещался мне как другу Волю первую мою Ты исполнить, как свою». Дадон пытается образумить старого Звездочета, но тот упорствует. В ярости Дадон ударяет его палицей по лбу, и Звездочет падает замертво. Шамаханская царица зло хихикает и в этот момент раздается крик Золотого петушка: «Кири-ки-ку! В темя клюну старику!». Все помнят последние строки этой сказки. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - утверждал Пушкин. А авторы спектакля решили сделать послесловие к этим событиям иное. Прямо по декорациям побежали кадры документальной хроники, где Леонид Брежнев правит в своем застойном царстве, потом Борис Ельцин почему-то показан в раже танца во время своей предвыборной кампании. Тут уж каждый волен выбирать, кто из тех правителей царствовал, лежа на боку и кого Золотой петушок клюнул в темечко. Утверждают, что создатель оперы Н.А. Римский-Корсаков писал ее после событий 1905 года, тоже, скорее всего, имея ввиду определенную аналогию. Прекрасно сочетаются в его музыке фольклорные мотивы и символизм той эпохи, яркое разнообразие мелодий и атмосфера сказки с множеством зрелищных сцен. Такая вот семейная богатая костюмами и сценическими эффектами сказка, особенно подчеркнутая ярким световым оформлением, в котором большая заслуга художника по свету Бориса Карташева и видео-арт Георгия Савельева. Ну и, безусловно, прекрасные голоса певцов этого театра, где уже прошли с неизменным аншлагом две премьеры 20 и 21 декабря. Следующие премьеры намечены на 2 и 3 января. А информацию о дальнейших показах смотрите на афише искрометного театра «Санкъ-Петербургъ Опера».