Сергей Рахманинов как образец русских традиций в отечественном искусстве
0
61
Сергей Рахманинов как образец русских традиций в отечественном искусстве «Я исключительно русский композитор и русский человек, и лишь моя Родина наложила неизгладимый отпечаток на весь мой характер и все мое творчество». С.В. Рахманинов Бывали личности в России необъятной столь же знаменитые, сколь и уникальные, что их мало было попросту лицезреть, но их надо было уметь слушать, вслушиваться и искренне сопереживать. И потому в вопросах сохранения культурной, духовной и исторической памяти России, а также укрепления вековых отечественных традиций и изначальных ценностей российской культуры нельзя забывать великих русских творцов, создавших бессмертные шедевры музыкального искусства, даже если они волею судеб оказались за границей. Как справедливо отметил Владимир Владимирович Путин на недавно состоявшемся съезде партии – «Единая Россия», сегодня нам особенно важно всемерно упрочивать и сохранять культурный код многонациональной России, ядро которого составляют великие шедевры русского искусства. А весь предыдущий 2023 год, согласно указу того же Президента России, был официально объявлен памятным годом русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Автор более полусотни грандиозных музыкальных произведений, гениальный композитор России, дирижер и пианист-виртуоз Сергей Рахманинов создал свой неповторимый стиль, заслуженно ставший уникальной жемчужиной российской и всей мировой музыкальной классики. В период вынужденной эмиграции Рахманинова о национальном происхождении великого композитора часто возникали многочисленные споры, перемежаемые с досужими домыслами – о его дальнем родстве с крымскими, либо тамбовскими татарами, перешедшими на российскую службу, а еще чаще – о древних молдавских корнях, ведущих свое начало от князя Стефана Третьего Великого, господаря Молдовы, активного соратника господаря Валахии и Трансильвании, легендарного князя и воеводы Владислава Тепеша Басараба Третьего. В подобного рода нескончаемых дискуссиях всегда можно отметить одну ведущую тенденцию – любой выдающий деятель культуры, науки или искусства России всегда находится у ретивых исследователей в постоянном розыске своих национальных корней и истоков. А может быть все намного проще и длительные поиски молдавских корней Сергея Рахманинова всего лишь эмоционально вдохновлены его гениальной и бессмертной оперой «Алеко» – самым первым и наиболее славным произведением молодого выпускника Московской консерватории, представленным Рахманиновым в качестве его дипломной работы? Коей был воистину очарован даже сам Петр Ильич Чайковский и с которой начался творческий взлет еще совсем юного тогда композитора-дебютанта… Ведь даже либретто этой проникновенной оперы полностью основано на сюжетной канве знаменитой романтической поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Цыганы», во всех красках детально повествующей о жизни и быте бессарабских и молдавских цыган. Подобные расхожие легенды о национальных корнях и происхождении великих деятелей российской культуры и искусства наглядно свидетельствуют только лишь об одном – гениальный и неповторимый русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов – это поистине бессмертная легенда музыкального творчества России и всего мирового искусства. Поскольку его симфоническая поэма «Князь Ростислав» и знаменитая симфоническая композиция «Каприччио на цыганские темы» – являют собой ярчайший пример национального колорита в единстве с русской музыкальной классикой. Ну а знаменитая поэтическая симфония Рахманинова «Остров мертвых» и симфоническая фантазия «Утес» являют собой ярчайшие примеры всемирного музыкального искусства, слава от коих и сегодня разносится по всей планете, вместе с легендарным именем их творца – Сергея Васильевича Рахманинова! Который на весь мир воистину Рахман, от арабского «милосердный, сострадательный, праведный», но в еще большей степени Багатур, от древнего тюркского слова «доблестный, могучий воин, герой», которое накрепко устоялось в русском языке в качестве наиболее славных эпитетов. А вот почему милосердный и праведный русский Рахман при этом еще безусловно Багатур – это ни у кого в России не вызывало сомнений, кто имел честь просто стоять с ним рядом или вручать знаменитому композитору цветы и почетные грамоты», – рассказал Александр Агамов, профессор Ставропольского филиала Президентской академии.