Добавить новость
Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010 Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024 Январь 2025
1 2 3 4 5 6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

«Щелкунчик» – сказка для богатых? Кто мог позволить себе театры под Новый год 100 или 200 лет назад

0 129

В первые российские театры («позорища», как они тогда именовались) зрители, прямо скажем, не ломились. Во-первых, это было развлечение исключительно для царской семьи и приближенных. А во-вторых, театральное представление при Алексее Михайловиче или даже Петре Алексеевиче было удовольствием на любителя; любителей же семь-восемь, а то и десять часов смотреть, как пляшут и поют на непонятном языке худородные католики и лютеране, среди бояр было немного.

К концу XVIII века в стране было уже немало театров казенных и частных. Частные театры того времени явление сколь отрадное (как движение к культуре), столь же и постыдное – в большинстве своем они были крепостными. Держать собственную труппу из крестьян было престижно и прогрессивно, у одного только графа Шереметьева их было четыре – по труппе в каждом крупном имении.

Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей.
Сам погружен умом в зефирах и в амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!

Эти злые и горькие слова были вложены в уста своего героя Александром Грибоедовым.

Даже в начале XIX века, при просвещенном Александре I, императорские театры пополняли свои труппы, скупая «зефиров и амуров» у поиздержавшихся бар.

Что показывали в те годы в российских театрах? Переводы иностранных пьес, вольные переводы иностранных пьес, переложения иностранных пьес, подражания иностранным пьесам. Французский сюжет пытались привить на русский подвой, но в результате по сцене ходили персонажи с невозможными именами, действие происходило в никогда не бывшее время и в нигде не бывшем месте, и в целом все было бесконечно далеко от интересов русского зрителя. Тем не менее в театр ходили: там музыка, там свет, там забавно говорят и ходят, и самое главное – там публика, нужные и важные люди.

Ложи блещут

Зрительный зал Большого театра в Москве (1856). На переднем плане Императорская ложа. Художник – Михай Зичи

Театр в XIX веке был не только развлечением, но и важной частью жизни человека из общества, почти что обязанностью. Туда ходили не только посмотреть постановку, но и пообщаться с людьми своего круга, узнать сплетни и новости, продемонстрировать собственную состоятельность. 

Зрительный зал был расчерчен и разделен соответственно Табели о рангах. На первых рядах в партере – высшие государственные чиновники, включая министров и послов, дальше в глубину зала – офицеры и просто состоятельные граждане. Долгое время партер был отделен от более дальних рядов кресел барьером, так что публика из разных социальных слоев не смешивалась.

В первой половине XIX века в партере, к слову, сидели только мужчины, дамы появлялись лишь в ложах и только в сопровождении мужчин или старших родственниц. В ложи вели отдельные входы, так что зрители могли в любое время войти или выйти, не привлекая лишнего внимания. Перед входом в ложу из общего коридора могла быть еще аванложа, где можно было накрыть стол с закусками и прохладительными напитками, где могла дожидаться прислуга. А к императорской ложе в Александринке была пристроена целая миниатюрная квартирка из нескольких комнат с отдельной уборной. В ложах шла своя жизнь: в их уютном полумраке злословили, строили куры, заключали сделки, пари и тайные союзы, влюблялись и расставались навеки.

В 1860-х годах на фоне общего смягчения нравов при Александре II театральный этикет стал проще. В партере стали появляться дамы, а в глубине зала – те, для кого раньше входа сюда не было: мелкие торговцы, низшие чиновники, студенты, женщины-эмансипэ без сопровождающих. Для такой публики существовала галерка.

Галерка, она же раёк – верхние ярусы галереи, опоясывающей зрительный зал с трех сторон. Чем выше ярус, тем проще публика. Там было тесно и душно от поднимавшегося кверху жара свечей и дыхания, лиц актеров было почти не разглядеть с высоты. Как правило, на галереи вел отдельный вход, чтобы беднота не путалась под ногами у чистой публики. Зато билет в раёк стоил порой в сто раз дешевле, чем в первых рядах партера!

Сколько стоили театральные билеты?

Слева – цены на билеты в Большом театре, конец XIX – начало XX века. Справа – афиша 1836 года первого спектакля «Ревизор» в Большом театре. Фото из Музея Большого театра / РИА Новости

Во второй половине 1750-х за посещение представления Русского театра Федора Волкова (еще даже не имевшего собственного здания, спектакли шли в доме Головкина на Васильевском острове, где позже была построена Академия художеств) брали два рубля в нижнем ярусе и рубль в верхнем. Деньги по тем временам большие (пуд зернистой икры!), но и зрители в те годы еще сплошь родовитые и состоятельные.

С расширением сословного состава публики изменилась и структура цен.

В петербургском Малом театре на Фонтанке (ныне – БДТ им. Товстоногова) при ремонте нашли билеты посетителей райка рубежа XIX–XX веков. На билетах цены: в средней галерее (по центру зала) – 55 копеек, в боковой – всего пять. Кроме того, платным был гардероб – для посетителей галереи в пределах двух-пяти копеек. К слову, на каждом билете типографским образом указано: «Место для марки», – конечно, не почтовой, а вроде нынешней акцизной – она свидетельствовала об отчислениях с каждого билета в казну. И что интересно, на найденных билетах марок не было.

В те же годы билеты в Мариинский театр стоили от 22 копеек до почти 19 рублей за балетный спектакль, от 27 копеек до 24 рублей за оперный. В Большом театре Москвы можно было побывать на утреннике за 30 копеек, на вечернем спектакле в ложе бенуара, где самый удачный обзор, за 25 рублей по обыкновенной цене и за 31,50 по «возвышенной». Но легко ли было купить эти билеты?

Якупчики и «жужжалки»

Сцена из балета Петра Чайковского «Спящая красавица» в постановке Большого театра, 1899 год. Фотохроника РИА Новости

К концу XIX века спрос на театр вырос невероятно. И покупка билетов стала очень непростым делом. Легко было только завсегдатаям со связями, богатым и знатным горожанам – они приобретали сразу годовой абонемент в ложу, могли появляться там на любом интересующем спектакле с семьей и друзьями. Но стоило это очень дорого.

Рядовому зрителю, желающему провести пару вечеров в месяц в компании с Мельпоменой, Талией или Терпсихорой, приходилось нелегко. В лучшие театры страны – Большой в Москве, Мариинский и Александринский в Петербурге – очередь в кассу занимали с ночи. К утру промерзшая и обозленная толпа готова была брать кассы штурмом, так что полицейским приходилось ночевать в театре, чтобы отражать утренний натиск любителей прекрасного.

Правда, большинство стояльцев составляли, как правило, люди, известные под названием «жужжалок» – низшее звено пищевой цепочки театральных перекупщиков. Дело «жужжалок» – выстоять очередь, купить билеты, сколько дозволяется в одни руки, сдать их барышнику, а вечером вновь тереться у театра – «жужжать», предлагая лишний билетик.

Большую часть билетов барышники реализовывали по знакомым – именно так места в зале доставались многим любителям театра. Барышники составляли хорошо выстроенную и управляемую систему, во главе которой стоял самый крупный, самый опытный, самый цепкий и ловкий барышник. В Москве это было клинский мещанин по фамилии Якупчик, отчего и всех московских барышников стали именовать якупчиками, в Петербурге – тверской крестьянин Николай Корольков, по его имени называли барышников питерских. Барышники зарабатывали в месяц сотни, Якупчик и Корольков – тысячи. «Жужжалкам» доставались жалкие копейки.

Власти неоднократно пытались бороться с перекупщиками билетов. В Петербурге придумали продавать билеты по билетикам, которые выдавали через полицию. Народ назвал систему «лотереей» и поначалу поддержал, но скоро заговорили, что барышники подкупили и полицию тоже, и бо́льшая часть билетиков на билеты уходит в руки перекупщиков. «Лотерею» отменяли и вводили снова, барышников вылавливали и нещадно штрафовали, в Москве с помощью сыскной полиции удалось переловить добрую половину спекулянтов, но изменить ситуацию так и не получилось.

После революции

Заключительное заседание II Конгресса Коминтерна в зале Большого театра. 7 августа 1920 года. Из фондов Музея Революции в Москве. Фотохроника РИА Новости

Ситуация изменилась после революции 1917 года. Кто-то из участников процесса (по обе стороны от рампы) покинул Россию, кому-то зрелищ вполне хватало в жизни. На первое место вышли другие ценности. Так что, в театры ходили, но бешеных денег платить было уже некому.

В мае 1918 года в театре Корша в Москве билет на 15 ряд партера стоил 6 рублей – одна сотая часть от зарплаты среднестатистического служащего. В Ярославле осенью того же года можно было посмотреть спектакль за два рубля с последнего ряда партера или за 20 с первого. В 1920 году билеты стоили уже 70–80 рублей, при этом фунт хлеба – 275 рублей. Пища духовная оказалась дешевле телесной.

Помимо этого, по требованию властей, огромное количество билетов театрам приходилось раздавать даром красноармейцам и профсоюзам, устраивать и вовсе бесплатные показы. Бархатные кресла партера впервые попирались тощими фигурами в латаных штанах, в залах стоял густой дух трудового пота, махорки и перегара.    

Билетной мафии здесь нечего было делать. Тем не менее театральные залы наполнялись. Даже в блокадном Ленинграде все так же шли спектакли, и в Мариинке все так же распродавались все места.

В 1940–1950 годах цена билетов в партере Мариинского – 28 рублей, в ложе – 17–19 рублей, а в 1960-х – «всего» два девяносто. В реальности, цена скорее выросла, чем снизилась: два девяносто после деноминации 1960–1961 годов – это 29 «старыми». Цены держались примерно на том же уровне и в 1970-х, и в 1980-х, и еще перед распадом СССР можно было насладиться балетом в первом ряду прославленного театра всего за четыре пятьдесят. Теоретически.

Театральная мафия возрождается

Сцена из спектакля «Гамлет» в постановке Театра на Таганке. Владимир Высоцкий в роли Гамлета (справа), Александр Пороховщиков в роли Клавдия (слева), 29.11.1971.Фото: Анатолий Гаранин/РИА Новости

В реальности с приходом оттепели 1960-х в стране резко активизировалась духовная жизнь во всех ее проявлениях, и публика вновь повалила в театры. И вновь оказалось, что просто так купить билеты можно далеко не везде. Часто они распространялись централизованно. Например, львиная доля билетов в Большой распределялась через «Интурист», они просто не появлялись в обычной продаже. И вокруг нового советского театра сформировалась новая советская мафия.

Чтобы попасть в Большой, БДТ, Театр на Таганке или в «Современник» на особо популярную постановку, как, например, «Гамлет» с Владимиром Высоцким, за билеты переплачивали порой в двадцать раз. Театральные билеты в обществе тотального дефицита становились валютой: ими расплачивались с нужными людьми, благодарили, давали взятки. В роли «жужжалок» у театральных касс выступали теперь студенты, а барышники назывались барыгами.  

Спекуляцией билетами занимались не только темные личности, но и руководство театров и даже члены творческих коллективов. С одной стороны, часть билетов продавалась без учета, и битком набитый зал по документам проходил как полупустой. С другой стороны, существовала традиция организации нелегальных концертов и творческих вечеров по всей стране, наглядно показанная в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Считалось, что выступление организуется с бесплатным входом для работников какого-то предприятия, в реальности половина билетов продавалась спекулянтам и через них с наценкой шла в руки сторонних зрителей.

Можно ли сделать театр доступным для всех

Выступление артистов Василеостровского театра на народном гулянии, 1895 год

Неужели театр действительно не может стать по-настоящему доступным для всех? Ведь он давно уже перестал быть только развлечением для пресыщенной публики, это мощная воспитательная и образовательная сила, способная сделать человека чище, выше, прекраснее. Почему бы не сделать театр почти или совсем бесплатным, не предоставить возможность каждому припасть, так сказать, к живительному источнику искусства?

Еще в 1895 году в стране образовалось Общество попечительства о народной трезвости, главной задачей которого было оторвать народ от другого живительного источника. Пьянство – хроническое, тяжелое, с самыми страшными и безобразными последствиями – приобрело к этому времени неслыханный раньше масштаб.

Общество решилось противопоставить пьянству осмысленный и интересный досуг – образование, чтение. И театр. При Николае II на государственные ассигнования и пожертвования в разных городах страны стали открываться народные дома – что-то вроде клубов или домов культуры, предлагающие целевой аудитории – рабочим, студентам, мелким служащим и торговцам – культурное времяпровождение за минимальные деньги или вовсе даром.

Самый большой и прекрасный Народный дом открылся в Петербурге на Кронверкском проспекте. Изначально в нем был создан театральный зал на полторы тысячи человек, позже пристроили Оперный зал – просторное и в высшей степени современное сооружение, спроектированное по последнему слову дизайна и архитектуры, оснащенное по последнему слову техники. Он вмещал уже три тысячи человек. И если билеты даже в партер и ложи отличались крайне демократичными ценами (за 50 копеек можно было посмотреть спектакль с довольно приличного места), то на самый верхний ярус пускали вовсе бесплатно!

О зале перед открытием много писали, и особо подчеркивалась его пожаробезопасность, которую обеспечивали технические новинки в сфере пожаротушения и эвакуации – множество пожарных рукавов, одновременное открывание всех дверей и пр. Но, как «совершенно непотопляемый» «Титаник» утонул в первом же рейсе, так в том же 1912 году «несгораемый» зал сгорел на второй день после открытия. Системы пожаротушения не сработали.

Зал, видимо, все же был восстановлен, и работу в Народном доме продолжили целых три труппы – драматическая, оперная и балетная. На сцене Оперного зала до самой революции выступал Федор Шаляпин. В этот театр можно было купить билеты незадолго до представления – как на места, так и стоячие.

Чуть менее блистательным, но тоже успешным проектом был Народный театр на Васильевском острове, созданный силами питерских заводчиков и фабрикантов. Получилось не сразу – театр закрылся, продержавшись всего сезон, но вскоре был найден другой организатор, и с 1889 года театр работал, неизменно собирая полный зал.

А если совсем бесплатно

Артисты театра рабочей молодежи во время выступления с инсценировкой «Сплетнефон» на площади одного из городов. 1930–1932 гг. СССР, точное место съемки не установлено. Фото: Николай Кубеев/Фотохроника ТАСС

В раннем СССР попытались пойти еще дальше и создать театры, в котором не только зритель не платил бы за вход, но и актеры работали бы за «спасибо». В массы была запущена идея, что, отработав смену у станка, практически всякий вечером может перевоплотиться в актера и достойно отыграть на сцене. Так появились ТРАМы – театры рабочей молодежи, состоявшие исключительно из любителей.

Участвовать в таких проектах было очень весело – юноши и девушки творчески реализовывались и попутно влюблялись. А вот создать таким образом по-настоящему качественное зрелище внезапно оказалось непросто. Вдруг выяснилось, что для этого нужны настоящие авторы, режиссеры, артисты, нужна профессиональная подготовка.

Одним из немногих ТРАМов, достойно переживших переход из любительской лиги в профессиональную, оказался московский. Там быстро закончили эксперимент с самодеятельностью и пригласили специалистов: в театре работал Михаил Булгаков, музыку писал Исаак Дунаевский, с актерами занималась дочь Мейерхольда Ирина Хольд и т.д. Со временем театр стал одним из лучших в стране – сегодня мы знаем его под именем Ленком.

А что же «Щелкунчик»

Артисты Ольга Гришенкова в роли Мари и Евгений Зыбин в роли Щелкунчика-принца в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича на Большой сцене НОВАТа, Новосибирск. Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

Надо полагать, на премьеру балета «Щелкунчик» в 1892 году в Мариинском театре билетов тоже было не достать, за них бились в ночных очередях и переплачивали барышникам. Но премьера петербуржцев скорее разочаровала, как ранее разочаровало «Лебединое озеро». Писали, что балет поставлен слишком роскошно, за гранью хорошего вкуса, что он детский и взрослому зрителю не интересен, что постановка смертельно скучна. И все бы ладно: неуспех премьеры можно списать на огрехи первой постановки, мы с вами ее не видели и судить не можем. Но писали ведь – внимание! – что и музыка слишком слаба!

Понадобилось время, чтобы шедевр Чайковского оценили. Чтобы были созданы более совершенные его постановки, ставшие каноническими – Василия Вайнонена в Мариинке и Юрия Григоровича в Большом. В целом же, балет живет на главных российских сценах уже больше 130 лет и окончательно утвердился в роли главного предрождественского и предновогоднего спектакля. Поход на «Щелкунчика» стал еще одной зимней традицией.

Просто вычеркните из нее борьбу за билеты в самый-самый главный театр на самую-самую историческую сцену. Оставьте это тем, для кого дорогая ложа в престижном театре остается свидетельством собственного преуспеяния. Громкие имена и раскрученный бренд не гарантируют хорошего спектакля, как их отсутствие не является залогом неудачной постановки.

«Щелкунчика» перед Новым годом дают, кажется, все балетные труппы страны – от детских и любительских до профессиональных. На «неглавные» постановки даже в Москве до сих пор можно попасть за 600–800 рублей. Сходите сами, покажите эту прекрасную сказку своим детям. Тем, кто любит театр, а не «себя в театре», он все еще доступен.

Запись «Щелкунчик» – сказка для богатых? Кто мог позволить себе театры под Новый год 100 или 200 лет назад впервые появилась Милосердие.ru.




Москва

Вице-спикер Словакии обсуждает с Россией энергетическое сотрудничество


Все города России от А до Я

Загрузка...

Москва на Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Новогодний флешмоб прошел в столичном главке Росгвардии

Псковская область вошла в число «регионов-отличников» пожароопасного сезона-2024

"ИИСУС ИЗ УСБ": СЕНСАЦИЯ: "Z" и "АЗ" В НЕЙРО ОРУДИЯХ СВО. СЕНСАЦИОННАЯ НЕЙРО ДОРАБОТКА РАКЕТЫ "ОРЕШНИК". Новости. Россия, США, Европа могут улучшить отношения и здоровье общества?!

"ИИСУС ИЗ УСБ" РАСКРЫЛ СЕТЬ ТЕХНОЛОГИЧНЫХ НАРКO ОРГАНИЗАТОРОВ? ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НАЙДЕНЫ НА КАРТЕ МИРА. Россия, США, Европа могут улучшить отношения и здоровье общества?!

Новости Москвы

Отравление на базе отдыха: 15 москвичей пострадали от угощений на Новый год

В Башкортостане возбудили дело после данных об отравлении москвичей

Хотела квартиры? Седокову обвиняют в убийстве Тиммы из-за жилья в Москве

Сеть клиник «Будь Здоров» стала лауреатом III Национальной премии в области развития корпоративного спорта


Продаст все? Юрист Кваша раскрыл, как взыщут долги короля фармы Шпигеля

Под Самарой произошло смертельное ДТП

В Москве прокуратура начала проверку после длительной задержки электропоезда

На трассе А-121 в Карелии туристический автобус опрокинулся в кювет, пострадали 14 человек


«Уже никто в РЖД не скажет: а зачем все эти ретропоезда и паровозы!» Алексей Вульфов в эксклюзивном интервью Vgudok рассказал о железнодорожном ретро-движении

Россия и КНР готовы адекватно встретить риск глобального шухера в мировых финансах

Двери прикрываются: как меняется российская миграционная политика

Москва продлевает работу транспорта на Рождество: метро до 2.00, МЦД до 3.30


Мэр Москвы Сергей Собянин
Москва

Собянин рассказал, как киноплатформа «Москино» упростила организацию съемок


Частные объявления в Москве



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Анастасия Волочкова

«Слившего видео Овечкина нужно привлечь к ответственности, Саша принёс славу России» — Волочкова



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Москва на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Рэпер Моргенштерн заявил, что поедет в рехаб 17 января

Mash: Мазут достиг элитной виллы Алсу в Крыму

Был на все готов: Волочкова рассказала о влюбленном в нее Джимме Керри

Друг Пугачевой переключился на Волочкову


Полина Кудерметова пробилась в четвертьфинал турнира WTA в Брисбене – казанская теннисистка одолела 9-ю ракетку мира Касаткину

Кудерметова проиграла Соболенко в финале турнира WTA в Брисбене

Астана? Бублик назвал город, в котором будет жить после завершения карьеры

ФОТО ⟩ Лесная прогулка Аннетт Контавейт в компании друзей приняла неожиданный поворот: «Еще недавно у всех было отличное настроение»


Liverpool vs Man Utd: Get £40 welcome bonus when you stake £10 on football with Tote

Fabrizio Romano shares update on Tottenham’s interest in England international

West Ham ace pushing for January exit; club willing to sanction a move

College Football Playoff’s final 4 teams, ranked by most likely to win national championship