Коты, ковры и IT. Алтайская ткалья рассказала о люксовых вещах, старообрядцах и муже в льняной рубахе
В 38 лет Ольга Рудаенко увлеклась ткачеством, и оно стало неотъемлемой частью ее жизни. Сейчас женщина изготавливает шарфы, пояса и ковры. Мастерица рассказала, какие ниточки лучше, кто вдохновляет, а кто мешает творить, и насколько важна поддержка близких.
Самые важные новости в Телеграм и ВКонтакте. Подпишитесь!
Сначала было любопытство
Ткалья – так себя называет Ольга. Это то же, что и ткачиха, но звучит красиво и гордо. Как говорит мастерица, это слово устаревшее, оно использовалось в губерниях. В своем ремесле Ольга почти 15 лет. Когда-то она была бухгалтером, затем ушла в декрет, а вышла из него уже ткальей:
«Я немного интересовалась своими предками, генеалогией. Корни у меня крестьянские, и мне было интересно попробовать своими руками сделать то, что делали мои бабушки и прабабушки. Так я и пришла в ткачество», – рассказывает женщина.
Ремесло произвело на начинающую мастерицу большое впечатление, а потом появился интерес к тканым изделиям в музеях. В результате увлечение, к которому Ольга пришла из любопытства стало делом всей жизни.
Любовь и поддержка
Сначала приходилось работать на специальном приспособлении - «чурочке». С ним можно сделать только пояса, для более широких изделий оно не подходит. Поэтому муж Ольги Алексей Рудаенко собрал для нее большой станок. Так мастерица начала ткать шарфы и дорожки. Это был первый опыт мужчины в создании подобных инструментов. А сейчас он время от времени делает станки на заказ, для других ремесленников.
По образованию муж Ольги физик, а по профессии, как говорит женщина, – очень хороший программист. Казалось бы, ничего общего с ткачеством, но не так давно он разработал программу для любимой жены, в которой она создает схемы своих изделий. Так современные IT-технологии стали частью традиционного ремесла.
«Он такой увлекающийся, поддерживающий мои стремления. Ему это тоже вошло в душу. Ну и руки у него золотые, конечно», – с теплом говорит ткалья о своем супруге.
И действительно, он поддерживает жену во всем. На ярмарках мастеров Алексей сопровождает супругу в льняной традиционной рубахе и всегда украшает свой наряд поясами, которые ткет Ольга. А сестры женщины говорят, что ее шарфы ощущаются совсем иначе, как что-то особенное.
Древние и не очень орнаменты
Пояса ткалья делает на основе этнографических элементов. Их даже выкупали художественный и краеведческий музеи для своих фондов. Ольга Рудаенко рассказывает:
Старообрядцы считаются хранителями архаических орнаментов. Они ведь жили в замкнутой среде, были консервативны в принятии новшеств. И эти орнаменты, которые сохранились от старообрядцев, меня очень трогают, поэтому я иногда тку их опоясочки.
С опытом ремесленница стала легко считывать схемы рисунков, и теперь ей достаточно просто посмотреть на орнамент, чтобы понять, как его воспроизвести. А вот для ковриков и шарфов она использует свои авторские узоры. Нередко на ее коврах можно заметить изображение оленей.
Перед тем как сесть за работу, нужно заранее продумать внешний вид изделия и его размеры, спонтанностей в ткачестве быть не может. В первую очередь мастера делают основу, то есть, отмеряют и раскладывают нити в определенном количестве и в нужном порядке. От этого и зависит конечный результат.
Итальянская ниточка
Нити Ольга использует импортные, итальянские. Женщина предпочитает натуральные материалы:
Пряжа действительно качественная, и составы хорошие. Ниточка может быть смесовая. Это и шелк с хлопком, и шелк с мериносом. То есть такие слова, которые рукодельницам очень многое говорят. Еще у этой пряжи замечательные цвета.
Любимая пряжа ткальи зависит от настроения: иной раз это упрямый, характерный лен, а порой - эластичный, послушный меринос или мягкий хлопок. Мастерица хотела бы попробовать конопляную пряжу, но пока что не сталкивалась с нужной толщиной и цветом нити.
Кот на станке
И хотя вся семья поддерживает ремесленницу, есть и те, кто не особо ценит ее работу. Это три хвостатых «сожителя». Всех котов супруги когда-то привезли с малой родины Ольги, поселка Михайловского.
Одного из них нашли еще котенком в лесу. Тогда он запрыгнул к будущей хозяйке на руки и больше не слез. Так и стал горожанином. А когда Сеня вырос в огромного кота, стал забираться не на ручки, а на станок:
Он залезал и ложился на полотно. Хорошо, если это толстая дорожка, а если это шарфик, то все – стресс у меня. А снять-то его надо аккуратненько, ведь он когтями пытается зацепиться. Это была большая проблема – кот на станке.
Любить кота от этого меньше не стали, а в последнее время Сеня научился уважать чужой труд и больше не портит изделия Ольги.
Творчество идет от души
На вопрос о себестоимости шарфика ткалья ответила, что никогда и не делала расчет исходя из затрат на обслуживание станка, оплаты света и прочих нюансов, которым учат на тренингах. Для мастерицы ее работы – не бизнес, а образ жизни. Даже на интервью она думала о том, как после отправится за станок:
«У меня осталось буквально меньше 20 см, чтобы доткать шарф. Я вчера легла пораньше, чтобы не опоздать на встречу, а так бы до победного сидела. Я и сейчас в голове кручу, что же я там буду сегодня ткать», - весело рассказывает мастерица.
Ольга никогда не посещала мастер-классы, ремеслу она обучилась сама и работает в собственной технике. Это ли не показатель таланта? Хотя сама ткалья и не знает, то ли это генетическая память, то ли ее личные способности.
«Я должна ткать»
В далеком 2017 году Ольга Рудаенко открывала собственную мастерскую, где обучала ткачеству. Но учеников было мало, и проект пришлось закрыть. Ремесленница считает, что это и к лучшему, ведь тогда она сделала вывод, что всему свое время:
Пока я могу создавать что-то интересное для себя и других, я должна ткать. А когда я не смогу делать что-то актуальное или мне физически сложно будет, ведь возраст всегда накладывает свои ограничения, наступит время, когда я должна буду передавать свои знания.
Тот самый алтайский люкс
Ольге не раз говорили, что она может продавать свои работы куда дороже, ведь на создание одного платка уходит минимум три дня работы от рассвета до заката. Иной раз трудиться приходится неделю. Все зависит от нити. Чем она толще, тем быстрее процесс.
Скорость работы для ремесленницы не важна, в приоритете качество. И если ей самой изделие пришлось не по душе, она никогда не выставит его на продажу. Либо оставит себе, либо подарит знакомым, которым оно приглянется.
На форуме «Мой креатив. Мой бизнес» ковры Ольги назвали «Алтайским люксом». Там ей сказали, что цену нужно поднять втрое и предложили рассмотреть ЦУМ как точку для продажи ее изделий. Но ткалья для начала хочет доработать подачу: сделать красивую упаковку и бренд. Но цель уже намечена, осталось только ее воплотить. А пока что Ольга готовится везти свои работы на выставку в Москву.