Добавить новость
Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010 Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Вот мы и сделали оперу снова великой? Онегин и Трамп-эффект режиссуры Кехмана в Новосибирске

«Евгений Онегин» от Владимира Кехмана, представленный 15-17 ноября на большой сцене НОВАТа, порадует гурманов вокала, психологического театра и кинематографического языка, но сделает очень больно пожилым учительницам и охранителям канонов. Когда любое зрелище-новинка получает полярно-контрастные оценки, это верный признак того, что создатель сего зрелища имеет свой почерк. Он кто угодно, но только не дилетант. Владимир Кехман, взявшись за режиссуру «Евгения Онегина», осмелился доказать театральному миру, что он не просто арт-управленец с арсеналом конфликтно-парадоксальных (но эффективных решений), не просто этакий Дональд Трамп из сферы театрального менеджмента, а, собственно, тоже человек театра. Мол, я ваш коллега. А что вы по этому поводу думаете – ваше личное дело.

Он вам покажет!

Такой напор и прямота у субъективного автора сих строк вызывают эмпатию, переходящую в симпатию. Театральное сообщество Новосибирска в своё время (не столь далёкое от нынешнего) Владимира Кехмана встретило настолько неприветливо и откровенно агрессивно, что даже не успело хотя бы наспех прикрыть свой гнев ритуальным интеллигентским политесом. Очень странно тогда выглядела легендарная «широта сибирской души» — душа с грохотом схлопнулась, как яростный советский турникет на «Заельцовской». Звонили испанцы, просили сказать, что стыд не их…

Владимир Кехман тогда выбрал единственную, пожалуй, рациональную линию поведения. Мол, я вам не нравлюсь, я не ваш? Ну и ладно! Да я и не пытаюсь. Делаю что должно и будь что будет. Не стараясь породниться с местечковой театральной мешпухой, ревнивой и злопамятной, он живёт в общероссийском арт-контексте. И ему там, кстати, весьма вольготно и уверенно живётся. Злые шутки про «бананового короля» давно забылись. А пытающиеся их повторить получают от собратьев по цеху мощный укорот. От тех же, кто и сам про бананы взахлёб петросянил несколько лет назад – вот ведь ирония-то какая! Как тут не вспомнить парижские газеты с молниями про корсиканское чудовище! Или, что ближе, застенчивое блеяние американской пост-электоральной прессы.  Кехмана теперь не получается уколоть непричастностью к театру – у него теперь и дипломы есть, и собственное режиссерское портфолио. У хейтеров теперь очень суженное поле атаки – только на его режиссёрский язык.

Атакуемый, к слову, отлично расставляет заградительные мины. Например, сообщает, что поставил не «Травиату», а «Даму с камелиями». С отсылками не к либретто, а к литературному первоисточнику. И хейтеры в итоге кричат в вате. Со сниженными децибелами и довольно вяло.

А хайп по поводу «нетаковости» этой «НеТравиваты» очень пригодился новому кехмановскому проекту. От его версии «Евгения Онегина» публика загодя пришла в ажитацию – как те мохнатые лесные зверюшки в салтыково-щедринской сказке про медведя на воеводстве. Заранее «кровопролитиев ждали». Мол, быть скандалу, ему не можно не быть! Подводя итоги премьерных ноябрьских показов, можно сказать, что ждуны не обманулись – и восторгов, и негодования получилось точно поровну. Сообщества почитателей и хейтеров НОВАТовской новинки по пропорциям удивительным образом напоминают… драматургию американских выборов: почти 50 на 50. Но с перевесом в пользу одобряющих.

Привет десятой музы Как и бывает в таких случаях, предмет восторга и отторжения один и тот же. Во-первых, кехмановская версия «Евгения Онегина» на два часа короче канонической – три часа с одним антрактом против пяти часов с двумя антрактами. Для ревнителей формата минус два часа – очень болезненная пропорция, да. В Москве-то мол по пять, а у нас-то по три… Фото из ТГ-канала НОВАТа

Ну да, можно обидеться. А теперь представьте пятичасовую оперу в реалиях периферийного двухмиллионника с мерцательно работающим транспортом. Просто прибавьте пять к 19.00…

Во-вторых, на разнооценочный wow-эффект сработало парадоксальное начало. Стартует опера с финала – с великосветского бала, на котором князь Гремин представляет Онегину свою жену – повзрослевшую Татьяну. Тут сюжет делает головокружительный кувырок и всё, что происходит потом, выглядит как воспоминание. Причем, как воспоминание РАССКАЗАННОЕ, происходящее в сознании Гремина.

Поэтому во многих сценах князь присутствует то как внешний созерцатель, то как комментатор действия. Тёплый, «пушистый» баритон Сергея Лейферкуса – это и вокал Гремина, и авторское «я» за кадром.

«За кадром» — тут вполне уместная формулировка, ибо визуальный язык оперы максимально кинематографичен. Построен он на идее зыбкости и иллюзорности – как и подобает воображаемо-вспоминаемому миру. Чтобы передать эту особую физику флэш-бэка сценограф Вячеслав Окунев нашел решение сколь простое, столь и изысканное – сочетание очень реалистичных архитектурных декораций (их зрелый ампир завораживает уютным усадебным монументализмом!) и видео-проекций. Носителем видео-проекции стали ширмы и экраны из тонких полос и нитей. Вне действия, в пассиве они выглядят как странная текстильная лапша, зато в работе дают магию – мерцающий, колеблющийся мир. С дождями, метелями, солнечно-изумрудным маревом летних рощ и золотым сиянием бальных залов.

Мастерская работа с видео-проекцией – это вообще одна из «фишек» нынешнего НОВАТа – у всех на памяти магия пространства в «Риголетто», где искристо-сумрачный трагифарс Джузеппе Верди был локализован в мире Пиранези – архитектора-безумца, звезды «шизо-барокко», рисовавшего огромные, пугающе красивые и технологически невозможные здания. Эти же туманно-дождевые полотна – экран, на котором происходят события, не изображаемые на самой сцене, а снятые на камеру, как кино. Девчоночьи гадания, беззаботные игры и чаепития, дворовый мальчик, бегущий к онегинской усадьбе с заветным письмом (возможно, тот самый малыш, что в «салазки Жучку посадив» мелькнул в зимней зарисовке романа).

Комбинация кино и видео-арта придаёт зрелищу ту самую динамику и реализм, которую от оперы обычно не ждут. Оперная практика двух столетий приучила зрителей к тому, что мир «поющих манекенов» – это не то, чтобы канонично, но вполне нормально.  «Да нет, блин, не нормально! – возражает Кехман – Вот вам, черт побери, биология!». В кехмановском мире минимум оперной условности. Актёры максимально близки к сюжетному возрасту персонажей. Владимир Кехман в роли авангардного режиссера: радикально новый «Онегин» на сцене НОВАТа Этим, к слову, кехмановская опера позитивно отличается от последней экранизации «Евгения Онегина». Той самой, где Онегину под пятьдесят, а Татьяна – тридцатилетняя барышня с любовными грёзами. В реалиях XIX века, когда 20-летняя девушка уже считалась засидевшейся в невестах, такая Таня была бы огромным и неизбывным горем всей своей семьи. Мол, на горизонте маячат десять котов и переименование в Наташу. Да еще и задержка в психоэмоциональном развитии – в тридцать лет французские покетбуки для школоты читает, фу такой быть!

Пасхалки и купюры Это, кстати, удивительный тренд последних лет – возраст оперных актёров становится всё более реалистичным, а возраст персонажей киномира – всё более «оперным». Про пожилого Онегина не шутил только ленивый, а ещё на памяти Зоя и Шура из «Зои» — тётенька уверенных 28 годков и её «младший брат» с плохо запудренной двухсуточной щетиной и возрастными морщинами состоявшегося 35-летия. В альтернативном мире режиссёра так выглядят подростки-десятиклассники 1941-го года. Ну, и, наконец, совсем мозголомное зрелище «Сто лет тому вперёд». Где вместо шестиклассников оригинала выпускники. Да ещё и в исполнении актёров глубоко детородного возраста.

На этом фоне молодая энергия кехмановской труппы пленяет ярким естеством. Кристина Калинина (Татьяна), Семён Антаков (Онегин), Сергей Кузьмин (Ленский), Алёна Михаевич (Ольга). У актёров театральная манера работы – не стереотипное оперное «стою-пою», а именно палитра драматического театра – со сценическим движением, с арками характеров.

Да, в этой аркаде театралов-ортодоксов ждут неожиданности.

Сюрприз первый – Ольга. В большинстве инсценировок Ольга подана как типичная «бимбо-гёл» – белокурая милашка-глупышка, единственная задача которой – оттенять лирическую вдумчивость сестры. Окончательно забронзовело это клише после экранизации 1958-го года, где Ольгу играла юная Светлана Немоляева, тщательно отжимая клавишу милоты-глупоты. Отлично, надо сказать, играла в рамках поставленной задачи – Оля Ларина вышла прелесть, какая глупенькая, но без фазы «ужас, какая дура».

У Кехмана Оля Ларина не то, что не глупа, но даже и не блондинка вовсе. Барышня она рассудительная, но жизнерадостная, озорная и не чуждая весёлого, лайтового, юного цинизма. Эта специя ольгиного характера потом сыграет свою роковую роль, а сначала она проявляется в невинном девчоночьем дурачестве – в ночном разговоре с Татьяной Ольга изображает няню, шутовски кутаясь в шаль и горбясь.

То есть няни реальной в опере нет. «Ах полно, Таня, в наши лета мы не слыхали про любовь…» – это звучит из уст Ольги. Довольно странный монолог для барышни-подростка, но бывает и такое – у наблюдательных детей, которые натуру своих близких знают хорошо.

Впрочем, няню можно было бы и оставить. Ибо для дворянского ребенка позапрошлого века няни и дядьки – самые близкие в повседневности взрослые. А своих шер-мамАн и шер-папА ребёнок из верхних слоёв общества видел раза три в месяц – по воскресеньям тебя одевали в бархатные шорты и гольфы, и по сияющему паркету выводили в гостиную к маменьке и папеньке, дабы доложить об успехах за неделю. Для маленького Саши Пушкина этот ритуал тоже был обычной, хоть и травмирующей практикой. Лиственное золото империи: в осеннем Новосибирске повеяло Петербургом К слову, Ольга Ларина в книжном оригинале – литературный портрет Оли Пушкиной, сашиной сестры-погодка, весьма любовно нарисованный. Пушкин Ольгу Ларину глупышкой отнюдь не считал. И, по большому счёту, опера просто следует органике литературного первоисточника.

Ленский, да ты ж токсичный! Образная транскрипция Ленского олдскульную публику тоже озадачила. «Где кудри чёрные до плеч?» — зашептал зал. Ну да, нет их. Ибо у черных кудрей истёкший функционал. Эта причёска считывалась современниками Пушкина как очень ироничная, даже пародийная деталь портрета. Кудрями чёрными отучившийся в Германии Владимир Ленский косплеил Карла Санда – гипер-популярного молодёжного кумира ранних 1820-х.

Чтобы понять накал пушкинской иронии, придется вкратце остановится на личности этого занятного немецкого юноши. Карл Санд, неуравновешенный по причине перенесенного в детстве менингита студент-двоечник, прославился тем, что убил в кампусе университета профессора словесности Августа фон Коцебу. За то, что тот, по разумению товарищей Санда, опубликовал в политическом еженедельнике критическую статью о студенческом движении. Мол, состоит оно сплошь из двоечников-пьяниц, политической субъектностью не обладает и будущего не имеет. Карл Санд взял у приятеля офицерский кортик и отправился карать «пособника тиранов». Каким именно тиранам Коцебу пособничал, арестованный Санд внятно сказать не мог. Да и полиции он попался феерически глупо.

На беду Карла Санда, убиенный Коцебу оказался не просто вузовским преподавателем, но ещё и русским консулом. И статью злополучную не писал, он вообще с редакцией того журнала даже знаком не был. За убийство и инициацию международного конфликта Карлу замаячила плаха. По Европе разлились студенческие демонстрации с лозунгами «Я-мы Карл Санд. А в Париже прогрессивная журналистка, авторка и феминистка взяла его фамилию себе в псевдоним. И появился у Карла брат Жорж.

Впрочем, это ему не помогло. Король карловой малой родины сказал я-мыкающим жёсткое: «Раз уж господин Санд всю жизнь головой не пользовался, то она ему и впредь ни к чему». И прохладным весенним утром головы у Карла реально не стало. Никаких красных колпаков с прорезями и прочего кулёр медиэваль – работу исполнял муниципальный специалист в галстуке и скучном твидовом сюртуке. А студенческое движение Европы закатали в асфальт на полвека вперёд.

После этого предсмертно-посмертная слава Карла Санда ещё попылала по миру пару лет (Да так, что Алёша со своей Иоландой завистливо курят в тамбуре). А юный в ту пору Пушкин даже посвятил горемычному студенту сентиментальные стихи. Впрочем, к моменту работы над «Евгением Онегиным» трагического балбеса повсеместно подзабыли и зрелый Пушкин глядел на бестолковую смерть бестолкового юноши уже без всякого умиления. И, наделяя Ленского подражательным обожанием Карла Санда, весьма внятно и оценочно расставил акценты. Да, Пушкин и к милым ему персонажам был объективен. Впрочем, людям 21-го века эта пасхалка непонятна и нечитабельна. Потому можно и без кудрей.

Ленский и без отсылок к немецкому романтизму подан, как натура вполне обречённая. Жертва собственной гипер-элегичности. Ссора с Онегиным, приведшая к дуэли, начинается на именинном торжестве Татьяны как дурацкая, но вполне невинная шутка – с показного флирта Онегина и Ольги. (О, сколько криминальных драм на дискотеках начиналось с фразы «Давай его чуток побесим» – ничто не ново в этом мире!) Браво, Алексей Зеленков! А зачем все это? Послесловие к закрытию сезона в НОВАТе Затевая свою экспромтную шутку, Ольга и Онегин не учли, что Ленский не оборудован иронией. Вообще! В ноль! И когда стало понятно, что пранк пошёл не туда, исправлять ситуацию было уже поздно. Чтобы показать динамику самоубийственной истерики юного поэта, Кехман использует ещё один режиссёрский трюк – передаёт куплеты мсье Трике в уста Ленского. И фокусы, которые показывал Трике – туда же, в трясущиеся руки Ленского (при том, что и сам Трике на празднике воочию присутствует). И в устах возбуждённого Ленского весёлые и добродушно-беззаботные слова куплетов звучат своей противоположностью – как сарказм, как проявление истерики, как ярость инфантильного юноши, уязвлённого даже не шутейным флиртом невесты, а тем, что он «тут теперь не главный». Для людей демонстративно-артистического склада (к каковому Ленский и относится) это сильнейшая и непреодолимая травма. И чтобы прервать эту летящую по экспоненте истерику Ларина-старшая даёт милому Володеньке звонкую пощёчину. Мол, уймись, дурак, не порть Тане праздник. Что ситуацию лишь усугубляет до полной необратимости – «Я не простю, я не простю, я всем ужасно отомстю».

Да, Ленского очень жалко. Но что вышло, то вышло. Иначе и не могло. Неумолимость такого хода событий показана Кехманом с оттеночной наглядностью психологического театра (к слову, «Евгения Онегина» ставил и Станиславский – когда обдумывал наличие во МХАТе оперного формата, а уж он-то в оттенках «верю\не верю» толк знал). По большому счёту, в таком контексте и буквальное изображение дуэли не особо нужно. И его нет. Нет пистолетов в черном футляре, Ленский не валится в сугроб. Под условный звук выстрела на него с неба просто падает траурно-черная газовая ткань.

Это вообще популярный приём в модернистском театре последние лет двадцать – условность смерти. Марию Стюарт в «Играем Шиллера» никто не обезглавливает – её просто исключают из круга, как детской игре. А дети Медеи в театре Руставели уезжали со сцены на самокатах. («А чо, так можно было?» — закричали бы дети Лаокоона)

Вот и у Кехмана летальный исход – вполне окончательный, но не безнадежный. Исход не в «тень гробницы», а куда-то в иное. Душа Ленского в мире оперы остается в виде скрипичного соло, в мелодии его арии – проходя вдоль мерцающего занавеса в облике скрипачки Ольги Волковой. А секундантом в сцене дуэли становится… Гремин. Часть публики такой «неканон» озадачил не меньше отсутствующих пистолетов, но в мире, построенном по инженерии воспоминания это тоже странным не выглядит.

Гневливым зрителям может заочно ответить сам… Чайковский. Пётр Ильич не очень-то милосерден был к пушкинским текстам. Например, в его «Пиковой даме» повествование странным образом перенесено в XVIII век, что обнуляет весь образ инфернальной графини. В середине восемнадцатого столетия она не могла быть старухой – это эпоха её цветущей молодости. Судьбы оперных Лизы и Германа – вообще сочная клюква-ягодка. В оригинале Герман коротает дни в психиатрическом отделении Обуховской больницы, нездоровый умом, но вполне здоровый телом, Лиза выходит замуж за другого. В опере же Герман закалывает себя кинжалом, а Лиза топится в Зимней канавке. (И пучина сия поглотила ея. В общем, все умерли.) Зачем утонченно-мистическая пушкинская новелла была превращена в напудренный барочный гиньоль, понять невозможно. А Чайковского уже не спросишь…

Прелесть многозначности В этой версии оперы вообще нет многих восклицательных знаков, придающих сюжету категоричность. Например, объяснение Онегина с Татьяной тут не завершается ледяной дидактической фразой «Учитесь властвовать собой!» Ибо в устах здешнего Онегина она не очень-то и органична. Несмотря на свою нордическую, подчёркнуто петербургскую фамилию, Онегин не настолько ледяной, как во многих оперных и драматических вариациях пушкинского романа. Памяти Арнольда Каца. «Нам просто повезло, что он выбрал наш город» Никакой он не мальчик Кай. Просто молодой человек из большого, столичного северного города, слегка подмороженный специфичным тамошним укладом. У него не было других условий формирования – в центральной, континентальной, пасторально-усадебной России с её яблоневыми садами и сельской простотой Онегину «странно-непонятно». Он тут не белый ходок. Он вполне живой. Просто не в своей среде.

Бездушный Онегин-снеговик был бы не способен на отчаяние финальной сцены.

Когда случается финал настоящий (а не тот, инверсивно-стартовый, открывающий марево воспоминаний), замкнутая в кольцо структура сюжета воспринимается уже не просто как остроумный, а ещё и как органичный приём. Беседка-ротонда, царственно присутствующая в некоторых сценах, будто безмолвно намекает свое формой: «Быть сюжетному кольцу».

И даже в кастинге оперы пунктирно видна эта закольцованность: Сергей Лейферкус когда-то пел Онегина в Мариинке, в опере, поставленной Юрием Темиркановым.

Так что, и «циркульность» сюжета, и кастинг каждый поймёт в меру своих жизненных установок. Циник – как желание пораньше выкатить к зрителю актёрский супер-бренд Леферкуса и закрепить wow-эффект кольцевой схемой. Пессимист воспримет оперу в виде мануала «Как потерять своё счастье и зря прожить полжизни». А оптимист – как эпос вознаграждения: ведь Татьяна в некотором смысле получила в виде Гремина повзрослевшего и помудревшего Онегина. А ещё и как карьерный трамплин для целого сообщества молодых актёров-вокалистов. У которых получилось.

Взяв на все главные роли молодых исполнителей, близких к возрасту персонажей, Владимир Кехман как бы непреднамеренно симметричен лихому карьерному решению другого анфан-терибля и ниспровергателя канонов. Рыжего такого, со странным начёсом и с обратной стороны Земли. Который тоже набрал в команду молодых и смелых. О, мир, твои параллели воистину удивительны!




Москва

Филиал № 4 ОСФР по Москве и Московской области напоминает: Социальный фонд проинформирует самозанятых о формировании пенсионных прав


Все города России от А до Я

Загрузка...

Москва на Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Открытие третьей конференции по развитию туризма в Лоуди в уезде Шуанфэн

Заместитель управляющего Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области Алексей Путин: «Клиентоцентричность - наш приоритет»

Филиал № 4 ОСФР по Москве и Московской области напоминает: Социальный фонд проинформирует самозанятых о формировании пенсионных прав

Филиал № 4 ОСФР по Москве и Московской области информирует: Социальный фонд проинформирует самозанятых о формировании пенсионных прав

Новости Москвы

СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

Филиал № 4 ОСФР по Москве и Московской области информирует: Социальный фонд проинформирует самозанятых о формировании пенсионных прав

Открытие третьей конференции по развитию туризма в Лоуди в уезде Шуанфэн


Небоскребы России входят в топ самых высоких зданий мира

Илья Гращенков: Что не так с зарплатами в России

Команда медиков Поморья вошла в пятерку лучших на олимпиаде форума NOVAMED-2024

Гамлет от Вадима Демчога: что я делаю, зачем я живу, какого хрена я здесь?


Небоскребы России входят в топ самых высоких зданий мира

Илья Гращенков: Что не так с зарплатами в России

Гамлет от Вадима Демчога: что я делаю, зачем я живу, какого хрена я здесь?

Следователи возбудили дело на москвича, зарезавшего ножом мужчину


Мэр Москвы Сергей Собянин
Москва

Сергей Собянин: Школьники получают важные профессиональные навыки


Частные объявления в Москве



Загрузка...
Rss.plus
Персональные новости
София Ротару

Подарок от экс-мэра: София Ротару решила избавиться от квартиры в Москве



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Москва на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Певица Жанна Бичевская: Поражений у меня не было

Релиз трека. Релиз новой песни. Релиз сингла.

«112»: охрана избила бойца ММА Кирилла Фоменкова в баре Ильи Лагутенко в Москве

Контрастный город: Баста признался в любви к Петербургу и его жителям


Медведев опустился на пятое место в рейтинге ATP по итогам сезона

Медведев опустился на пятое место в рейтинге ATP

Рублев — об Итоговом турнире ATP: «Я сыграл три неплохие встречи с правильным рассудком»

Синнер вышел в финал Итогового турнира, Оливейра победил Чендлера в UFC. Главное к утру


Bradford star has weekend to forget with dreadful throw-in before being forced to leave pitch after shoulder pops out

Taarak Mehta Ka Ooltah Chashmah's Mandar Chandwadkar reacts to Dilip Joshi and Asit Modi's altercation rumours

Coach Scaloni delivers key message to Messi and Argentina players about team composition for 2025

Coach set for crunch talks with Real Madrid giant; could have big bearing on Liverpool colossus