Неочевидные проблемы модернизации России
Утагава (Гункай) Садахидэ (1807–1873). Иностранные корабли у берегов Японии. Музей искусств округа Лос-Анджелес
«Связь с массой. Жить в гуще. Знать настроения. Знать всё. Понимать массу. Уметь подойти. Завоевать её абсолютное доверие.»
В. И. Ленин. «О роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики» (1921)
В. И. Ленин. «О роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики» (1921)
С чем можно сравнить пресс модернизации российского общества? Только с процессом модернизации… японского общества. А раз так, то давайте посмотрим сегодня не наши отечественные фотографии и иллюстрации, посвящённые этой теме, а японские. Они очень «говорящие», и я совершенно уверен, что они «расскажут» нам немало интересного, не говоря уже о том, что мало кто их здесь раньше видел! Ну а начнём мы с «открытия» Японии для западной (и российской) культуры, науки и техники и японских иллюстраций этого процесса.
История нашего общества. В последнее время на сайте ВО появился целый ряд очень интересных статей, ориентированных на понимание причинно-следственной связи как возникновения, так и гибели СССР как социальной структуры. Это и Суди себя сам А. Бирюкова, и Коллективизация: какой был план? Д. Верхотурова. И то, сколько под ними собралось комментариев, говорит о том, что тема эта волнует людей сегодня ничуть не меньше, чем 20 лет назад. А волнует потому, что за это время стали уже видны не только плюсы, но также и минусы нового общества, и, естественно, они вызывают недовольство у значительной части россиян.
Впрочем, и такое отношение к реформам в России не новость. О том, что в пореформенной России разорванная цепь социальных отношений «ударила одним концом по барину, другим по мужику», писал в своё время ещё поэт Некрасов. То есть недовольных освобождением людей от крепостного права тоже хватало. И у всех социальных групп тогдашней России были и свои чаяния, и, в итоге, обманутые надежды. Всё точно так же, как и в России 90-х годов и сегодняшнего дня. Кто-то с нежностью вспоминает бесплатное образование и медицину, а кто-то ярко-зеленые рейтузы (других не было!) и дырявые колготки, потому что… купить новые было просто негде. То есть люди смотрят на социальные проблемы по-разному. Однако есть нечто, что их всех роднит, о чём авторы (и комментаторы статей!!!) почему-то обычно забывают.
Утагава (Гункай) Садахидэ. Доспехи на продажу. Фамильные ценности продаются иностранцам. Музей искусств округа Лос-Анджелес
Это «нечто» – определённая ментальность той или другой нации, от которой общество зависит подчас куда больше, чем от количества заводов, фабрик и ракет с ядерными боеголовками. Пример из истории? Пожалуйста: в древней Греции экономическая основа общества до нашей эры не менялась с четвёртого и по второй века. Но… если вначале это была страна героев, заложившая основу мировому эллинизму, то потом весь героизм греков куда-то улетучился, и они самым позорным образом легли под римское ярмо.
Франция начала ХХ века, Первая мировая война – героические штыковые атаки на германцев солдатами в красных штанах, идущими с винтовками Лебеля в руках на германские пулемёты. И… 1940 год. Мнение общества о солдате как о поддонке, а карьера офицера – удел лузеров. Ну а результат всем известен – полный разгром, капитуляция и германское ярмо. Кстати, о том, что будет именно так, Гитлер знал заранее. Во Францию был отправлен профессор-социолог, который изучил морально-психологическое состояние французского общества и сообщил фюреру, что разгромить именно Францию будет очень легко.
Ёсифудзи Утагава (1828–1887). Так выглядела новая японская армия в 1867 году. Музей искусств округа Лос-Анджелес
Вроде бы хорошо прозвучали призывы читать классиков марксизма. Причём даже с примером:
«Он молча достал том ПСС В. И. Ленина, затем другой, и так же молча протянул мне. «Русский человек — плохой работник по сравнению с передовыми нациями», – прочитал я полную цитату из работы В. И. Ленина «Очередные задачи Советской власти» (взято из ПСС, Т. 36, С. 189). И смысл фразы для меня сразу стал совершенно другой. Хороший пример, не правда ли?»
Нет, пример на самом деле плохой. Потому что из него не ясно, на основе каких именно фактов Ленин сделал такой вывод. Равно как и считать, что Ленин априори всегда был прав только потому, что он был… Ленин. Кстати, я вовсе не уверен в том, что мой уважаемый собрат по цеху после этого перечитал все ПСС, как Ленина, так и Маркса с Энгельсом, а ещё все сборники документов наших партийных съездов, если только не сдавал в советское время кандидатского экзамена по истории КПСС при поступлении в соответствующую профильную аспирантуру. Ведь не сдавал же? А призывать к этому читателей с ВО, людей в основном работающих, занятых и семейных – дело, на мой взгляд, и вовсе бесполезное. Это всё-таки дело профессионалов. Более того, чтение этих книг непрофессионалами приводит порой к весьма забавным результатам.
Страница из учебника английского языка 1868 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Так, один из комментаторов написал мне, что крушение СССР стало следствием загнивания верхушки его партийного руководства, что… «всё просто». И, да, в чём-то он безусловно прав, но это «загнивание» при всей его очевидности для неспециалиста – лишь следствие глубинных процессов в нашем обществе, а отнюдь не главная причина «конца СССР». Ну, не знаком человек со спецификой работы в советской высшей школе и теми требованиями, которые предъявлялись к уровню подготовки тех, кто стоял на страже идеалов «Великого Октября». И, кстати, именно потому, что они многое знали, они так быстро в большинстве своём от него и отвернулись. До конца верили, что там, наверху, знают нечто такое, что… поможет, не даст, сплотит, выведет на прямую дорогу… И когда оказалось, что нет, не знали и не вывели, всё то, что они знали уже до того, обратилось против советского строя.
Познавательное изображение револьвера Кольта для японцев. Музей сокровищ Санады, замок Матсусиро
Вот, один из многочисленных личных примеров. Тема моей кандидатской диссертации по Истории КПСС была связана с партийным руководством НИРС в вузах Среднего Поволжья в годы 9-й (1971-1975) самой благополучной пятилетки времён СССР. Работаю в архиве ЦК ВЛКСМ в Москве, и приносят мне любопытный документ о том, что в вузах Средней Азии уровень привлечения студентов к научно-исследовательской работе и техническому творчеству превышает… 100 процентов.
Это по их отчётам, и понятно, что такого просто быть не может, так как в целом по стране он не выше 5-7 процентов и лишь в отдельных вузах, например в КУАИ, равен 15-17. Но надо ведь эти «проценты» финансировать! Вот ЦК ВЛКСМ и запрашивает «старших товарищей» из ЦК КПСС – как быть? А им отвечают на полях документа: «Восток дело тонкое…». То есть не пришло время на эти приписки обращать внимание.
Ну а если вникать в суть, то получается, что уже тогда «восточных товарищей» мы просто покупали как женщин низкого социального поведения, вот они за нас и держались. А как деньги закончились, вся любовь к социализму и СССР у них тут же и прошла. И это только в образовании так было, а ещё ведь были огромные приписки по хлопку (и «хлопковое дело») и много чего ещё. То есть о каком-таком «социализме» тут вообще может идти речь? Помнится, меня это уже в 1987 году очень сильно напугало, но что я мог с этим сделать? Да, вставил этот пример в диссертацию как пример неэффективного партийного руководства НИРС, и… на этом всё! Хорошо, что хоть успел её защитить до 1991 года.
«Свиток коммодора Перри». Американский солдат. Музей сокровищ Санады, замок Матсусиро
Так что для того, чтобы обоснованно говорить о каких-то сложных процессах в нашем обществе, нужно… привлекать не только экономику и писать о количестве построенных заводов, но и о социальной, образовательной и социально-психологической структуре нашего общества. Привлекать материалы статистики, изложенные в документах съездов и решениях партконференций как на уровне ЦК КПСС, так и на уровне отдельных обкомов, в обязательном порядке (и внимательно!) читать газеты и журналы тех лет.
«Свиток коммодора Перри». Американский офицер. Музей сокровищ Санады, замок Матсусиро
Кстати, читатели ВО, наверное, уже заметили, во всяком случае, должны были заметить, что цикл моих статей о Гражданской войне в России, основанный на материалах газеты «Известия», вдруг как-то неожиданно прервался на публикациях весны-лета 1919 года. А причина, знаете ли, в том, что я потерял интерес читать эту газету дальше, потому что всё, что требовалось из неё мне узнать и довести до сведения читателей ВО, я узнал, а сейчас напишу и о сделанных из её материалов выводах.
А было так, что в одном из апрельских материалов было написано о подавлении «чапанного восстания» и сообщалось, что подняли его… кулаки. Между тем у нас на ВО была в своё время опубликована отличная статья об этом восстании, и там… было всё по-другому. То есть начинались «Известия» как газета… «романтических революционеров». На её страницах в 1918 году руководители Советского государства отвечали на критику из оппозиционных газет, признавались в недостатках в работе. Но… прошёл год, и содержание газеты свелось к простой формуле «Мы ваши отцы, вы наши дети!» – и всё, не говоря уже о том, что никаких оппозиционных газет в стране не осталось, что в условиях войны было делом естественным. Однако выходит, что бывшие «пламенные революционеры», оказавшись у власти, всего лишь за один год превратились в… зрелых государственников, мыслящих и поступающих уже не так, как раньше, что столь же естественным образом изменило и исходящий от газеты «Известия» информационный поток, причём как по форме, так и по содержанию.
А это, скорее всего, и сам адмирал Перри. «Свиток коммодора Перри». Музей сокровищ Санады, замок Матсусиро
Всё это, как и многое другое, следует учитывать современному исследователю прошлого, иначе у него может получиться довольно верная в отдельных частностях, но в целом похожая на мозаику картина, в которой не будет хватать целого ряда элементов.
Эфиопы выступают с концертом в Японии. Музей сокровищ Санады, замок Матсусиро
Вот в наших последующих материалах по этой теме мы и попробуем восстановить эти обычно пропускаемые элементы мозаичной картины нашего общества.
А так эта «картинка» свитка выглядит в экспозиции музея Санады в замке Матсусиро
Продолжение следует…