В Чебоксарах поставили спектакль о взаимоотношениях купца Ефремова и его возлюбленной
В гостях у Федора Прокопьевича и Любочки
Художественную галерею, расположенную на старейшей в городе улице Константина Иванова, можно назвать музеем в музее. Кроме того, что здесь хранятся подлинники Исаака Левитана и Ивана Шишкина, Ильи Репина и Виктора Васнецова, это еще и особняк Федора Ефремова — младшего сына самого состоятельного чувашского купца Прокопия Ефремова.
Единственный в Чебоксарах архитектурный образец модерна, он издавна привлекал внимание богатством внешнего убранства, интерьера и технического оснащения. Вдобавок к лепнине, витражам, мозаике, росписи, изразцовой печи и наборному паркету — канализация, электричество и водопровод, что для жителей маленького провинциального городка начала XX века было сродни чуду света. Но главная интрига заключалась в отношениях Федора Прокопьевича и его дамы сердца Любови (фамилия женщины так и осталась тайной) — прекрасной южанки, для которой и строился роскошный дворец на берегу Волги. Именно этой волнующей теме посвящен спектакль «Погружение в любовь», созданный Чувашским художественным музеем совместно с Русским драматическим театром при поддержке гранта Главы Чувашии.
Постановка определена как иммерсивная, то есть зрители попадают внутрь событий и становятся их полноправными участниками. Благодаря автору текста Марии Готлиб, заведующей мемориальным музеем-квартирой Моисея Спиридонова и известной своими статьями для «СЧ», история вековой давности нашла современное и невероятно личностное прочтение, охваченное духом ушедших эпох. Между тем, при внешней легкости изложения процесс написания материала был довольно напряженным и трудоемким, так что на один абзац порой уходило по два с лишним часа. «Помимо чисто литературных нюансов требовалось выяснить множество деталей: по какой конкретно дороге и на чем ехал тот или иной исторический персонаж, как мог называться пароход, что сколько стоило», — рассказывает Мария. Еще один камень преткновения — воссоздать манеру разговора тех людей с характерными выражениями, формулировками и речевыми оборотами, ради чего пришлось много слушать Чехова, Бунина и другую русскую классику, напитываясь ее утонченным ароматом и стилистикой. «В какой-то момент поймала себя на мысли, что начала думать аналогичными конструкциями», — признается автор.
«Художественная галерея (отдел русского и зарубежного искусства Чувашского художественного музея) не получила «в наследство» от владельцев особняка значительной коллекции картин, — говорят в музее. — Лишь три полотна в музейном собрании исторически считаются «коренными жителями» этого дома: «Берег Волги» Александра Рубцова, а также «Пейзаж с быками» и «Сенокос» Теофиля Ланглуа (малоизвестного французского живописца, одного из учителей Жана-Франсуа Милле). Поэтому акцент решено было сделать на сам особняк с его аутентичными интерьерами… Эксперимент оказался полезен не только для зрителей. Он позволил музею ближе поработать с актерским сообществом, а театру — выйти за рамки привычного сценического пространства. Надеемся, что дружба продолжится!»
Содержание не только захлестывает нас волной страстных чувств и любовных переживаний, но и носит познавательный характер. Из диалогов героев мы узнаем, что Любочка хорошо разбиралась в искусстве, обладала тонким вкусом, прекрасно танцевала и пела романсы. Послушать ее звонкий голос, побеседовать о высоком и угоститься заморскими винами, хранившимися в глубоких подвалах, в Ефремовском особняке часто собиралась чебоксарская знать. Бывали тут и настоящие знаменитости, в частности, — русская актриса Ольга Гзовская, блиставшая на подмостках Москвы и бравшая уроки у самого Станиславского.
Чтобы в здании было как можно больше света, дабы Любовь Николаевна не тосковала по родным краям, согретым жарким приморским солнцем, окна решили сделать не одинаковыми, а разноразмерными (прямоугольными, полукруглыми, полуциркульными). Особую ценность представляют камин, изготовленный белорусскими умельцами, и чугунная парадная лестница. Кроме того, что по задумке архитектора (предположительно, это Константин Олешкевич из Казани) ее перила и подступенки сочетаются с оградой и флюгером, она является редким образцом вошедшего в историю Каслинского литья — главного народного промысла Южного Урала.
Для режиссера спектакля Ашота Восканяна такой опыт работы далеко не нов — с 2004 года в фойе Русского драматического театра около десятка лет с успехом шла его постановка «О любви», посвященная отношениям писателя Антона Чехова и актрисы МХАТа Ольги Книппер. На этот раз в качестве игрового пространства снова выбрана не сцена, а залы особняка с естественными декорациями в виде анфилад комнат, люстр, старинных ваз и стеклянных витрин с мейсенским и кузнецовским фарфором, придающими всему происходящему особый аристократизм, изящество и возвышенность. Тем труднее удержать внимание публики, находящейся на расстоянии вытянутой руки. Впрочем, благодаря таланту Дианы Яковлевой и Александра Шаповалова время в обществе купца и его возлюбленной пролетает незаметно.
Мгновенно вовлеченные в драматическое действо, напоминающее чувственный любовный роман и выстроенное в форме дуэта двух горячих сердец, зрители оказываются частью бескрайней вселенной, созданной актерами, ведущими повествование на едином романтическом порыве и обжигающими своим горячим дыханием. Передать атмосферу эпохи, когда офицеры вальсировали не хуже профессиональных танцоров, а по хозяйству хлопотала прислуга, помогают Ирина Кострюкова и молодые артисты Валентина Ермолаева и Георгий Ермолаев, принятые в труппу лишь в нынешнем году. Лишенный сценических эффектов и полностью построенный на хрупких сваях актерского ансамбля, спектакль берет своим психологизмом, человечностью, интимностью высказывания.
СПРАВКА «СЧ»
Предположительно в 1908 году Федор Ефремов ездил по служебным делам на юг России. В одном из ресторанов он проиграл в карты 40 тыс. рублей. От разорения его спасла танцовщица Люба, которую он привез в Чебоксары в качестве избранницы. Родные выразили свое недовольство, но выделили Федору долю из семейного капитала. На эти средства и был построен особняк. Однако счастье длилось недолго. По одной из версий, в 1916 году, во время отдыха на Кавказе, Любовь Николаевна завела курортный роман с неким офицером. Ее горничная незамедлительно сообщила об этом Федору Прокопьевичу, после чего тот письмом уведомил Любу, что она свободна и может не возвращаться в Чебоксары. Согласно другому предположению, служанка нарочно ввела Ефремова в заблуждение, дабы рассорить его с Любочкой и жить с ним в гражданском браке.