Почувствуйте разницу. Музыканты спели песни на стихи поэтов
Проект «Артмеханика» представил в Центральном доме актёра на Арбате популярных у молодёжи исполнителей, «поженив» их творчество со стихами молодых поэтов — лауреатов Всероссийского открытого фестиваля молодой поэзии имени Леонида Филатова «Филатов Фест». «Поженив», — так говорит об идее создатель и идеолог проекта поэт Влад Маленко. Вместе с ним мы попытались оценить, что же из этого получилось.
Перезапустить движение модерна
— Само название проекта на древнегреческом означает «машина творчества». Что такое машина? Это взаимодействие узлов и механизмов, которые всё время в движении. И для меня Артмеханика — это соприкосновение творческих единиц во имя новых интересных дел.
Я, когда вижу фото, где вместе Шостакович, Родченко, Мейерхольд, Маяковский, смотрю на их лица и понимаю: вот она, Артмеханика. Это ж какой вихрь начинался, когда они собирались вместе! Было время серебряного модерна: Мирискуссники, Дягилев, Фёдор Шаляпин, Игорь Стравинский... Сегодня, как мне кажется, такого мощного творческого движения при взаимодействии поэтов, режиссёров, музыкантов, художников, артистов, архитекторов, скульпторов очень не хватает.
Нас приучили к тому, что сначала Золотой век, потом — Серебряный, потом — социалистический реализм... А потом все разбилось, разлетелось к чертям, и Господин-рынок начал сам регулировать и создавать нечто.
Нас сегодняшних уже записали в постмодерн и оставили прозябать каждого в своей цифровой клеточке. Я бунтую против этого.
Знаешь, в горах склоны, откосы закрепляют сетками, чтобы удержать их от оползней. Вот и мне хочется создать такие удерживающие сетки для людей искусства. Чтобы мы научили друг друга не обращать внимания на эту смертоносную цифру и создавали свой Золотой век. Нужна Революция замедления прогресса.
— Но вообще-то революция — изначально «откатывание», «вращение в обратном направлении». И астрономы, которые ввели в европейскую лексику это латинское слово, использовали его, когда говорили о возвращении планеты при вращении в исходное положение...
— Ну, тогда я точно революционер! Мне это по размеру.
— Почему решили начать с музыкантов и поэтов?
— Потому что Человек — существо вибрирующее, мычащее, звучащее, поющее в конце концов! Песни — это заговоры, призывы, требования, признания, молитвы, мы через них с мирозданием ведём диалог. Не воем, как волки в себя, а из себя производим звуки любви к Солнцу!
Университет искусств
— Будучи на концерте, я поняла, что некоторые музыканты, которые написали по песне на стихи молодых поэтов, с авторами познакомились только там.
— Да, это так. Им предложили, и они сами выбрали стихи, которые, что называется, легли на их мировосприятие, музыкальный стиль. Они не знали этих поэтов, не знали вообще, наверное, что есть люди — их ровесники, которые пишут хорошие стихи. Но теперь узнали. И в этом, собственно, была цель: соединить группировки художников, которые живут каждая в своём мирке.
Вообще, попытки музыкантов сделать песни на стихи — большая редкость сегодня.
— Ну да. Это раньше пели песни на стихи, а теперь поют на тексты... Но при этом то, что я услышала на премьерном концерте, — просто яркая иллюстрация, что со стихами песни сразу выпрыгивают на другой уровень. Сидишь и думаешь: «Вот теперь — да!»
Скажи, а сами-то музыканты это осознают? Или у них и без того всё есть — обожание девушек, которые за отсутствием свободных кресел сидят на ступеньках зала и истово подпевают?
— По-моему, осознают, хотя и не все, и не сразу. Я заметил, что в песнях на стихи поэтов стало хотя бы отчётливо слышно, о чём поют ребята, — даже те, у кого раньше мне трудно было расслышать слова.
Стихи, конечно, большое значение имеют для успеха песни. Но с ними нужно работать. Это только кажется, что упрощение делать легко. Ничего подобного. Песенные стихи кардинально отличаются от полноценного стихотворного полотна, которое, как правило, имеет свою внутреннюю музыку. Это как стихи для детей. Поди напиши, да так, чтобы и взрослые прилипли! Трудно.
Я, когда над песнями работаю, делаю массу этюдов, набросков... Меняю размеры, добавляю припев, рефрен... изменяю слова для запева... И в этом смысле проект «Артмеханика» — это лаборатория или даже заочный Университет искусств.
— Что ж, практическое занятие в университете было интересным. Но я не услышала ничего выходящего, скажем так, за рамки любовной темы. Как на это смотришь ты — поэт с ярко выраженной гражданской позицией, с потрясающими стихами о Родине и её защитниках? И есть ли у молодёжи в искусстве интерес к этим темам?
— До и во время нашей СВО внутри страны идёт другая операция, направленная на сознание людей, особенно молодёжи. Большинство молодых людей уже приучено к тому, что, если ты интересуешься миропорядком, задаёшься геополитическими вопросами, то тебя сразу причислят к кондовым замшелым почвенным пассажирам. А если ты болтаешься где-то между наркотиками и полусексом, то ты — зачётный Чел!
Гуманизм, волнение человека, приводящее его к совершенствованию своего «я», — это результат нелёгких дорог. По ним нужно пройти, победив бандитов с «большой дороги», цель которых — не дать культуре русской идти в сторону независимости.
Однако в той же поэзии у нас... даже не за спиной, а перед глазами — Пушкин, Лермонтов, Гумилёв, Блок, Цветаева, Ахматова. Все они слышали ритм времени, видели зримо ленту истории. И поэтому их стихи живут. Я думаю, что наша талантливая молодёжь, в конце концов, это осознает.
Заказ или игра?
— Влад, а скажи, пожалуйста, был ли у музыкантов какой-то барьер при создании песен на стихи поэтов? Ведь получается, что им предложили своего рода заказ. А это молодыми, талантливыми и амбициозными часто отторгается.
— Знаешь, я люблю Заказ. Заказ, по-моему, — это путь к свободе. Ведь он обозначает тебе границы и как бы проверяет — насколько ты можешь быть свободным внутри них.
Вот сейчас я работаю над полотном «Оборона Москвы». Это трудная ответственная работа. Надо прошерстить исторические материалы, посетить музеи, пообщаться с историками. И по существу, всё глобальное, что создано в искусстве, — от Микеланджело до Есенина (его поэмы «Пугачёв») — это заказы.
Но для этих ребят, думаю, работа над новыми песнями была скорее игрой. Игра вполне себе совмещается с заказом. Ведь интересно поиграть: что ты можешь сделать в обозначенных границах?
И это задание хорошо сошлось с другой нашей историей — всем известным Всероссийским фестивалем молодой поэзии «Филатов Фест». Собственно, все поэты, на стихи которых написаны песни — Александр Антипов, Артём Рагимов, Софья Юдина, Полина Корицкая, — все они победители фестиваля. Помимо его наград, получили призы и других литературных фестивалей и премий. Но при этом нацелены на то, чтобы продолжать работать, совершенствовать своё мастерство. Мой ученик Саша Антипов — уже признанный мастер.
Этим летом мы провели наконец ЛитМАС — литературную мастерскую. Интересно, что вторая часть названия имеет ещё одно значение: МАС — Маленко, Антипов, Сорокин. Мы вместе сейчас книги издаём и вот осуществили свою давнюю задумку. Вывезли на Азовское море 40 человек, 10 из которых были педагогами для молодых литераторов. Это настоящие метры, уже классики — Куллэ, Воденников, Караулов, Ватутина, Артис... И ребята с жадностью впитывали всё, о чём шла речь. Даже на море порой не ходили, предпочитая побольше времени отдавать погружению в творческий процесс.
— То есть сначала они погрузились в свою поэтическую среду, а теперь вышли за её границы, услышав, как поются их стихи?
— Да, и это то, с чего мы начали. Формируется среда, запускается механизм творческого движения, и все участники становятся его шестерёнками, поршнями, валами. Это только первые шаги, мы пока пробуем. Но я надеюсь, что-то да получится. Мне очень хочется соединить художников — самых разных. Не разовые акции проводить, а соединить так, чтобы они стали общаться и обалдели от того, что они вместе могут сдвинуть горы.
ИТАК...
Проект «Артмеханика» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В двух концертах, состоявшихся в октябре и ноябре, популярные молодёжные группы и исполнители представили новые песни, написанные ими на стихи молодых поэтов.
Дуэт поп-футуристов NLO исполнил песню «Небо цвета любви» на стихи поэта Антона Аносова. Этник-техно «Вереница» спела песню «Когда наступала зима», написанную на стихи юной поэтессы Софьи Юдиной. Инди-дуэт «Базар» смог вписать в свою витиеватую музыку стихи поэта Артёма Рагимова, создав песню «Потому что до неба растут дома». Исполнительница Варя Демидова представила «Алфавит» на стихи поэта Александра Антипова, которую она считает самой красивой своей песней. Молодые мультиинструменталисты из группы Passmurny работали над стихами поэтессы Софьи Юдиной — песня «Руки, пахнущие морем» расширила границы инди-поп группы. А исполнитель Lx24 (Алексей Назаров) явил поклонникам песню «Лето, прощай! Лето, привет», написанную им на стихи поэтессы Полины Корицкой.