Персональная выставка произведений Алёны Кирцовой "Пигмент. Краска. Цвет"
SISTEMA GALLERY представляет масштабную персональную выставку произведений Алёны Кирцовой «Пигмент. Краска. Цвет». В экспозицию войдут абстрактные работы художницы, начиная с первых беспредметных произведений, созданных в 1980-е годы, и вплоть до недавно завершенного триптиха «Озеро: небо-гора-вода-берег».
Даты работы: 04 декабря – 16 февраля 2025
Алёна Кирцова — художница и поэтесса, родилась в 1954 году в Баренцбурге на острове Шпицберген. Сейчас живет и работает в Москве. С 1973 по 1975 год обучалась у живописца и графика Василия Ситникова. В начале 1980-х годов Кирцова отошла от фигуративной живописи и начала поиски новых средств выразительности, сосредоточившись на передаче реальных визуальных образов через цветовые плоскости и редуцировании форм объектов, встречающихся в повседневности.
Предлагая свою версию геометрической абстракции, художница с помощью органического использования цвета как основной движущей силы изображения показывает окружающую ее действительность через взаимодействие колористических контрастов в пространстве. Представленная на выставке картина «БИЛЛИАРД I», созданная в 1982 году, является одним из редких сохранившихся образцов ранней абстракции Алёны Кирцовой.
В начале 1990-х годов Кирцова разработала собственный художественный метод — в ее работах форма и материалы постоянно меняются, а концептуально искусство выстраивается вокруг темы чувственных переживаний момента. Жесткая геометрика сменяется нацеленностью на передачу ощущений и воспоминаний, а также стремлением к отражению бытия во всей его многогранности. На смену ярким, контрастным геометрическим структурам приходят более сдержанные композиции, подчиненные свободной экспрессии цветовой массы.
Обращаясь к природным явлениям и формам или же наблюдая метаморфозы рукотворной поверхности, художница неизменно добивается материализации цвета, составляющего суть каждого увиденного ею образа, будь то фрагмент заштукатуренной стены или прибрежный пейзаж. «Думаю, Кирцову не интересуют особо физические характеристики камня — структура, вес и прочее. Скорее, пространство погружения: психофизического преодоления…
Объектом является некое вполне физическое многослойное вещество, максимально приближенное к зрителю. Макроувеличение предполагает не отображение, вообще не миметику, а какой-то другой контакт, не только оптический, связанный с опознаванием, но и физический, телесный», — пишет во вступлении к выставке искусствовед, куратор, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский. Наконец, последняя серия художницы «Пигмент. Краска. Цвет» представляет собой «портреты» известных красок, обладающих яркой индивидуальной выразительностью, которые приобретают на полотнах Кирцовой свой харизматичный визуальный образ.