Дочь «советского Паганини» Когана поделилась воспоминаниями об отце
14 ноября мир отмечает 100-летие со дня рождения одного из величайших скрипачей XX века, «советского Паганини», педагога и основателя целой династии музыкантов Леонида Когана. «Известия» поговорили с дочерью музыканта, пианисткой, профессором Московской консерватории Ниной Коган.
«Он практически не расставался со скрипкой. Был очень интеллигентным, мягким, но требовательным в искусстве. Когда я в 13 лет начала с ним играть, поначалу мне было чрезвычайно сложно. Он хотел всего и сразу. Но постепенно мы привыкли к работе друг с другом. Для меня он, конечно, был в первую очередь любимым отцом. При этом я всегда испытывала полное восхищение его даром, его погруженностью в музыку», — вспоминает она.
Уже в 20 лет Коган стал солистом Московской филармонии и за несколько лет активной гастрольной деятельности завоевал репутацию одного из самых талантливых музыкантов страны. Вскоре он был удостоен первой премии — Большой золотой медали. А затем — старт поистине интернациональной карьеры, выступления в лучших залах мира, с самыми известными оркестрами и дирижерами (Джон Барбиролли, Лорин Маазель, Пьер Монтё, Юджин Орманди, Джордж Сэлл — вот лишь несколько имен).
Свою славу виртуоза Коган окончательно закрепил, первым исполнив вживую все 24 каприса Паганини — можно сказать, покорив Эверест скрипичного репертуара. Он стал лучшим интерпретатором произведений великого итальянца, и, кстати, в советско-болгарском фильме про Паганини, снятом Леонидом Менакером, именно Коган озвучил игру главного героя.
«Искусство Леонида Когана — колоссальный шаг в развитии скрипичных возможностей. При этом он абсолютно современен в своем творчестве. Иногда слушаешь скрипачей прошлых эпох и думаешь: «Какой нафталин!» Но в случае с Коганом этого нет совершенно. Он продолжает шагать в ногу со временем», — уверена дочь скрипача.
Подробнее читайте в эксклюзивном материале «Известий»:
Скрипичный луч: почему искусство Леонида Когана не устаревает