Древнерусские истоки. Как архитектор Константин Тон возвращал облик Москве
6 ноября исполняется 230 лет со дня рождения знаменитого российского архитектора с немецкими корнями Константина Тона. Среди его главных творе ний — Большой Кремлёвский дворец, Ленинградский вок зал и храм Христа Спасите ля. Именно благодаря его стараниям Москва обрела привычный нам облик. Тон создал свой уникальный стиль, сочетающий совре менные тенденции и древние традиции.
Храм Христа Спасителя
Император задумал этот храм в честь 25-летия победы в войне 1812 года. Именно он стал квинтэссенцией заграничного опыта Тона, его знания русского народного зодчества и мастерства — по сути, главным делом его жизни. Он привлёк к работам множество художников и других архитекторов. Строительство храма длилось 44 года, архитектор завершил его за год до своей смерти. На момент освящения в 1883 году он был самым большим в России. В 1931 году при советской власти сооружение было разрушено, но к 2000-му его воссоздали в прежних архитектурных формах с новыми элементами в оформлении.
Большой Кремлёвский дворец
В 1837 году Николай I задумал соорудить для себя новый великолепный дворец в Московском Кремле — такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Задачей Тона было композиционно и стилистически подчеркнуть связь здания с окружающими его историческими святынями — древними храмами и царскими дворцами. Императору его новая резиденция очень понравилась.
Воскресенская церковь Крутицкого подворья
Константин Тон занялся её реставрацией. К 1840 году подворье было частично перестроено. Через 28 лет, в 1868-м, вышло распоряжение о восстановлении Крутицкого теремка. В 1899 году отреставрировали Успенскую церковь и расписали нижний Петропавловский храм.
Измайловская Николаевская военная богадельня
Николай I решил её возвести также в честь 25-летия победы в войне 1812 года для ветеранов и инвалидов войн. Местом был выбран Измайловский остров. Три корпуса — два солдатских и один офицерский — были пристроены к Покровскому собору, который стал военным православным храмом.
Николаевские вокзалы в Москве и Санкт-Петербурге
Эти два вокзала — конечные точки первой в России железной дороги федерального значения, она соединяла две столицы. Два вокзала были построены Тоном одновременно и образуют единый архитектурный ансамбль. В обоих Тон использовал мотивы итальянского Ренессанса. Оба украшены Часовыми башнями. Сейчас вокзал в Москве называется Ленинградским, а вокзал в Санкт-Петербурге — Московским.
Он вернул Россию в Россию
Почему Николай I доверил именно Константину Тону строить храм Христа Спасителя и императорскую рези денцию в Московском Кремле?
Объясняет научный сотрудник Музея архитектуры им. Щусева, специалист по русской архитектуре XIX века Полина Покладок.
«Константин Тон был основателем собственного стиля в архитектуре — русско-византийского. После окончания Наполеоновских войн все страны переживали подъём, в том числе и Россия. Политика Николая I строилась на триаде "православие, самодержавие, народность". Ему не нравилось, что все архитекторы творят в "римском стиле". Когда император увидел проекты Тона, он сразу понял, что этот молодой архитектор — его единомышленник. Николай включил Тона в комиссию, которая занималась строительством объектов для императорской семьи.
Он настолько доверял ему, что поручил строительство московского храма Христа Спасителя даже без рассмотрения проектов других архитекторов. Разработанный Тоном стиль, основанный на соединении классицизма и почти забытых принципов древнерусской архитектуры, стал базой для многих его последователей. С его объектов начался новый этап развития Москвы. Тон создал ряд типовых проектов больших пятиглавых соборов, которые потом строили по всей стране. Фактически этот архитектор вернул в отечественное строительство историю России, её корни».