Екатерина Нечаева: «Многие приходят в галерею ART&BRUT за своей первой картиной»
Галерея ART&BRUT в Армянском переулке одна за другой открывает новые выставки и новые имена художников. Сосновательница арт-пространства Екатерина Нечаева рассказала «Снобу» о значении межинституциональных коллабораций, характерной для галереи сценографии и о том, что такое новая ностальгия.
Вы основали галерею ART&BRUT несколько лет назад, и за это время она стала одной из главных галерей Москвы. Сложный и одновременно простой вопрос: в чем ваш секрет?
Галерею мы основали в 2013 году. Сначала она работала в онлайн-формате и до 2020 года называлась Art Brut Moscow. Затем у нас был ребрендинг, мы поменяли формат и открыли пространство в Армянском переулке, чтобы заниматься продвижением художников и делать выставки в физическом пространстве. Весь секрет в нашей страсти — жить в искусстве и делать так, чтобы так жили все. А еще мы искренние. Мы все делаем искренне — честно общаемся с художниками и клиентами. И мы честны сами с собой.
Как вы из индустрии дизайна перешли в искусство?
А мы не переходили, два бизнеса шли параллельно. BHD STUDIO мы также открыли в 2013 году, в один день — основали две компании.
Вы открываете выставки одна за другой. Но особое внимание уделяете межинституциональным и межиндустриальным коллаборациям. Можете рассказать о них подробнее? И зачем галерее коллаборации?
Коллаборации — это часть маркетинга. Участвуя в разного рода коллаборациях, мы повышаем узнаваемость бренда, узнаваемость имени художника. Даем возможность художнику прозвучать, выразить свое творчество вне стен галереи в непривычном ему медиа. Отличный пример — наша недавняя коллаборация с брендом Lips & Brain и изданием «Сноб». Для галереи это возможность привлечь как можно больше внимания аудитории, которая не имеет отношения к искусству, таким образом развивая арт-рынок, увеличивая спрос на искусство. Многие приходят к нам за своей первой картиной.
Ваши выставочные проекты всегда отличаются характерной яркой, необычной застройкой. Это наследие работы в дизайне?
Я бы сказала, что это концепция галереи, отличительная черта — делать выставки с необычной сценографией. Без страсти к дизайну тут не обходится. Мы смотрим на картину в целом: на какой стене она будет висеть, какое настроение вызывать, нужно ли ей быть максимально контрастной или, может быть, нужно спрятать ее от первого взгляда и интеллектуально, тонко выстроить восприятие от произведения.
Выставка «Новая ностальгия», которая сейчас проходит в галерее, — ваш первый кураторский опыт. Как для себя вы понимаете роль куратора в галерее?
Это первый кураторский опыт в рамках курса Московской школы современного искусства, но можно ли говорить, что выставки до этого, если не было приглашенного куратора, совсем не требовали кураторского взгляда? Точно так же приходилось курировать и заниматься сценографией. У меня была роль куратора галереи, что подразумевает создание определенного имиджа галереи путем выбора художников, их произведений, составления выставочного плана и организации выставок, выбор контента, формирующего определенный имидж галереи, и наполнение ее деятельности теми смыслами, которые мы как институция хотели бы донести до окружающих.
Кто вы больше — куратор или галерист?
Сейчас куратор, завтра утром буду галерист, к обеду опять во мне возникнет куратор. Я такой человек-оркестр, получается. Но хотелось бы больше творческих процессов, конечно.
Этот выставочный проект для вас особенный, и вы его готовили не один месяц. Про что он для вас?
Про состояние, в котором мы пребывали какое-то протяженное время, про забвение, про потерю горизонтов и рефлексию о том, что было раньше, и том, чего нет сейчас, или о том, что невозможно, а еще про потери связей между людьми. Выставка также затрагивает период локдауна. Почему я говорю «мы»? Потому что, проведя опрос среди друзей и знакомых, выяснила: многие так или иначе испытывают прямо сейчас схожие чувства и переживания. Этот проект — итоговый, и нужно было создать что-то особенное, но в то же время актуальное. Это, скорее, стиль куратора — поднимать насущные вопросы или философствовать о тех или иных явлениях. Любые творческие процессы — в работе художника или куратора — говорят о том, что на поверхности прямо сейчас.
Каких художников можно увидеть в экспозиции?
Художников галереи, работы которых легли в концепцию выставки. Работы, которые были созданы в период с 2020 года по настоящее время. Не хочу выделять кого-либо одного, здесь нет первых или вторых ролей, каждая картина — это часть выставки, каждый художник — часть проекта.
В каком направлении вы далее хотели бы развивать галерею? Какие планы на будущее?
В планах — находить новые партнерские отношения, укреплять их, делать совместные выставки, участвовать в новых коллаборациях. Сейчас еще у нас проходят резиденции с школой GET ART FIT для пяти финалистов опен-колла, результаты которых мы покажем на выставке в марте 2025 года. Таким образом, в планах уделять особое внимание институциональной практике.
В конце этого года — три важных события. Уже запланировано несколько персональных выставок. А год начнем с Аси Мотиной, победительницы прошлого опен-колла «Мерцание», на весну уже запланирован еще один интересный проект, пока раскрывать не буду, но год уже сулит быть насыщенным.
Беседовала Александра Адаскина