Добавить новость
Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010 Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Ренат Тазетдинов: «Больше всего боюсь, что останусь без жены, что она уйдет раньше меня»

Ренат абый Тазетдинов – мой сосед. Мы с ним беседовали в погожий день на скамейке у ворот. Возможно, кому-то наш разговор покажется слишком легкомысленным. Ведь, по сути, с Ренатом абый можно было бы говорить и на глубокие философские темы о высоких материя или сделать интервью об искусстве и его ролях в театре. Но мы посидели по-простому, по-соседски и обсуждали, что сейчас происходит в мире и жизни обычного человека. Но о чем бы мы ни говорили, наша беседа все равно шла вокруг мира искусства – жизнь артиста такова, по-другому быть не может.

Наш разговор начался с воспоминаний о его коллеге Халиме Залялове – все еще не утихла боль утраты.

– Халима я считаю лицом нашего театра, он работал, всю душу отдавая театру. Учил молодых артистов художественному слову на родном языке, ведь они хоть и отучились на актера, а тонкостей татарского языка не чувствуют. Всегда помогал другим, из-за этого лишился многого, что мог бы для себя получить. Был очень талантливым актером. И Тукаевскую премию он не успел получить, и почетных званий России...

– Видимо, не ходил за премиями, не просил...

– А кто их просит? Не по просьбе дают! Его не видели, не замечали. Не умеют видеть человека, его талант, заслуги.

«Халима я считаю лицом нашего театра, он работал, всю душу отдавая театру»

Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»

– Не ходят, не просят?

– В нашем театре я не знаю, кто бы за званиями ходил. Хотя... может и есть такие. Возможно, просто я не знаю. Халим, конечно, так не ходил. Но он знал, что достоин, говорил: «Я должен был получить премию Тукая». Но кому как суждено – кто-то очень быстро растет, а кто-то теряется, пропадает. Искусство – очень сложная вещь...

В этом году в Казанском театральном училище Фарид Бикчантаев набрал курс, 150 человек пришли с надеждой поступить. Фарид из всех выбрал не больше, наверное, шестнадцати. После училища им захочется остаться в академическом театре. Всем до единого! Никто не хочет ехать куда-нибудь в провинциальные театры. А сюда кто попадет, кто нет. Ведь помимо таланта еще надо, чтобы режиссер сумел разглядеть, увидеть потенциал актера. Умение раскрыть артиста – тоже большое искусство.

– А вы с этой стороны очень счастливый, вас разглядели...

– Героев я играл очень много. Ты уж не знаешь про мои молодые годы...

– Только по фото. Вы были очень красивым актером.

– Великолепные роли играл! Эзоп, Тартюф, Ильяс в «Тополек мой в красной косынке»... Когда Рашида апа Зиганшина предложила поставить это произведение Чингиза Айтматова, Ширияздан абый Сарымсаков сказал: «У меня для него нет артистов». Рашида апа привела одного узбекского режиссера, и он нас «увидел» – сыграли мы с Наилей Гараевой. Прекрасно шел спектакль.

«Великолепные роли играл! Эзоп, Тартюф, Ильяс в «Тополек мой в красной косынке»...»

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-инфрм»

– Вам везло на режиссеров. Сразу крупные роли...

– Да, мне давали серьезные роли. Реплик много, чтобы их выучить, кто-то должен был мне подсказывать. А у жены татарский не очень (супруга Рената Тазетдинова выросла в Москве. – Ред.). Постоянно учили с ней текст, без этого никак. Если ждать, что само собой все появится, можно и не дождаться. Даже прекрасно проявившие сегодня себя актеры когда-то могли быть «деревянными». Есть такой пример. Не скажу, кто это, но очень известного сегодня актера даже хотели уволить из театра, якобы, ничего из него не получится. А как он раскрылся! Многое зависит и от режиссера, как он подберет роль. Чтобы быть актером, надо сначала подумать.

– Ну как же 16-летний может все это понимать? Вы сами-то думали?

– Нет! Я же деревенский!

– А нынешние – почему они должны уметь думать?

– Я хочу сказать, что, поступая на актера, надо обдуманно к этому подойти. А когда я поступал, даже не знал, что такое театр. Может быть, даже ни одного спектакля не видел... Хотя у нас в деревне побывал передвижной театр, их спектакль я смотрел с удивлением и с того момента уже был влюблен в театр.

– Вы ни разу из театра не уходили. Даже мысли такой не было?

– Нет. Я был влюблен без памяти. Однажды в семье не осталось денег даже на молоко ребенку, и я пошел к министру. Говорю: «В кармане ни копейки». Он сказал: «Хорошо, я тебе прибавлю зарплату, только не уходи». Добавили 5 рублей. В то время эта прибавка нам очень помогла.

Дело даже не в этом. Я поразился, насколько мудро поступила моя жена. Когда задумался о переезде в Москву, она сказала: «Ренат, допустим, уедем, а что там будешь делать? Возможно, будешь работать на телевидении и пить начнешь». Потому что там среда такая – все пьют. А я особо не пил.

Сцена из спектакля «Вот так случилось»

Фото: kamalteatr.ru

– Здесь вас тоже за таким не замечали.

– Нет. Как-то у себя в деревне выпил стакан самогона и отравился, и после этого плохо отношусь к алкоголю. А так, выпивали на праздники – без этого не получалось. Не курил – Марсель Салимжанов приучил.

– Вы же сейчас не курите.

– Бросил. В спектакле «Бешеные деньги» у меня есть небольшая роль, и я там должен был курить сигару. Вот с этого и началось – десять лет дымил. Как-то думаю: вот курю я и курю, толку от этого нет, во многих спектаклях курить не требуется. Думаю, постой, чего это я вдыхаю дым. Я же себя отравляю.

– Марсель абый сам вроде не курил?

– Нет, не курил.

Они с женой Гульнар оба любили гусятину. Ее все любят, она же вкусная. Но ее много есть – это нагрузка на печень, усваивается плохо. Говорю ему: «Зачем так много ешь гуся, вредно же». А он: «Ел, ем и буду есть». «Ну и ладно, ешь тогда», – говорю. Может, он и навредил этим себе, рано же умер, ему было всего 66 лет. Себя надо знать, надо к себе прислушиваться.

– Ренат абый, при общении с вами есть ощущение, что говоришь с учителем, наставником. Никогда не пробовали преподавать?

– Меня звали и в институт, и в училище: «Набери уж один курс». Но я был сильно занят в Союзе театральных деятелей – 20 лет проработал там. Мне говорят: «Будешь приходить раз в неделю». А я говорю, так нельзя, и зарплату получать будет совестно. Поэтому не стал браться. Если преподавать, то практически жить там надо, а я так не могу.

– А сейчас не жалеете? Ваша работа в Союзе – больше повседневные заботы, они особо и не запомнились, наверное. Что после вас останется?

– Во-первых, я отстоял Дом актера. Меня уговаривали перейти от казанского СТД в московский, а мы не перешли. Но отношений не порвали, иначе с другими театрами связь теряется и начинаешь вариться в собственном котле.

«Я отстоял Дом актера. Меня уговаривали перейти от казанского СТД в московский, а мы не перешли. Но отношений не порвали»

Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»

А ученики у меня все равно есть. Они видят мою игру на сцене и учатся. Кто-то даже писал кандидатскую – не знаю, получилось ли у него... Я все равно не смог бы полностью себя отдавать преподаванию, потому что мне надо было много работать. Марсель Салимжанов преподавал, Фарид Бикчантаев тоже преподает. Они ведь находят себе хорошего помощника, и он работает, а сами потом приходят и поправляют. Шамиль Бариев преподавал многие годы, он был восхитительным педагогом. Влюбленностью, ревностью терзался, здоровье потерял... так нельзя. Жаль, пропал человек.

– Это оттого, что артисты чувствительные, эмоциональные?

– Влюбленность, любовь – есть такое. Артисты ведь очень доверчивые.

– А вы не были настолько восприимчивым?

– Может, и бывал иногда. Но такой сильной влюбленности, до безумства, у меня не было. Жену всегда любил. Сейчас чего только в телевизоре нет: обсуждают, кто с кем жил и чья жена от кого сколько детей родила. Это же позор! В телевизоре я люблю выступления артистов эстрады, но нельзя же все время показывать распущенность. Вот про Америку рассказывают: там женщины живут с женщинами, мужчины с мужчинами. А детей откуда взять тогда?

Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»

– Но и вы, Ренат абый, после себя сыновей не оставите, у вас только две дочери. Тазетдинова-то нету.

– У братьев есть сыновья. Родить своего не получилось. Сколько просил у Раисы еще одного ребенка, она говорила, что еще этих надо воспитать. Времена же были трудные. Зарплата маленькая. Я очень много работал – русские фильмы дублировал на татарский, записывался на радио.

Детей плохому не учил, но в искусство идти им не советовал. Старшей дочери Руфине особенно хотелось стать актрисой. А она была бы удивительно хорошей актрисой – столько темперамента, ума в ней, какой голос! А я сказал ей: «В театр тебе не надо». Красивая девушка любого режиссера будет привлекать.

«Человека нравоучениями не изменишь»

– Ренат абый, сколько лет уже живу с вами по соседству, и ни одной неприятной черты в вас не замечала. А говорят, что артисты и вообще творческие люди, особенно талантливые, не отличаются хорошим характером?

– Я не думаю, что я человек неталантливый, и характер у меня ничего... Насчет характера – раньше я был в комиссии по премии Тукая. Собрались как-то обсудить претендентку на премию – это была поэтесса Лена Шакирзянова. Изумительный поэт! Говорят: «Да она ведет себя неприлично, матерится». Мол, как ей дать премию Тукая. Мы с Фаридом Бикчантаевым встали и говорим: «Мы же ей премию даем не за языкастость, а за то, что прекрасный поэт, она достойна!»| Мы добились, чтобы ей дали премию. Характер у нее был тяжелый, говорить с ней было невозможно...

«Я не думаю, что я человек неталантливый, и характер у меня ничего..»

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

– Талантливого человека надо принять таким, как есть, или можно попытаться исправить? Назидания помогут? Например, когда человек талантливый, но пьет...

– Не, так не получится. Человека нравоучениями не изменишь.

– Никого?

– Никого. Среди артистов много было таких.

– Халим абый Залялов в интервью рассказывал, что в свое время тоже пил. Но ведь одумался, бросил.

– По молодости он пил безумно. Но, действительно, понял, что не надо, и завязал. Другой пример. У нас был актер Камиль Камалов, играл в «Бичуре» («Домовой») Мансура Гилязова. Бывают же такие люди, которых Бог одарил талантом. Видела бы ты его Домового на сцене! Будто настоящий Домовой таким и бывает! Поразительно! Но он начал пить. Остановить было невозможно. Я говорю: «Прибить тебя охота, ты же талант!» Был Аманулла, приехал после учебы в Москве. «Актер от бога», посчитал, что в театре платят мало, и ушел. Ездил с концертами. Но начал пить... и умер потом. Были такие, что месяцами не могли остановиться. Мучались. В искусстве такое бывает – человек не может справиться со своим талантом, славой.

– А то, что другие спаивали, такое же тоже было? Из-за зависти к таланту.

– Такое есть, даже если угощают, нельзя от всех подряд принимать. Завистники бывают. Одного талантливого парня так и споили, чтобы не играл, потихоньку наливали ему при случае, чуть алкашом не стал. Он сказал, что больше так не может и ушел из театра. Он не пропал, бросил пить и сейчас мулла, религиозный деятель.

– Наверняка и вам завидовали.

– Ну как же! Мне каждые три года звания давали. Сколько у меня этих званий! Ордена, медали... Ну как же не завидовать! Но я не тот, кто просто так сдается. Я же мишарин!

«Мне каждые три года звания давали. Сколько у меня этих званий! Ордена, медали...»

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

– А что делали – угощали, или открыто конфликтовали с вами?

– Это было заметно. Когда мне дали Государственную премию СССР, мы играли «Бесприданницу» Островского. Посмотреть спектакль приехала комиссия. А наши артисты специально играют плохо: один даже выпивший приехал, а другой играет демонстративно плохо. А их плохая игра пошла мне на руку – я там выглядел самым лучшим. Они меня хотели «утопить», но премию мне все равно дали. Я им сказал: «Зря старались».

«Больше всего боюсь остаться без своей жены»

– Ренат абый, как вы думаете, что такое быть аксакалом?

– Себя я почему-то аксакалом не могу считать. Старым не хочу себя видеть, душа всегда молодая. Но раз уж в театре молодежь с почтением относится, получается, я уже аксакал. Нас ведь из возрастных осталось всего четверо: Равиль Шарафеев, Азгар Шакиров, Наиль Дунаев и я. Мы, слава Всевышнему, оказались долгожителями. У меня и мама прожила долго, и дедушка дожил до старости.

Сцена из спектакля «Запоздалое лето»

Фото: kamalteatr.ru

– 80 лет – это не настолько и много...

– Ну как же не много? Всевышний сказал: я вам даю 60 лет жизни, остальное на ваше усмотрение, это уже подарок. Прожить удастся столько, сколько тебе Бог дал. Но за собой следить надо.

В театре нас оберегают, заботятся – это хорошо. А с другой стороны, мы играем очень мало, всего два спектакля – «Голубая шаль» и «Запоздалое лето». Я даже не знаю, что сейчас идет в театре, – с этой пандемией нас и в театр не пускали, не знаю, что играют. Вот станет ситуация лучше, хотелось бы сходить, посмотреть.

– Хочется играть больше?

– Играть хочется. Сейчас ведь мы уже такие опытные.

– А вы до сих пор можете «скакать» на сцене?

– А почему же нет?

– Когда легендарную «Черную бурку» снимали с репертуара, сказали, что Ренату абый уже не хочется скакать на сцене.

– Нет, я так не говорил, играть я мог. Там люди помоложе сказали – мы уже старые для этого. Не я, они постарели.

Сцена из спектакля «Черная бурка»

Фото: kamalteatr.ru

– Когда человеку начинают приходить философские мысли: «А правильно ли я жил?»

– После шестидесяти. До шестидесяти играл героев. Потом уже начинает прокрадываться мысль: «А не хватит ли мне?» Думаешь: «Хорошо ли сыграю? Не будут люди смеяться?», но все равно играть хочется. Организм привык к этому. В «Запоздалом лете» (автор пьесы и режиссер – Ильгиз Зайниев. – Ред.) тоже много двигаемся – ничего, получается.

Жизнь проходит, мало уже остается сыграть. Забавно, оказывается... Больше всего я боюсь, что останусь без жены, что она раньше меня уйдет. И по ночам думаю об этом, если она болеет, очень переживаю.

«Виню себя в том, что дочери плохо знают родной язык»

– Книги читаете?

– Читаю татарскую прозу, но не современную. Люблю стихи Зульфата, Мударриса – у меня хранятся их книги, которые они лично мне подарили. Тукая читаю. Только глаза быстро устают, не получается читать всё, что хотелось бы.

– Помимо искусства волнуют вас проблемы в мире? Например, проблема языка?

– Очень сильно волнует. Очень. Я думаю, что татарский народ жить будет. И язык у него не исчезнет. За 500 лет существования без своего государства народ все равно не забыл свой язык. Кто-то языка, может, и не знает, но чувствует «моң», у него есть татарская идентичность. Татарский народ не исчезнет...

Сцена из спектакля «Поговорим о любви»

Фото:kamalteatr.ru

– А те, кто не знает языка, тоже татары?

– Остаются татарами. И язык у них еще появится.

– Ренат абый, ваши дочери не могут свободно говорить на родном языке. Вас смущает то, что вы не смогли их научить?

– Язык они понимают. То, что свободно не владеют, в этом я очень сильно виню себя. Жена была из Москвы, поэтому татарский не знала. А я все время был на гастролях, общаться с детьми на татарском даже времени не было. Я виноват. Дочка Руфина очень хочет научиться. Говорит мне: «Папа, почему не научил?» Раиса сейчас прекрасно говорит на татарском. Язык сохраняется в семье, я в этом уверен.

Но татарский народ никогда не исчезнет. Это народ, рассыпанный по всему миру, они же и в других странах язык не забывают. И театр наш не исчезнет... И литература не исчезнет.

– Если будет кому читать...

– Мы же читаем.

– Вы же читаете классиков, не современных.

– Ты их читай, пусть твоя дочка читает.

– Пусть ваши дочери тоже читают! Это только сказать легко. Попробуйте заставить внуков читать по-татарски. Вы говорите, что в свое время зарабатывали, времени поговорить с дочкой не было. А я что, не работаю? Я тоже работаю.

– Да, верно. Время такое. Времени не хватает...

– А вы, старшее поколение артистов, между собой говорите о проблемах национальных, делитесь переживаниями?

– Между собой мы больше говорим об искусстве. Думаем, хорошо бы, если бы в свое время нам больше давали играть классику, было бы больше классики в репертуаре.

– Татарской?

– Татарской и русской.

Сцена из спектакля «Голубая шаль»

Фото: kamalteatr.ru

– Театры жалуются, что на переводные русские пьесы зритель плохо ходит.

– Раньше ходил. Зрителя сейчас испортили. Говорят: «Русское мы смотрим в русском театре, почему ставите русские пьесы?» Это неправильный подход. В свое время играя «Бесприданницу» я получил звания. Разве плохо? Играли во многих хороших спектаклях, поставленных Марселем Салимжановым. В то время зритель толпой шел на такие спектакли.

Сколько отличных произведений наших драматургов-классиков! Почему же мы их сейчас не играем, думаю я. Для этого, наверное, должны быть свои режиссеры.

Говорят: «Почему это не ставите, почему то?» Ставишь – не смотрят. В свое время говорили: «Почему Идегея не ставите?» Юнус Сафиуллин написал пьесу, Марсель Салимзянов поставил. Я играл Идегея. Но зритель ходил плохо. Неплохой это был спектакль... сильный был.. но люди же не ходили.

– Что же с этим зрителем делать?

– Не знаю. Не совсем понятны им эти спектакли? Не хотят? Привыкли слушать трехкопеечные концерты? Однажды Хайдар Бигичев увидел, что на концертах Салавата аншлаги, и говорит: «Как же так? На моем концерте сидят 500 человек. Что происходит с этим народом?» С Ильгамом Шакировым получилось так же, его концерты в последние годы собирали, наверное, 200-300 человек. Это же Ильгам! Ему в конце жизни уже не стоило петь. Люди перестали ходить. Надо было уйти со сцены раньше.

«Нет никакой пользы от того, что я буду орать на митингах»

– Ренат абый, какими вы вспоминаете 90-е годы?

– Девяностые для всей России были кошмарные годы. Стало много воров, бандитов. А театр работал, зарплату тоже платили, вместе с деньгами от грантов выходило неплохо.

– Как относились к тем, кто выходил на площади?

– Я считаю, что каждый должен делать свое дело, свою работу. Нет никакой пользы от того, что я буду орать на майданах. Я должен делать свою работу: отлично играть, показывать людям хорошие спектакли! Если бы были какие-то хорошие пьесы на эту тему и мы там играли, пользы было бы намного больше.

«Каждый должен делать свое дело, свою работу. Нет никакой пользы от того, что я буду орать на майданах»

Фото: © Салават Камалетдинов / ИА «Татар-информ»

– Вы играли?

– Не получилось особо. Столько перемен в жизни – мир взял и повернулся совсем в другую сторону. Об этом должны были быть какие-то пьесы, но они не были написаны.

– Они и сейчас не пишутся.

– Нет, к сожалению. Их даже Туфан Миннуллин не написал. А времена настолько интересные. Столько было интересных личностей! Это надо написать талантливо. Некому было писать. Если бы нашелся такой, я бы сейчас вышел, сыграл... Не было. А сейчас и сил таких нет.

– Как это нет?

– Выходишь на сцену – сила-то, она появляется. Но заново играть... Фарид, он говорит – «играй». Я ему: «Нет, уже нет».

– А разве не потому, что режиссер не дает, у вас мало ролей? Это вы сами не хотите?

– Я сам. Не потому что не дают. Боюсь слова забыть. Боюсь, хватит ли у меня сил. Как-никак 83 года!

– Хотите остаться в памяти красивым и молодым?

– Нет, не только это. Все равно уже не получится быть таким красивым, как прежде. Люди уже запомнили меня по тем временам, когда играл «Тополек мой в красной косынке», «Миркай и Айсылу».

Сцена из спектакля «Жизнь есть сон»

Фото: kamalteatr.ru

– В «Черной бурке» вам тоже не двадцать лет. Но как великолепно отыграли старого волка Чобра! Выглядели хорошо.

– Я и сейчас ничего выгляжу. Был такой случай. Со спектаклем «Жизнь есть сон» ездили в Колумбию. Там из старшего поколения артистов в спектакле были заняты Халим Залялов, Равиль Шарафеев, я. Принимающая сторона видит наш возраст – не знает, что и думать: «Ведь до поездки еще несколько месяцев, они не умрут до этого?» Наши им отвечают: «Нет, они очень живучий народ, не умрут». В зале на 1500 человек пять дней отлично играли. С аплодисментами встречают – с аплодисментами провожают.

– Ренат абый, вы довольны жизнью?

– Я доволен тем, что жив и здоров. Жизнь сложная, жить страшно.

Я не могу понять того, что весь мир ненавидит Россию. Почему так? Потому что не она подчиняется? Путина совсем не хочется мне ругать: страну держит в порядке. Но восхищаться им и боготворить тоже не могу, потому что против татар были решения, против языка. Но он же не понимал, что уничтожить татарский язык невозможно.

Это было сильное унижение для Татарстана, когда родителей настроили против татарского языка, сказали, что он им не нужен. Как же твой родной язык может быть не нужен?! Чего стоит только возможность почитать Тукая! «Моабитские тетради» Джалиля! Я же играл Джалиля! Спектакль «Моңлы бер җыр» («У совести вариантов нет») – как люди любили этот спектакль! У народа, у которого есть Тукай, Джалиль, Зульфаты пишут шедевры, язык исчезнуть не может...

Рузиля Мухаметова, «Интертат», ноябрь 2021 года, перевод с татарского




Москва

Без клюквы: как бизнесмен из Тулы возрождает культуру русского чаепития


Все города России от А до Я

Загрузка...

Москва на Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

В Московской области сотрудники Росгвардии задержали нетрезвого водителя

В Московской области сотрудники Росгвардии задержали нетрезвого водителя

В Московской области сотрудники Росгвардии задержали нетрезвого водителя

В Люберцах росгвардейцы задержали гражданина, находящегося в федеральном розыске

Новости Москвы

Лучшая инклюзивная школа России-2024: стимул профессионального развития

ГПМ Радио оценит работы участников «Креатив ФМ»

Победителей конкурсов всероссийского спортивного фестиваля «Здоровая семья – сильная Россия» наградят в «Космосе»

Студия звукозаписи. Студия звукозаписи в Москве. Лучшая студи звукозаписи. Профессиональная студия звукозаписи.


Зимний музыкальный фестиваль «Зарядье» пройдет в Москве

Торги на рынке акций начались с покупок, в фокусе ММК

Росздравнадзор опроверг данные о проблемах с аналогами «Оземпика» в России

В Южном Бутове открылась экоточка, куда можно сдать ненужные вещи


ГРУЗИЯ. Москва принимает Международный кинофестиваль "Евразия-Кинофест"

В Южном Бутове открылась экоточка, куда можно сдать ненужные вещи

В ГОСТЯХ РОСГВАРДИЯ

Зимний музыкальный фестиваль «Зарядье» пройдет в Москве


Мэр Москвы Сергей Собянин
Москва

Собянин: Москва реализует крупнейшую в ее истории программу развития


Частные объявления в Москве



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Игорь Бутман

Игорь Бутман выступит в Хабаровске на джазовом фестивале (РАСПИСАНИЕ)



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Москва на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Рэпер Баста назвал непростым матч против Lit Energy, где Литвин напал на фаната

Спят в одной кровати с козой: что скрывают Джиган и Самойлова

Концерт Московского ансамбля русской песни пройдет в поселке Биокомбината 2 ноября

Все цвета джаза Игоря Бутмана: о туре с оркестром, новом альбоме и Билле Клинтоне


Разгром стоимостью $1,5 млн: Медведев под ноль отдал первый сет и проиграл Синнеру на турнире в Эр-Рияде

Касаткина прошла в четвертьфинал турнира в Нинбо

«У меня нет слов». Ирина Хромачёва — о победе на турнире WTA-1000 в Ухане

Стокгольм (ATP). 2-й круг. Берреттини играет со Штрикером, Грикспор – с Фернли, Рууд встретится с Сонего, Пол – с Дьере


BBC in last-minute U-turn over decision to show major sport event for free as Great Britain aim to make history

'With all the talk about "Babar"...': Ashwin on Ghulam's debut ton

The FREE water saving gadget that can slash bills by £40 – it’s so easy to do

'Embody it': Indigenous Peoples' Day takes center stage on Randall's Island