Добавить новость
Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010 Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024
1 2 3 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

«Бульдозерной выставке» — 50 лет: как нонконформисты выбили страну из застоя

В сентябре 1974 года возле станции метро «Беляево» в Москве состоялось крупнейшее выступление художников-нонконформистов, вошедшее в историю как «Бульдозерная выставка». О том, как художники-подпольщики готовились к главной авантюре в своей жизни, почему выставка планировалась как политическая провокация и как она приблизила перестройку, — в материале «Сноба».

«Бульдозерная выставка» советского андеграундного искусства, 1974 год

В 1962 году первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев посетил в Манеже выставку авангардистов и остался недоволен увиденным, назвав художников «проклятыми педерастами». С тех пор неподцензурные советские художники лишились возможности выставляться. Если, конечно, не считать за выставочное пространство квартиры друзей и знакомых — таких же маргинальных ценителей искусства. 

«Сухой закон» рискнули нарушить Виталий Комар, Александр Меламид и Оскар Рабин, организовав выставку картин на пустыре у метро «Беляево». Они позвали неравнодушную к современному искусству публику и иностранных журналистов. Милицию не звали, но она приехала сама. Наконец, на выставке присутствовала малочисленная, но, как оказалось впоследствии, ключевая группа — бульдозеристы. На дворе — сентябрь 1974 года

Кто такие Рабин, Комар и Меламид

Оскар Рабин писал мрачные натюрморты и пейзажи в экспрессивной примитивистской манере. На самых известных его работах изображены бараки с московских окраин. Комар и Меламид в своих картинах иронически обыгрывали штампы монументального советского стиля, узнаваемые визуальные образы и портреты вождей — подобно тому, как их американские «единомышленники» во главе с Энди Уорхолом издевались над символами капитализма.

Выставку решили провести на пустыре возле станции метро «Беляево», чтобы у милиции не было формального повода придраться. Например, заявить, что художники мешают движению пешеходов или проведению общественно значимого мероприятия. Идея с пустырем принадлежала Виталию Комару: «Помню, мы сидели у Рабина после того, как милиция разогнала нашу квартирную выставку, и я сказал Оскару, что читал в каком-то журнале, по-моему, журнале “Польша”, о том, что польские художники делают регулярно выставки в парках», — рассказывал он.

Место было выбрано не случайно: неподалеку от станции «Беляево» располагалась квартира критика Виктора Агамова-Тупицина, который впоследствии написал целую книгу о происходящем в те дни. Ночь накануне выставки многие художники провели именно там, спали на полу среди своих работ — боялись, что картины могут конфисковать заранее, если вдруг милиции станет известно о планах.

Коллекционер Александр Глезер имел связи с западными СМИ и был незаменимым человеком в организации такой акции. Идею провести выставку возле дома Агамова-Тупицина на окраине Москвы он тоже однозначно поддержал: «Столь малопривлекательное место, как пустырь, мы избрали по простой причине: экспозиция картин на площади, улице или набережной может быть легко расценена в соответствии с советским законодательством как нарушение общественного порядка».

Оскар Рабин (справа) на выставке в Париже

Искусство пиара и провокации

Одним из идейных вдохновителей выставки был художник Оскар Рабин. В 1977 году на него завели дело за тунеядство, предложив на выбор: эмиграция или суд. Рабин отказался уезжать, и его арестовали — правда, всего на одну ночь. Тогда ему снова предложили выезд — на этот раз в Европу по туристической визе. Рабин понял, что такой шанс может больше не повториться, и согласился. Он вместе с семьей отправился в Париж. Через полгода художника вызвали в посольство и объявили, что у него больше нет советского гражданства. «Бульдозерная выставка», по словам Рабина, стала для него самым ярким событием в жизни, буквально расколов ее на до и после. 

Впрочем, художники и рассчитывали именно на скандал. Все это понимали, и поэтому далеко не все согласились в ней участвовать: Эрнст Неизвестный и Илья Кабаков отказались сразу, чуть позже к ним присоединились Василий Ситников, Борис Штейнберг и Анатолий Брусиловский. Выставка планировалась не просто как художественная авантюра — «нонконформисты» готовили провокацию, понимая, какие последствия их ждут.

Все тот же Оскар Рабин признавался: «Выставка готовилась скорее как политический вызов репрессивному режиму, а не как художественное событие. Я знал, что у нас будут проблемы, что будут аресты, избиения. В течение последних двух дней перед выставкой нам было страшно. Меня пугали мысли, что со мной лично произойти могло что угодно». За участие в акции он получил 15 суток ареста, но объявил голодовку и был выпущен раньше.

Помимо представителей иностранных СМИ на выставке были дипломаты, готовые купить советскую неподцензурную живопись. Милиция повела себя с ними максимально жестко: «…Там были дипломаты, корреспонденты, которые это снимали, — вот с иностранцами повели себя совершенно некорректно. Мы-то ладно, мы-то привыкли. Все привыкли, что власти с нами могут обращаться как угодно. Но когда американскому корреспонденту ударили по камере, выбили зубы… Ему потом в Финляндию пришлось ехать их вставлять. Так что когда крепостных бьют — это ничего, а когда иностранцев…» — вспоминал Рабин.

«Бульдозерная выставка» советского андеграундного искусства, 1974 год

Эпичная сцена на пустыре

О планах художников стало известно властям. На месте, где они условились встретиться, их уже поджидала милиция. Виктор Агамов-Тупицин оставил об этом подробное воспоминание: «События на пустыре разворачивались как в театре абсурда. По колдобинам ездили поливальные машины, бульдозеры и самосвалы с какими-то бутафорскими деревьями. Публика (включая иностранных корреспондентов) толпилась на обочине по периметру пустыря. Как только художники стали показывать свои картины, держа их в руках, к ним тут же подскочили “искусствоведы в штатском”, ответственные за конфискацию нелегитимных художественных ценностей. Отнятые работы топтали ногами или увозили на грузовиках с землей и деревьями, предназначенными, как оказалось, не для озеленения территории, а для борьбы с искусством».

Действия властей в ответ на выставку оказались слишком жесткими. Агамов-Тупицин делился: «На моих глазах арестовывали участников выставки. Когда увезли Юрия Жарких, я подхватил его картину и стал показывать зрителям. Прижимая ее к груди, я ловил себя на мысли, что делаю это из солидарности, хотя в эстетическом плане у меня с Жарких не было ничего общего. Фотограф Сычев, запечатлевший события на пустыре, обратил мое внимание на Оскара, вскочившего на “нож” бульдозера и в течение нескольких минут на нем балансировавшего — вопреки тому, что водитель делал выкрутасы, опасные для “наездника”.

Вскоре его оттуда свергли и поместили в легковую машину. То же самое сделали с Рухиным, после чего пришла и моя очередь. Сашу Рабина (Кропивницкого) и Володю Сычева арестовали чуть позже, однако Володе за несколько минут до ареста удалось передать негативы кому-то из своих. Женщин (Надю, Лиду, Римму) почему-то не трогали, но с работами обошлись безжалостно. Особый урон понесли картины Комара и Меламида — они пропали без вести».

«Бульдозерная выставка» советского андеграундного искусства, 1974 год

Партия осознает свои ошибки

Впрочем, многие картины нашлись. Партийный деятель Анатолий Черняев делился: «Картины вернули художникам через какую-то “неизвестную женщину”. Кто-то извинился перед ними... После этого я не помню, чтобы кого-либо запрещали или разгоняли. На Малой Грузинской даже позволили быть “перманентным” показам “двадцати модернистов”. Я там бывал и удивлялся “свободе творчества”».

Власти, кстати, довольно быстро переосмыслили свое решение. Вот что рассказывал  Андрей Александров-Агентов, возглавлявший в те годы Центральную ревизионную комиссию КПСС: «Эта акция вызвала много ненужного шума. Только она и одарила “абстракционистов” международным вниманием, которого те желали. Если бы художникам предоставили комнату для выставки, сопроводили выставку несколькими статьями о бессмысленных произведениях искусства и дали общественности возможность самой составить представление о них, все решилось бы само собой. В результате же привлечения милиции, использования бульдозеров и брандспойтов Моссовет настроил против СССР не только “буржуазную” печать, но и западные коммунистические партии».

Вскоре после событий 15 сентября партия разрешила художникам провести вторую выставку, уже вполне легально. Местом действия назначили Измайловский парк. 29 сентября туда пришли тысячи зрителей, а участников среди художников было почти вдвое больше, чем на «Бульдозерной», — 40 человек. В 2010 году Виталий Комар рассказывал об этом «Снобу». По его мнению, вторая выставка (которая была лишь следствием первой) помогла стране выйти из эпохи застоя: «Это было потрясающе. Это была первая ласточка перестройки, я считаю. Уже не тринадцать-четырнадцать, а гораздо больше пришло художников. А зрителей видимо-невидимо. Это был какой-то удивительный праздник. Настоящая ярмарка. Пускай даже ярмарка тщеславия. Художники были очень горды тем, что они наконец стали предметом интереса».

«Бульдозерная выставка» советского андеграундного искусства, 1974 год

К чему привела эта выставка

Для многих художников, принявших участие в акции, она стала билетом в новую жизнь. Историк искусства Андрей Ковалев отмечал несколько итогов выставки для самых видных ее организаторов и вдохновителей: «Недоброжелатели и скептики чаще всего говорят о том, что “Бульдозерная выставка” была не более чем успешной попыткой автопиара. Конечно, это все так…

Главный куш отхватили Виталий Комар и Александр Меламид, которые за два года до описываемых событий придумали свой соц-арт и повесили на дверях мастерской табличку “Известные художники 70-х годов XX века”. Они быстро освоили наработанные Александром Глезером и Оскаром Рабиным пиар-технологии и уже были готовы к тому, что будут участвовать не просто “в просмотре картин”, а в хорошо подготовленном медийном спектакле. И переиграли своих старших товарищей — без лишних раздумий начали свои ловкие и циничные манипуляции непосредственно с зарубежной прессой».

«Бульдозерная выставка» серьезно повлияла на современное советское искусство — ее участники, получив в одночасье огромное внимание, перестали ощущать себя маргинальными творцами из подполья. Архетип неустроенного по жизни, рисующего странные картинки, прячущегося от милиции и карательной психиатрии художника начал рассыпаться во многом благодаря 1974 году. А сам факт того, что художник когда-то был в маргинальном положении, уже в следующем десятилетии стал восприниматься как часть завидной и интересной биографии.

Подготовил Алексей Черников




Москва

Огромная пробка образовалась на Ярославском шоссе в Подмосковье из-за аварии


Все города России от А до Я

Загрузка...

Москва на Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Почтили память легендарного директора

С начала 2024 года более 2,5 тысячи многодетных мам в Московском регионе досрочно вышли на пенсию

Свыше 6,5 тысячи жителей Москвы и Московской области получили справки о статусе предпенсионера в клиентских службах регионального Отделения СФР и МФЦ

Социальный фонд оказывает помощь эвакуированным жителям Курской области

Новости Москвы

Прокуратура: Блогер Чекалина и ее партнеры обвинены в выводе 250 млн рублей по подложным документам

Болеющая Ханна в открытом донельзя платье, мрачная Кока и рядом с ними Крид в худи: трибьют-концерт Валерии

С начала 2024 года более 2,5 тысячи многодетных мам в Московском регионе досрочно вышли на пенсию

Инновационная экосистема Китая: возможности для роста компаний


Бакальчук подал иск на 350 млрд рублей против Wildberries и Татьяны Ким

Милонов: в России побороли всяческие «детские вина» и «детские сигареты»

Депутат ГД РФ Чаплин: дачники рискуют попасть под суд за неправильный водосток

Каноисту Петрову, которого дважды за день лишали золотой медали, вернули награду


Милонов: в России побороли всяческие «детские вина» и «детские сигареты»

Делегация талибов прибыла в Москву на консультации по Афганистану

Депутат ГД РФ Чаплин: дачники рискуют попасть под суд за неправильный водосток

В Воскресенске прошел турнир по бочча


Мэр Москвы Сергей Собянин
Москва

Собянин рассказал об обновленной школе № 37 в Раменках


Частные объявления в Москве



Загрузка...
Rss.plus
Персональные новости
Георгий Данелия

Как Георгий Данелия создал фильм на все времена



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Москва на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

FT: группа Pink Floyd продала права на музыку корпорации Sony

«Зато в одном списке с Metallica». Соцсети о новом запрете России для артистов

Бутман объяснил причину роста популярности джаза в России

АО «Желдорреммаш» активно развивает промышленный туризм


Шанхай (ATP). 2-й круг. Медведев встретится с Сейботом Уайлдом, Циципас – с Нисикори, Шелтон поборется с Шаповаловым, Пол – с Фоньини

Рублёв признался, что мог завершить сезон после операции перед турниром ATP в Пекине

Даниил Медведев стал первым полуфиналистом турнира ATP-500 в Пекине

Медведев проиграл Алькарасу в полуфинале турнира ATP в Пекине


Overview of Baltic Bearing Company-Riga (BBC-R)

Game on: Automakers expand video entertainment options in vehicles

Protect and Enhance Your Vehicle with Paint Protection Film and Ceramic Coating from Tintex

3 Negroni variations to try this fall