Добавить новость
Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010 Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

«Он показывал изнанку действительности» — режиссер Арсений Мещеряков о работе над спектаклем по рассказам Юрия Мамлеева

0 36

13 и 14 сентября в театре «Практика» пройдут показы психоделической оперы по рассказам Юрия Мамлеева, родоначальника направления «метафизический реализм». Сноб поговорил с режиссером Арсением Мещеряковым.

Алексей Мещеряков

Как ты пришел в театр?

Мои родители играли в театре-студии, и я там провел все детство. После перепробовал себя в разных профессиях: учился на геолога, звукорежиссера, в литературном и в киношколе. Параллельно занимался музыкой: мы с Никитой Лозовским создали группу «Электронная сигарета» и играли психоделический панк. По форме наши концерты были близки к театрализованным представлениям или к перформансу: я в экспрессивном состоянии пел на репите «чипсоны и пивко», изображая персонажа, который выходит на сцену с ворованным бельгийским пивом и напивается под свои песни. 

Почему после обучения в киношколе ты не стал заниматься кино?

Я учился в Московской школе нового кино у Артура Аристакисяна: мы смотрели фильмы, обсуждали кадры, читали, слушали, разбирали фотографии — погружались в предложенный мастером способ восприятия кино и искусства вообще. И, конечно, много снимали, разбирали работы друг друга. Я там многое обрел, но мне хотелось больше репетировать, работать с актерами без посредника в виде камеры — мять их, как пластилин. Тогда решил поступать в театральный на режиссуру, прошел в ГИТИС на заочный и в РГИСИ к Андрею Могучему. Понял, что на заочном ничему не научусь, поэтому переехал из Москвы в Петербург.

Как проходило обучение на курсе Могучего? 

Среди наших преподавателей были композитор Александр Маноцков, художник Александр Шишкин-Хокусай и основатель Театра ТРУ Александр Артёмов, а проводить мастер-классы приглашались Мотои Миура и Оскарас Коршуновас. Все они практики современного театра и признанные профессионалы в своей сфере. Занятия проходили не в учебных аудиториях, а в БДТ, что давало возможность погрузиться в театральный процесс изнутри. 

Ощущаешь ли ты влияние творческого подхода мастера на свой режиссерский почерк?

Я его не ощущаю, но оно точно есть. Будучи очень строгим по отношению к ремеслу, Андрей Анатольевич давал нам свободу искать собственный художественный язык, но требовал быть убедительными в том типе театра, который мы заявляли. К каждому режиссерскому решению было много вопросов, и на них нельзя было не ответить.

Недавно в «Практике» прошла премьера спектакля «Мамлеев». В чем ты видишь сегодня актуальность и силу мамлеевских рассказов?

Мамлеев говорил, что человек — вертикаль, направленная вверх и вниз до бесконечности. Он раскрывал максимально абсурдные, странные, ужасные и смешные проявления людей. С помощью языка он взламывал действительность, показывал ее изнанку, обнажал суть явлений, недоступных для обычного восприятия. Его рассказы строятся на абсурде, но это лишь внешний пласт, за которым скрыто серьезное размышление о том, кто мы и зачем существуем. 

Еще Мамлеев много работал с эстетикой отвратительного…

Важно не отвратительное само по себе, а авторский способ мышления. Мамлеев делает сверхзначимыми, казалось бы, совсем неважные детали. В спектакль вошел рассказ «Свидание», который начинается со слов: «Вася Кепчиков очень любил прогуливать работу. Он и сам не понимал, зачем он, двадцатишестилетний здоровый парень, это делает». Дальше идет описание, как Кепчиков гуляет, забредает в лес, обнаруживает запачканный клочок газеты и читает новость: «Инженеры построили паровоз». Вася тут же присваивает строительство паровоза себе и восторженно восклицает: «Это я построил паровоз». Такие мелочи редкий писатель подмечает, а в них кроется суть персонажа. 

Готовя спектакль, учитывал ли ты биографию Мамлеева или работал исключительно с содержанием его рассказов?

В активной фазе репетиций я фоном слушал и читал его интервью, но не опирался на них при создании спектакля. Для меня Юрий Мамлеев в первую очередь писатель, а не политический или философский мыслитель. Мне интересны сюжеты, персонажи и язык, которым написаны его рассказы, а не перипетии судьбы автора.

В сценарий спектакля вошли тексты разных периодов творчества Мамлеева. Как они отбирались: от каких пришлось отказаться, а какие стали смыслообразующими? 

Мы с артистами прочитали большую часть когда-либо написанных рассказов Мамлеева. Отбор шел по нескольким критериям. Во-первых, отказались от длинных текстов — они требуют отдельного спектакля или фильма, а нам было важно из каждого рассказа сделать музыкальный номер, который воспринимался бы как самостоятельный трек внутри альбома. Во-вторых, исключили произведения, которые могли бы испугать зрителя. Также убрали рассказы, в которых превалирует философия: они не сценичны, зритель на них заскучал бы. В ходе репетиций мы старались подобрать тексты, между которыми был контраст, и ориентировались на свои реакции: скучаем или смеемся? Если смеялись — пробовали снова, а если все зевали, от произведения отказывались. Дальше было очень важно соединить текст с конкретным артистом. Были ситуации, когда рассказ читали несколько актеров, и только с одним он срабатывал. 

Можешь привести пример?

Маша Лапшина была так убедительна в «Исчезновении», что сразу стало понятно: Раиса Федоровна — точно ее роль. Да почти во всех сценах, которые вошли в спектакль, сложно представить себе другого исполнителя вместо выбранных артистов. Они настолько совпали с ролями: Даня Газизуллин и Андрей Минеев с Васей Кепчиковым; София Петрова с Таней в «Свидании» и Сомнамбулой в «Нежности»; Лиза Орлова с Синим существом и Кругляшом; Костя Бобков с эмигрантом Григорием; Илья Барабанов с Мистиком, а Лёня Саморуков с Федором Кузьмичом, охотившимся за крысами, и Человеком-сёмгой.

Как артисты работали над ролями: были ли они свободны в интерпретации образов своих героев и могли ли импровизировать?

Мне было важно, чтобы в процессе чтения рассказов мы погрузились в созданный Мамлеевым мир. Уже после такого погружения я задал рамки актерского существования в спектакле: оно должно быть не бытовым. Артист не должен со сцены говорить своим обычным голосом, монолог ведется от лица персонажа. Мы определили базу: утрированные образы, измененная речь, инфернальная пластика. Внутри этой базы артисты были авторами своих ролей, открывали то, что мне бы в голову не пришло. 

Вместе с тобой в творческую команду вошли композитор и художники. Почему для сведения рассказов в сценарий не был привлечен драматург?

Нам не требовалась инсценировка в классическом понимании, когда драматург берет роман, вырезает из него куски, склеивает их и местами дописывает текст. Мы хотели сохранить первооснову, ту энергию и тот мир, который олицетворяет собой Мамлеев. Взаимодействие с текстом для нас ограничивалось сокращением, чтобы уложиться в тайминг спектакля. Переложение рассказов в пьесу убило бы стиль Мамлеева.

Но ведь не обязательно переписывать текст, современные драматурги могут участвовать в репетиционном процессе и помогать выстраивать композицию, внутреннюю логику нарратива.

У нас были дополнительные существенные критерии, не только драматургические, но и музыкальные, художественные. Спектакль идет полтора часа, и за это время некоторые актеры сменяют по три образа — не только костюмы, но и сложный грим. Кроме того, в эпизодах, идущих подряд, должны быть разные световые схемы, непохожее музыкальное звучание. Нужно было учитывать подъемы и спады напряжения: например, после рассказа «Исчезновение», где героиня умирает, зрителю необходимо выдохнуть, нельзя ставить после него эмоционально насыщенный эпизод. Я себе голову сломал, чтобы учесть все эти факторы, законы композиции и зрительского внимания и соединить их с собственным видением спектакля.

Давай перейдем к музыке. Почему спектакль по рассказам Мамлеева стал оперой?

Я уже рассказал про нашу с Никитой группу. Постепенно из-за моей занятости в театре она распалась. Однако полученный опыт и треки, которые мы делали, оставались для нас значимыми. Мы хотели продолжать соавторство, но перевести его в другой формат. В работе над «Мамлеевым» всё сложилось: музыка Никиты передает атмосферу рассказов, склеивает сцены между собой и, по сути, служит проводником в мир писателя. 

В «Мамлееве» нет декораций, визуальная часть создается за счет костюмов, грима и света. Какие задачи ты ставил перед художниками? 

Со сценографом Катей Эрдэни и художником по свету Женей Киуру я выпускаю уже не первый спектакль, у нас налажен общий язык. Они вчитывались в рассказы, и мы вместе искали визуальное решение. При настолько насыщенном актерском и музыкальном существовании сценографическое излишество могло убить впечатление. Поэтому от декораций сразу решили отказаться, оставили только черный линолеум на полу. Большую роль у нас играют костюмы, они помогают проявить характер персонажа. Иногда костюм решал целую сцену: на репетициях текст не работал, потом Катя находила образ, и всё вставало на свои места. Так было с рассказом «Нежность»: мы его очень долго репетировали, и до последнего момента не было понимания, что с ним делать. Только когда София Петрова вышла в платье Сомнамбулы, все сложилось. То же и со светом: он дополняет, дорисовывает и разрешает многие проблемные ситуации. Чтобы отойти от бытового восприятия, мы использовали дым, который скрывает стены и размывает границы, помогая зрителю забыть, где он находится.

Над чем ты работаешь после выпуска «Мамлеева»? Где смотреть твои новые спектакли?

Осенью на большой сцене БДТ выйдет цикл постановок по «Маленьким трагедиям» Пушкина: я поставил «Каменного гостя», мой однокурсник Арсений Бехтерев — «Пир во время чумы», а Саша Толстошева, ученица Юрия Погребничко, — «Моцарта и Сальери». Еще несколько спектаклей находятся в процессе репетиций или разработки. Один из них — по сборнику сказок Александра Афанасьева — выйдет в марте в Новом пространстве Театра Наций.

Что еще лежит в твоем режиссерском портфеле?

Ничего не лежит. Выбирать сложно. Даже просто хлеб купить: какой? с семечками или бородинский? С пьесой еще сложнее, ведь нужно погрузиться в работу на полгода, вовлечь в нее постановочную команду, актеров. При этом я постоянно ищу особенности языка. Так прочел пьесу начала XX века, где у персонажей в конце реплик почти всегда стоит восклицательный знак. То есть они не разговаривают, а восклицают, — вот ход, с которым было бы интересно поработать.

Беседовала: Анна Юсина




Москва

Легкие шаги к здоровью: 4 совета остеопата для вашего ребенка


Все города России от А до Я

Загрузка...

Москва на Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Шоу капоэйра от спортивного клуба «Колибри» в ТРЦ «Нора»

Легкие шаги к здоровью: 4 совета остеопата для вашего ребенка

Советский боксер, мастер спорта СССР по боксу Юрий Гусаков в 1987 одержал сокрушительную победу на открытом чемпионате Республик Средней Азии, Казахстана и городов РСФСР в г. Фрунзе на турнире кл. «А»

KEY CAPITAL: Самые маленькие квартиры в РФ строят в Ленинградской области, а самые большие — в Чечне

Новости Москвы

Росгвардия обеспечила безопасность на Чемпионате России в Москве

Сотрудница филиала «Московский» компании «ЛокоТех-Сервис» отмечает 50 лет стажа на железной дороге

Около 100 участников фестиваля «Журавли Победы» выступили в Музее Победы в выходные

Миллион вместо колонии // Осуждены обвиняемые в попытке подкупа сотрудника ВТБ


Наташа Королева раскрыла правду о своей невестке

Еще 11 дворов благоустроили в Серпухове

Синоптик Позднякова: москвичей ждет шикарная погода на этой неделе

Первая госпитализация прошла в детском центре имени Рошаля в Подмосковье


Водителей начнут массово штрафовать за парковку во дворах. Их ждет неприятный сюрприз уже с 17 сентября

На месте долгостроя в Сокольниках откроется новый сетевой магазин

Вратарь «Ахмата»: «Обидный результат, мы вытащили игру с 0:2»

Сложная ситуация с локомотивными бригадами на сети: какой выход видят РЖД и сами работники?


Мэр Москвы Сергей Собянин
Москва

Собянин рассказал об участии инвесторов в развитии промышленной инфраструктуры Москвы


Частные объявления в Москве



Загрузка...
Персональные новости
Булат Окуджава

Хабенский заявил об актуальности песен Окуджавы



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Москва на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

«Довели до нервного срыва»: новая хозяйка картиры Долиной страдает от травли

Суд не стал рассматривать иск Анастасии Волочковой к Пенсионному фонду

Билан, Караулова, Джони. Кого из наставников «Голоса» больше любят дети?

Несостоявшийся дуэт финалиста шоу “Голос” Сергея АРУТЮНОВА и его наставника Басты. И почему АРУТЮНОВ только сейчас раскрыл, что на самом деле он является исполнителем хита “На Заре 2020”?


Федерация тенниса Казахстана «ушла в отказ» по Елене Рыбакиной

Теннисист Рублев снялся с турнира ATP-250 в Ханчжоу из-за болезни

Шарапова победила в опросе фанатов на включение в Международный зал теннисной славы

Блинкова и Шериф стали победительницами парного разряда турнира WTA-250 в Монастире


'Do you do that on purpose?' C-SPAN host busts GOP lawmaker for mispronouncing 'Kamala'

25 Undefeated Boxers Who Were DESTROYED! Shocking Knockouts You Won't Believe

Jocelyn Nungaray murder: Houston prosecutors seek ICE, CBP records on illegal accused of child killing

Comprehensive Auto Care at Tintex (Portsmouth): Expert Protection and Restoration