Российские мусульмане о никабе
Муфтий Москвы Ильдар хазрят Аляутдинов опубликовал в своем блоге в ТГ заявление по никабу, в котором есть ответ и на наши материалы по этой теме. Он заявил, что «раскрывая положение никаба в Исламе, я высказал не только свое личное мнение, а мнение ученых традиционного Ислама… В России – это ханафитский и шафиитский мазхабы. Еще раз напомню, позиции четырех мазхабов едины относительно законности использования никаба. Мнения ученых по данному вопросу варьируются от нейтральности до обязательности, но никто из них никогда не заявлял о нежелательности никаба и тем более о запрете его ношения».
Здесь Ильдар–хазрят не совсем прав: мнение большинства суннитских ученых сводится к тому, что никаб вообще не имеет никакого отношения к религии ислама и потому находится вне рамок шариата. Это просто народный обычай в ряде южных стран. Причем, у кочевых народов в пустыне никабом пользуются и мужчины, закрываясь от мелкого песка – туареги, например. Исламской этике этот обычай сам по себе не противоречит, он нейтрален, мубах.
Но мубах может быть использован и во благо, и во вред – это зависит от среды, практических сторон жизни и от целей. Сегодня во всем мире, и в мусульманских странах тоже, система общественной безопасности строится на необходимости идентифицировать личность человека – только так можно предупредить попадание террориста на самолет, поезд, в концертный зал, в супермаркет, где теракт приносит огромные жертвы и страдания.
В центральной России пустыни нет, горячий песок в лицо никому не летит: для чего тут плотно закрывать своей лицо, не давая возможности установить личность человека, идущего в места массового скопления людей? Правоохранительные органы будут на каждом шагу останавливать мусульманку в никабе, и возникнет необходимость ей все равно показать свое лицо, чтобы сличить ее с фото в паспорте. Иначе никуда не уехать, ни устроиться на учебу, работу и т.д.
Кроме того, в традициях мусульманских народов, живущих в России веками, традиции никаба не было. Мусульманки покрывали голову красивыми платками в соответствии с национальными традициями: татарскими, башкирскими, чеченскими, аварскими и т.д. Сегодня эти традиции нуждаются в сохранении, и если вместо этого вдруг безо всякой понятной причины пытаться навязать женщинам стиль одежды бедуинов, то это будет похоже скорее на попытку разрушения национальных традиций мусульманских народов в России, попытку подмены их какими–то инородными космополитическими символами.
Помимо этого, черные никабы зачастую используются во всем мире при совершении терактов, и у россиян, которые ранее никогда не видели своих сограждан–мусульманок в такой одежде, черный никаб вызывает подозрение в причастности мусульманок к международному терроризму, который ранее уже использовал этот символ. И это само по себе способствует росту напряженности в отношениях. – А кому от этого польза? Тем более, что это не религиозная одежда, а этническая традиция южных племен.
Поэтому большинство современных улемов говорят о практической нецелесообразности никаба. Богословски его никто не может запретить, как полосатые халаты в Средней Азии или арабские чалмы или афганские рубахи. Но современных условиях светского государства в больших городах искусственный перенос этого обычая народов пустыни в Центральную Россию ничего, кроме вреда самим же мусульманкам, принести не может. И во многих мусульманских странах никаб не разрешается улемами по этому практическому принципу: Не навреди! Принцип шариата: избегать большего вреда, но в данном случае вреда и греха от неношения никаба никому из мусульманок никогда не было и нет, зато его искусственное внедрение там, где его раньше не было, приносит очевидный вред и мусульманкам, и возможности проповеди ислама в обществе, и добрососедским отношениях с соотечественниками – последователями других религий.
«ДУМ РФ не пропагандирует ношение никаба и считает, что в современном обществе более правильным будет сделать выбор в пользу традиционного хиджаба, соответствующего требованиям Ислама. К примеру, моя жена и дочь никаб не носят», – пишет ладее Ильдар–хазрят. И в этом мы с ним согласны.
«Любому верующему тяжело принять факт запрета того, что не запретил Сам Всевышний». – Вот тут мы не можем согласиться с хазрятом. Речь идет не о богословском запрете какой–то национальной одежды, а об административном ограничении того, что препятствует установлению личности человека, чтобы была возможность выявить лиц, готовящих преступление, заранее и не допустить гибели людей. Религиозного значения никаб не имеет, поэтому это административное ограничение не ограничивает прав верующих, оно ограничивает всех людей только в одном: не позволяет скрывать свои лица.
«Все наши опасения, – говорит хазрят, – были выдвинуты с целью не допустить раскола в обществе и антироссийской пропаганды со стороны западных стран, особенно ввиду тенденции укрепления международных отношений со странами Востока». Да вот на Востоке–то улемы давно подняли вопрос об административном ограничении или запрете никабов, увязывая их ношение со стремлением подчеркнуть свою идейную общность с джихадистскими организациями. Поэтому мы предполагаем, что власти мусульманских стран скорее поддержат инициативу Фадеева, чем отстаивание позиций радикалов. Мы уже приводили цитаты больших ученых Ислама, опубликованных Домом фетв Египта в 2008 г. в книге «Никаб – это адат, а не шариат». И административных запретов на ношение никабов в арабских и в тюркских странах множество.
Посмотрим, что скажут наши более опытные муфтии.
Написал experov на experov.d3.ru / комментировать