«Белый рояль» – это наше общее детище
Известный в Абакане салонный молодежный театр монолога «Белый рояль» в этом году отмечает свой десятилетний юбилей. Первое представление «Размышления о…» состоялось 27 января 2010 года в Детской художественной школе им. Д.И. Каратанова на фоне картин, белоснежных античных статуй и белого рояля. От этого и произошло название театра.
Особенность постановок в том, что их всегда сопровождает живая музыка. Флейта, бубен, скрипка, даже чатхан – все эти инструменты в сочетании с пластикой движений и словом создают нечто уникальное, помогают по-новому посмотреть на известные классические произведения. В 2015 году театр выступил на праздновании 175-летнего юбилея П.И. Чайковского на его родине в городе Воткинск со спектаклем «Думы ангела» по детской поэзии композитора. Со сцены звучали произведения на русском и французском языках!
Сегодня, несмотря на все трудности, «Белый рояль» активно выступает на разных площадках Абакана, приобщает молодежь к искусству. Уже 10 лет – и всегда на безвозмездной основе! О том, как менялся театр благодаря молодым актерам, какие яркие звезды загорелись на его сцене, мы побеседовали с заслуженным артистом Российской Федерации и Хакасии, художественным руководителем театра Виктором ШЛЫКОМ.
– Виктор Федорович, расскажите, как вы набирали первых актеров в труппу театра?
– Тогда я работал в Институте искусств ХГУ, поэтому и первый актерский состав был чисто студенческим. Эти ребята хорошо работали с музыкой, хореографией, имели тягу к театру: Яна Влашинец, Лидия Куликова, Мария Волкова, Катя Тупикина, Евгений Беляйкин, Иван Подгорный, Байым-Сур Кыпчак-Тадыр, Марина Торопова из Минусинска, Александр Григорьев, Нина Тодыбаева, которая работала руководителем литературно-драматургической части в драмтеатре. Нашим первым концертмейстером стала Ольга Янковская, потом ее место заняла Ирина Колосова, которую можно назвать одним из «ветеранов» театра.
Для выступления в художественной школе подготовили спектакль «Размышления о…». Мы были в хороших отношениях с директором школы Александром Кобыльцовым, кроме имеющихся там белоснежных скульптур и того самого знаменитого белого рояля, заказали занавес, чтобы актерам было лучше выходить к зрителю… Название «Размышления о…», кстати, выбрано неслучайно. Актеры не стали ограничиваться какой-то одной тематикой, я вообще стараюсь отходить от этого, а выбрали монологи из разных классических произведений и на сцене размышляли кто о любви, кто о счастье и несчастье… Получился такой психологический анализ. Это было очень сложно для нас. Мало того, что нужно было подготовить монолог так, чтобы тронуть души зрителей, ребятам были необходимы азы сценического мастерства. Занимались артикуляцией, дикцией, логикой речи, актерским мастерством, готовили этюды – все для того, чтобы ребята поняли, что такое сцена.
– А вы работали со школьниками?
– Раньше нет, но сейчас среди учащихся интерес к «Белому роялю» возрос. Это подростки, которым тесно становится в школе, им хочется в полной мере реализовать свои творческие способности и амбиции. Кроме абаканцев, приезжают заниматься ребята из Черногорска, Минусинска, есть даже учитель начальных классов. Пусть она и медленно постигала тайны сценического мастерства, но в итоге подготовила замечательный монолог из Чеховского «Вишневого сада».
– С какими данными ребята приходят к вам?
– Бесталанных детей не бывает. Если есть склонность к музыке, то стараемся в спектаклях активно это использовать. В разных постановках звучали разные инструменты. Например, как сопровождение стихов Михаила Кильчичакова и хакасских сказов звучал чатхан. Также используем скрипку, ее можно услышать в монологе Ирины Колосовой «Нищая» П. Баранже. Она задает общий тон и ритм постановки. А в спектакле «Суд Париса» звучат настоящие флейты! Живое исполнение наполняет выступления какой-то особой энергетикой.
Иногда приходят ребята слишком зажатые или наоборот. Тут начинается долгий, сложный и кропотливый труд. В процессе работы над речью, над этюдами каждый из актеров постепенно раскрепощается. А театр этому очень хорошо способствует. Человек чувствует психологическую свободу. Театр помогает сконцентрироваться на чем-то одном и важном на настоящий момент.
«Звезды» же уверены, что делают все правильно, потому что их так научили в кружках на базе школ. Когда начинаешь делать замечания, появляется недоумение, а потом и недоверие.
– Что нового ваши актеры привнесли в театр?
– Прежде всего… себя (смеется). Дело в том, что за 10 лет существования театра ребята приходили, кто-то задерживался, кто-то уходил по разным причинам. Труппа меняется, некоторые спектакли, например «Думы ангела», сейчас приходится репетировать с новым составом. По сути, делать спектакль заново. Стабильно в труппе 10 актеров, но эта цифра в разные годы варьировалась. Каждый актер для меня – это событие. Благодаря их современным взглядам на жизнь, на какие-то вещи я сам меняюсь, учусь чему-то новому. Музыкальное сопровождение, декорации, костюмы – все это придумано и сделано самими актерами. Моя задача – только направлять, подсказывать. «Белый рояль» – это наше совместное детище.
Сейчас в труппе 8 постоянных актеров: Егор Десятников, он сейчас в театре директор-распорядитель, Виктория и Вероника Меткижековы, Артур Сотпа, который также занимается постановочно-хозяйственной частью, Илья Жумыкин отвечает за информационно-компьютерную службу, Анастасия Ганина, Ольга Черповодская и Ирина Колосова. Она, кроме того, что является концертмейстером, еще занимает должность заместителя по общим вопросам.
– Получается, ваши актеры еще выполняют и другие обязанности. А в чем эффективность такого распределения?
– В начале работы театра был только директор, потом цех расширился. А польза такого разделения труда во многом. Во-первых, ребята учатся не только выходить на сцену и играть, но и познают всю закулисную жизнь театра, варятся в ней, понимают, насколько это бывает непросто. И, во-вторых, такая работа учит владеть собой в любой ситуации.
– Виктор Федорович, кто-то из ваших ребят после «Белого рояля» продолжил идти по актерской стезе?
– Пробы были. Аня Назарова пробовала поступать в театральный вуз в Москве. Кстати, именно она помогала организовать выступление «Размышления о…» на Красной площади и сама принимала в нем участие. Также была у нас актриса Маргарита Куликова. В «Белом рояле» она не только читала замечательный монолог Заречной из пьесы «Чайка», но и была концертмейстером. Играла на фортепьяно. Насколько мне известно, она тоже пробовала поступать в театральное в Москве, но в итоге выучилась на журналиста в Томске. Однако ее любовь к театральному искусству не угасла. Маргарита сейчас планирует заявить о себе в театральных учебных заведениях за границей, в частности в Париже.
– В этом году театру исполняется 10 лет. Раскройте тайну, как будете отмечать юбилей?
– Актеры из самого первого состава предлагали провести юбилей на той самой сцене в художественной школе, но она слишком маленькая, и сейчас там идет ремонт. Хочется провести юбилей масштабно. Будем принимать особых гостей, приедут наши прежние актеры. Причем в качестве не просто гостей, а полноценных участников программы, которую мы назвали «Букет Рояля». Например, Сергей Гровер готовит на юбилей театра былину, сам изготовил костюм и реквизит…
Конечно, приглашаем прессу и наших друзей-актеров из драмтеатра. Ждем гостей в актовом зале Техникума коммунального хозяйства и сервиса 27 февраля, в 17 часов. Вход свободный.
– Какие у вас планы на будущее?
– Очень хочется возродить спектакль «Думы ангела», сейчас активно готовимся к поездке на юбилей Чайковского. В этом году будет 180 лет со дня его рождения. Как и в 2015 году, спектакль к этому мероприятию готовим на двух языках – на русском и на французском. Сейчас ребята активно занимаются изучением французского. В этом нам помогает руководитель литературно-драматургической части драмтеатра Мария Бекк.
– Спасибо огромное, Виктор Федорович, за беседу! Желаю вам и вашему театру новых свершений, интересных и ярких спектаклей, активных актеров и благодарных зрителей. С юбилеем, «Белый рояль»!
Беседовала Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото автора и из архива театра