Древняя страна Черкесия являлась конфедерацией княжеств и горских соприсяжных объединений
Черкесия состояла из более, чем десятка княжеств - Хатукай, Хамышей, Черченей, Темиргой, Бесленей, Татлостаней, Джиляхстаней, Большая Кабарда, Большой и Малый Жане, Хегайк, Махош, Адами. Часть этих княжеств могла дробиться на крупные феодальные владения, отличавшиеся стабильностью политического статуса. Такие владения могли принадлежать отдельным ветвям княжеских домов. Например, Алегукова Кабарда, Ходождукова Кабарда в XVII в. Крупные феодальные владения могли иметь во главе не только князя, но и первостепенного дворянина (тлекотлеша). Таким владением в XVII в. являлась так называемая Анзорова Кабарда, то есть полусамостоятельная часть Большой Кабарды, которая принадлежала фамилии тлекотлешей Анзоровых. Горные районы Западной Черкесии были поделены на три больших субэтнических области - Большой и Малый Шапсуг, Натухадж и Абдзах. В русской этнографической традиции эти названия передаются как Шапсугия, Натухай и Абадзехия соответственно. В рамках этих территорий существовали многочисленные феодальные владения князей (пши) и орков. Но их феодальные прерогативы на этих территориях были серьезно стеснены так называемыми соприсяжными братствами - политическими объединениями свободных горцев - мелких землевладельцев. Соприсяжные братства к началу XIX века подчинили своему влиянию аристократические фамилии - настолько, что последние на равных условиях вошли в состав соприсяжных объединений рядовых горцев.Несмотря на кажущуюся раздробленность, адыгская страна обладала внутренним структурным единством.Это единство осознавалось на протяжении всех веков существования адыг-ской страны. Человек Черкесии очень четко идентифицировал себя как житель страны - Черкесии. На родном языке он отвечал, что является адыгом, а представляясь за рубежом говорил, что он черкес, уроженец Черкесии. Существовало такое ментально-психологическое явление, как черкесский патриотизм и оно было одним из наиболее важных факторов, формирующих поведение масс адыгского народа на протяжении векового сопротивления агрессии царизма. На территории Натухая, Аба-дзехии, Шапсугии, Убыхии и Джигетии на протяжении Кавказской войны происходили общенациональные законодательные съезды, решения которых являлись обязательными для всех адыгов. Действовали суды присяжных, собирались общенациональные ополчения для проведения крупных скоординированных военных операций.Несмотря на стремительное сокращение территории независимой Черкесии, представители тех суб-этнических групп, которые продолжали сопротивление агрессии царизма, продолжили дело государственного строительства. В июне 1861 г. на съезде представителей абадзехов, шапсугов и убыхов был сформирован меджлис - высший законодательный орган Черкесии под наименованием Великого Свободного заседания. В источниках упоминается и несколько иное наименование этого органа - Великий Меджлис Вольности черкесов. Здание меджлиса располагалось в нижнем течении реки Сочи. Руководство Меджлиса, по сути являвшееся правительством Черкесии, состояло из 15 человек под председательством Хаджи Керендук Берзека. (Чирг А. Ю. Развитие общественно-политического строя адыгов Северо-Западного Кавказа (конец XVIII - 60-е гг. XIX в.). Майкоп, 2002. С. 167-168.). Черкесский меджлис развернул масштабную внешнеполитическую деятельность. В первую очередь, был выработан официальный меморандум, адресованный царю Александру II. Текст меморандума был вручен лидерами меджлиса царю во время приезда последнего в Черкесию в сентябре 1861 г. Были также приняты обращения к османскому и европейским правительствам. В Стамбул и Лондон были направлены специальные представители с целью заручиться дипломатической и военной поддержкой. Деятельность черкесского правительства получила всемерную поддержку со стороны общественных организаций солидарности с борющимся народом Черкесии - черкесских комитетов Стамбула и Лондона. Таким образом, если не де-юре, то де-факто Черкесия приобретала черты субъекта международного права. (Там же. С. 172.).