Добавить новость
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024
1
2
3
4
5
6
7 8
9
10 11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Заблудившаяся «телега»: как забытую на 100 лет выставку привезли в Москву

0 6732

Работы Кандинского, Родченко, Степановой, Удальцовой, Машкова представили в Музее русского импрессионизма.

Казалось бы: каких открытий можно ждать в XXI столетии, когда все уже изучено-переизучено, особенно если речь идет о событиях вековой давности. Однако Музей русского импрессионизма умеет удивлять. Месяц назад здесь завершился показ реконструкции экспозиции, изначально состоявшейся в Штатах в 1924 году: тогда на выставку-продажу отправили полторы тысячи работ наших художников. В России царили голод и смута, зато США казались отечественным мастерам настоящим Клондайком. Однако американцы отреагировали на русское искусство без восторга, финансового успеха не случилось, и большинство работ вернулись обратно. Собрать их заново в одном месте оказалось сложной задачей, и МРИ с этим достойно справился.

В этот раз музей показывает не свой, а сторонний проект, но с не менее захватывающей историей. Выставка «Авангард: на телеге в XXI век» (кураторы — Анна Шакина, Андрей Сарабьянов, Наталья Мюррей, Анастасия Винокурова) была представлена в прошлом году в екатеринбургском Ельцин Центре и в Вятском художественном музее в Кирове. А началось все в далеком 1996-м, когда Анна Шакина, тогда — младший научный сотрудник Вятского художественного музея — обнаружила, что к работе художника Василия Чекрыгина подклеен еще один лист. Бумажные листы разъединили, и перед глазами музейщиков предстала акварель Василия Кандинского. Это сенсационное открытие оказалось ниточкой, позволившей распутать клубок историй 1919—1921 годов. Ученые знали, что молодое советское государство — с целью просвещения — устраивало выставки современного искусства в крупных городах. Но вот про показы в небольших поселениях Вятской губернии совершенно забыли. Между тем, в 1920-м в Советске (бывшей слободе Кукарке) на первой передвижной выставке показали работы вятских художников. Через несколько месяцев там представили не только земляков, но и мастеров из Казани, где была сильная школа: можно вспомнить Николая Фешина, преподававшего в Казани до эмиграции, а также учившихся там Александра Родченко и Варвару Степанову. Наконец, третья выставка — включавшая работы Кандинского, Древина, Удальцовой, Родченко, Степановой, Александры Экстер — открылась осенью 1921 года. Затем ее на телеге — буквально! — перевезли в соседний Яранск, где она вызвала ажиотаж: показ посетили больше 2,5 тысячи человек — при населении в 6100 человек. По плану экспозицию собирались везти дальше, по городам и весям, — в Царево-Санчурск, Малмыж, Уржум, Нолинск, Вятку. Но тут началась осенняя распутица, затем — финансовые проблемы, и картины на долгие годы застряли в Яранске. Лишь в 1965 году часть работ передали Вятскому художественному музею: именно так туда попали три вещи Кандинского. Еще три (всего мастер дал на выставку шесть произведений) так и остались в Яранске. Теперь они, к радости зрителей, воссоединились на московской выставке.

Оглядываясь назад, поражаешься событиям тех лет. Страна захлебывалась в гражданской войне, свирепствовал голод, у крестьян отбирали «излишки», и люди, побросав скарб, бежали из деревень, а в спину им дышал сыпной тиф. И в этой кровавой каше кто-то умудрялся думать о выставках, о том, что народ необходимо просвещать с помощью искусства. Причем — современного! Однако выбор пал на радикально настроенных «левых» художников почти случайно. Изначально нарком просвещения Луначарский — умный, ловкий, благожелательный, но слабый и безвольный, как писал Александр Бенуа — думал опереться на «центристов»: мастеров объединения «Мир искусства». К концу 1910-х Бенуа со товарищи из возмутителей спокойствия превратились в почти классиков. Однако Александр Николаевич, как пишет в каталоге московской выставки искусствовед Наталья Мюррей, предложение отверг.

В итоге Луначарский обратился к «левым» художникам: отдел ИЗО Наркомпроса по его просьбе возглавил Давид Штеренберг, еще недавно живший в легендарной парижской коммуне «Улей» и общавшийся с Диего Риверой и Марком Шагалом. Так произошла «смычка» власти и представителей авангардного направления, позволившая последним внезапно оказаться у руля.

Эти несколько лет выдались весьма бурными. Именно в России открылся первый в мире музей современного искусства — получивший название Музея живописной культуры. Правда, просуществовал он лишь до 1924 года, а затем был реорганизован в филиал Третьяковской галереи. Волны прогресса докатились и до крошечных городков, однако не везде были встречены с восторгом. Например, работы Ольги Розановой, показанные в 1920-м на открытии музея в небольшом городке Слободской — тоже Вятской губернии (картины оттуда включены в московскую выставку) — критиковали от души. В записках современников есть любопытный эпизод: «Розанова писала голову человека, не стараясь изобразить черты его лица. Она хотела доказать, что голова человека похожа на шар, мускулы — на части машины. …ни плавных бровей, ни нежной улыбки, ничего того легкого, чем украшено человеческое лицо, не было в ее портрете, а какие-то машинные части.

Перед этим портретом и стояли слобожане в день открытия музея.

— Хоть бы что похожее на голову было, — возмущенно говорили они, тупо глядя на портрет и одновременно на раму. — Вот монашка Попова нарисовала — это похоже, сразу видно, что Попов. А тут трубу какую-то нарисовали.

Сергей Михайлович (С.М. Луппов, художник, основатель музея в Слободском. — Культура) старался спасти картины.

— Где, где глаз? — подозрительно спрашивал его посетитель.

— Глаз должен быть здесь, — говорил Сергей Михайлович и тыкал указкой.

— Ну хорошо, почему же у него этот глаз не указан?

— Это такое искусство.

— Так если искусство, ты и укажи этот глаз!»

В конце концов, советская власть сообразила, что с авангардными художниками ей не по пути. И хотя гайки окончательно закрутили лишь в 1930-е, пропаганду современного искусства свернули гораздо раньше. Выбор сделали в сторону более «традиционного» АХРРа (Ассоциации художников революционной России), наследовавшего передвижникам. Его представители создавали картины понятные, со смыслом, нередко — обличительные или наоборот — восхваляющие. Авангардистов поснимали с высоких постов, одни, как Кандинский, навсегда покинули Россию, другие — оказались в забвении, а многие — и в лагерях.

Эти смешения судеб показаны на московской выставке, состоящей из трех разделов: «Абстрактный метод», «Реалистическая традиция» и «Авангардный поиск». Помимо Кандинского здесь можно увидеть, например, Родченко: в частности, показана его работа из знаменитой серии «Черное на черном». Художник верил, что забил последний гвоздь в гроб традиционной живописи: создал, как писала его жена Варвара Степанова, «настоящую станковую картину, доведенную до последней точки». Представлены и прекрасные графические листы Варвары Бубновой — художницы, чья биография сама по себе стала произведением искусства. В 1920-е она уехала в Японию, где преподавала русский язык и воспитала не одно поколение русистов. А заодно учила рисовать маленькую Йоко Оно: сестра Бубновой Анна была замужем за Оно Сюнъити, зоологом и переводчиком русской литературы, а также — дядей Йоко. Впоследствии сестры вернулись в Советский Союз: не смогли справиться с тоской по родине. А вдова Джона Леннона уже в наши дни специально приезжала в Берново — имение, где бывал Пушкин и где провели детство сестры Бубновы.

Есть и по-настоящему трагические истории. На выставке показан «Большой мотив» казанского авангардиста Михаила Меркушева — со всполохами и пятнами краски, предвосхищающий эксперименты Джексона Поллока. Это единственная цветная вещь Меркушева — и одна из немногих его сохранившихся работ. Остальные были уничтожены, когда имя художника в 1930-е начали вымарывать из истории. В эти тяжелые годы некоторые — как Вера Вильковская, ученица Фешина — ушли во внутреннюю эмиграцию: художница писала портреты близких, а на хлеб зарабатывала уроками рисования и созданием анатомических муляжей. Другие же, например, Александр Древин — бывший руководитель Музея живописной культуры и преподаватель ВХУТЕМАСа — подверглись травле и впоследствии были расстреляны.

И чудо, что при таких обстоятельствах многие картины сохранились до наших дней. Правда, порой они требуют помощи — и немедленной. За несколько месяцев до открытия выставки Музей русского импрессионизма объявил краудфандинг на planeta.ru — чтобы отреставрировать двустороннюю работу Алексея Моргунова («Композиция», 1915—1916). Эта вещь не участвовала в передвижных выставках, но хранилась в фондах Слободского музея — и была в ужасном состоянии. В итоге удалось собрать более 980 тысяч рублей и спасти картину: теперь ее можно увидеть на выставке. Сам Моргунов был колоритнейшей фигурой — внебрачный сын художника Алексея Саврасова, водивший дружбу с арт-хулиганами Ларионовым и Малевичем и появлявшийся на публике с ложкой в петлице: эпатаж в духе желтой кофты Маяковского. Двустороннюю работу Моргунов, скорее всего, написал не от хорошей жизни: художники не всегда могли позволить себе такую роскошь, как лишний холст. Кстати, на выставке есть и другие подобные произведения. Одно из них создано Еленой Федоровой-Машковой, женой Ильи Машкова. Причем, изображение на обороте, по мнению Андрея Сарабьянова и Анны Шакиной, принадлежит кисти самого Машкова.

Показ в МРИ дополняет эксклюзив, который не видели екатеринбуржцы: произведения казанских художников, участвовавшие во второй и третьей передвижной выставках — в основном гравюры. А еще зрителям показали спецпроект «Искусство перевозки искусства»: если раньше шедевры громыхали на телегах, то теперь для перевозки используют машины с пневматическими подвесками, спасающими от тряски. И, конечно, особую упаковку: от скотча, не оставляющего следов, до всем известных «пупырок». Остается только подивиться тому, что работы художников-авангардистов, с которыми, мягко говоря, не церемонились, все-таки уцелели. И что ненасытный Молох XX века не сумел сожрать всех.

«Культура» поговорила с одним из кураторов выставки, искусствоведом, автором-составителем «Энциклопедии русского авангарда» Андреем Сарабьяновым.

— Этот проект появился благодаря удачной находке. Какова вероятность новых открытий?

— Мне кажется, все уже найдено. Правда, я так считал и раньше: думал, что уже изучил все наши музеи. При этом каждый раз, когда приезжаю в Вятский художественный музей, обязательно замечаю если не новые картины, то неожиданные аспекты, ракурсы. Наше с Анной Шакиной последнее открытие произошло во время показа выставки в Екатеринбурге. Мы поняли, что живопись на обороте одной из картин жены Машкова принадлежит самому Илье Машкову.

— То есть возможны, как минимум, атрибуционные находки. На выставке, например, есть работа неизвестного художника…

— Во всех музеях много неизвестных художников. И среди них, конечно, есть работы авангардного направления. Так что эта область ждет своих исследователей. А на нашей выставке присутствуют как известные имена, так и уникальные. Это авторы, чьи произведения существуют в одном-двух экземплярах. Например, Михаил Меркушев. Или малоизвестный художник Игорь Никитин, который тоже работал в Казани. Вообще на нынешней выставке серьезную роль играет именно Казань — как центр современного искусства. Именно там вокруг графического альманаха «Всадник» сложился особый круг художников, и возник независимый очаг авангарда.

— Картины третьей передвижной выставки надолго застряли в Яранске. Почему художники не попытались их вызволить?

— Известно, что казанцы смогли забрать свои работы. Вятские художники — тоже, а это, наверное, половина выставки. А что касается авторов вроде Родченко и Кандинского… Ну представьте: поедет ли Родченко в Яранск за своими картинами? Или Кандинский, который в 1921 году вообще отбыл за границу?

— Какие работы отдавали на передвижные выставки: хорошие или наоборот проходные?

— Тогда никто не халтурил. Ведь это искусство не покупали: художники создавали его для себя, по какому-то внутреннему желанию, вдохновению. И неважно — большая была картина или маленькая. Халтуры не существовало — в ней просто не было нужды. Сегодня, когда современное искусство продается за большие деньги, сложилась иная ситуация. А при советской власти эти работы покупали недолго, в 1919—1921 годах, а потом все закончилось. Их начали уничтожать.

— Мы знаем, что жители Вятской губернии не очень-то обрадовались, когда им привезли авангард…

— С одной стороны, можно оценить реакцию по количеству зрителей — их было много. С другой, известны, например, высказывания о музее в Слободском. Посетители говорили: «Фунт гвоздей дороже вашего художественного музея». Но, думаю, устроители выставок были к этому готовы. Они стремились просвещать публику. Не зря небольшие разделы в каталоге были посвящены тому, что такое абстрактное искусство.

— Где еще планируете показать выставку?

— Хотим направить телегу куда-нибудь в Европу. Конечно, обстоятельства сейчас непростые, но мы к этому готовы.

Фотографии: Софья Сандурская / АГН Москва.




Малмыж

Кировский боец СВО получил два ранения, но помог обезвредить врага


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Кировский боец СВО получил два ранения, но помог обезвредить врага

В Кировской области начинают работать пункты весового контроля

У жителей семи районов Кировской области перестанут показывать телевизоры

На дорогах Кировской области полноценно заработали «рамки» для большегрузов

Новости Кировской области

Freedom Holding Corp. увеличил выручку на 33% и купил SilkNetCom

YANDI.ga: Революция в коммуникации и Продвижении Музыкантов с использованием WEB3

Профессор криминологии Кустов: банда «Черные вдовы» оставила мало следов

На дорогах Кировской области полноценно заработали «рамки» для большегрузов


На дорогах Кировской области полноценно заработали «рамки» для большегрузов

В районах Кировской области начинается отопительный сезон

В Кировской области начинают работать пункты весового контроля

Педагоги из Кирово-Чепецка выиграли в грантовом конкурсе имени Зинаиды Субботиной


Улицу Заводскую ремонтируют в г. Сосновке Кировской области

Народный участковый. Алексей Боров - во втором туре

У жителей семи районов Кировской области перестанут показывать телевизоры

На дорогах Кировской области полноценно заработали «рамки» для большегрузов


Губернатор Кировской области Александр Соколов
Кировская область

Александр Соколов поздравил с профессиональным праздником сотрудников органов внутренних дел


Частные объявления в Малмыже



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Жанна Бичевская

«Счастья нет»: певица Жанна Бичевская заговорила о разочаровании в жизни



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Малмыж на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

В Мензелинской школе-интернате реализуют проект-победитель Фонда Президентских грантов

Контракт группы Nirvana с лейблом Virgin Music продадут на аукционе

Оркестр имени Лундстрема открыл фестиваль «Джаз в филармонии» в Калининграде

Шнуров — о мате: это часть большой культуры


Кудерметова в паре с Чжань Хаоцин вышли в полуфинал итогового турнира WTA

Денис Шаповалов стал чемпионом турнира ATP-250 в Белграде

Крейчикова прошла в полуфинал итогового турнира WTA, Швентек не вышла из группы

Теннисистка Пегула снялась с итогового турнира WTA, ее заменит Касаткина


Killer mom Susan Smith's parole bid inspires 360 correspondences—see how many favor her freedom

I grew my business to 7 figures after leaving Meta and Google. Here's the coffee chat formula that helped.

GREG GUTFELD: We may not get this country back on its feet tomorrow, but we're well on our way

UK will urge Trump administration not to curb free trade, Reeves says