«Сказа об Урале» в Челябинске могло бы и не появиться
Скульптор Виталий Зайков - автор знаковой для Челябинска скульптурной композиции «Сказ об Урале». Она уже много лет служит символом Челябинска и Южного Урала, монумент встречает приезжающих в Челябинск на Привокзальной площади. Без него уже трудно представить «интерьер города», но оказывается, путь скульптуры к зрителю был не простым. Монумент был открыт 6 ноября 1967 года. Идея создания композиции появилась благодаря сказам Павла Бажова. Речь в них идет об огромном великане, который носил гигантский пояс, в карманах у него были спрятаны несметные сокровища. Как известно, в переводе с башкирского языка «урал» означает «пояс». По легенде однажды великан снял пояс и положил его на землю. Так и появились Уральские горы. Но современники в образе, созданном Зайковым, увидели не только сказовую трактовку образа, но и то, что скульптор показывает Урал индустриальный. Вырубленная из гранита мощная мужская фигура - воплощение физической силы и творческой мощи уральских мастеров. В руках богатыря молот, говорящий о рабочих заслугах Южного Урала и его жителей. Надпись на постаменте: «Урал - опорный край державы, её добытчик и кузнец». Общая высота монумента 12 метров, в том числе фигура из камня - 8 м. Виталий Зайков родился на Урале в Свердловской области, более двадцати лет прожил в Челябинске, затем из-за состояния здоровья дочери семья переехала в Крым, где и живет, художнику в этом году исполнится 95 лет. Он стал почетным гражданином города Евпатории. 23 февраля в челябинском Музее искусств состоялся творческий вечер, посвященный скульптору. Его провел композитор и пианист, лауреат международных конкурсов Фёдор Бирючев, внук скульптора Зайкова. Федор рассказал много интересного из жизни своего деда, в том числе и о сложных страницах жизни в Челябинске. Так, «Сказ на Урале» мог бы и не воплотиться в жизнь в Челябинске. Молодого скульптора челябинская земля не сильно тогда приметила – здесь не было у него работы и не было мастерской. Он собрался уезжать, случайно увидел газету, в которой на видном месте встретил свою работу. Прочитал, что его студенческая композиция победила на Всесоюзном конкурсе. С газетой он пришел в Союз художников и в райисполком, там тоже на столах лежала эта газета. После публикации мастерскую молодому скульптору дали. Как-то мальчишки из нашего двора постучались в дверь «к скульптору». Он впустил ребят, так я оказался в мастерской Зайкова, это осталось в памяти о детских годах. Есть памятники Зайкова в Волгограде и в Крыму. Челябинцам и магнитогорцам его произведения хорошо известны –«Сказ об Урале» на Привокзальной площади города, а еще – памятник В.И. Ленину на площади Революции (в соавторстве с Л.Н. Головницким и Е.В. Александровым), символ города Магнитогорска – памятник «Первым комсомольцам-строителям Магнитки». Челябинский художник Геннадий Жихарев как-то побывал у скульптора-земляка в мастерской в Крыму в городе Евпатории, где он живет и работает с 1983 года. «На вопрос о том, как он относится к тому, что в городе Челябинске в какую-то зиму мы наблюдали очень сомнительное действо одержимых людей, больше похожее на «вероломное нападение», в результате которого «Сказ об Урале» превратился в деда Мороза, Виталий Семенович скромно, с оттенком обреченности ответил: «Ну что ж поделаешь. Видимо время сейчас такое». Его внук Федор впервые увидел «Сказ об Урале» в эти дни. «К сожалению, с трудом нашел на нем имя скульптора-создателя монумента. И не нашел вообще авторов памятника Ленину на площади Революции», - об этом Федор сказал на встрече в Музее искусств. Дед рассказывал Федору, что памятник Ленину в центре Челябинска стал первым в СССР памятником вождю мирового пролетариата, запечатлевший его в движении. Этим этот памятник уникален в мировой станковой лениниане. В Крыму заслуги скульптора с Урала были отмечены - он стал Почетным гражданином Евпатории.