Партийный бренд
Большую часть памятников В. И. Ленину составляли типовые монументы, созданные именитыми скульпторами.
Выпускали их большими сериями, и в результате сотни одинаковых Ильичей работы скульпторов В. В. Козлова, С. Д. Меркурова, Г. Д. Алексеева, В. Б. Пинчука появились в советских городах и весях.
Изготавливали серийных Ильичей из камня, бронзы, бетона, мраморной крошки. Материал свидетельствовал о статусе и административных возможностях заказчика. Например, республики и областные центры могли позволить себе "кафедральный" памятник, выполненный по оригинальному проекту, для чего ангажировали известных советских монументалистов. Материал соответствовал задаче - бронза или монолиты гранита. Областные города тоже "заказывали" каменный или бронзовый памятник, но тиражный. Нестатусные города и посёлки довольствовались серийным Ильичом. Как правило, "местночтимые" памятники Ленину делали из недолговечных материалов. Впрочем, бывало, что и в небольшом городке появлялась скульптура вождя, созданная по индивидуальному заказу. Всё зависело от предприимчивости и связей партийного и муниципального руководства: хороший памятник Ленину был дефицитом, и для того, чтобы раздобыть его, отправляли самых опытных снабженцев.
К чести Магнитогорска стоит отметить, что его Ильичи, несмотря на серийность, в большинстве своём выполнены качественно. Возможно, причина крылась в особом статусе Магнитки и отношении к ней областных и столичных чиновников.
Кстати, решение о серийном производстве памятников Ленину возникло не на пустом месте. В начале XX годов прошлого века вождя "лепили" предприимчивые нэпманы, кустари-одиночки и различные самородки пролетарского искусства: после смерти вождя торговля его образами, в том числе каменными и металлическими, оказалась очень прибыльной. О художественной стороне дела говорить не приходилось. Соратники Ленина отмечали, что большинство работ не имели даже малейшего сходства с оригиналом и зачастую выглядели карикатурно. Поэтому партийное руководство приняло решение взять изготовление памятников вождю под жёсткий контроль. Для этого была создана комиссия по увековечению памяти В. И. Ленина, в которую входили Ф. Э. Дзержинский, В. М. Молотов, А. С. Енукидзе, К. Е. Ворошилов. Критерий отбора был простой: похож - не похож.
К выбору места для будущего "капища" тоже подходили ответственно. В помощь архитекторам была подготовлена брошюра "О памятнике Ленину", в которой говорилось, что вождь должен занимать лучшее в городе место, которое не противоречит идеям ленинизма, то есть - площади возле фабрик, заводов или территория перед "величавыми по архитектуре зданиями коммунальных учреждений". В маленьких городках, деревнях и на станциях, где с величавостью были проблемы, фоном Ленину мог стать, к примеру, центральный сад. Но только новый, пролетарский.
В Магнитогорске для установки памятника Ленину был выбран один из главных городских проспектов - имени А. С. Пушкина. Трёхметровая бронзовая скульптура серийного производства стала подарком магнитогорцам к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Открытие памятника состоялось 7 ноября 1957 года. Фигура Ленина выполнена во весь рост и устремлена вперёд. Автором архитектурного решения стала Ирина Николаевна Рожкова, в 1954-1979 годах занимавшая должность главного архитектора Магнитогорска. Проект постамента разработали архитекторы Бондаренко и Пивнов. В 50-х годах левобережный Ленин считался центральным памятником города.
В советское время в Магнитогорске было немало ленинских мест: имя вождя носили ММК, главная площадь и главный проспект города. А его образ, воплощённый в металле и камне, украшал площади перед основными предприятиями и учреждениями Магнитки. К началу 80-х годов в городе было установлено восемь памятников В. И. Ленину.
Людям старшего поколения они по-прежнему говорят о многом, в частности о том, что предвидения Ильича сбылись: именно такими, как Магнитогорск, виделись ему в далёкие XX годы прошлого века города будущего.