Наш личный Новый год
Грушинский фестиваль порадовал долгожданными встречами и удивительными открытиями.
На Волге состоялся сорок шестой Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина (6+). Для меня он стал юбилейным - на Мастрюковскую поляну приехала в двадцатый раз. Повод для размышлений: что осталось прежним, а что стало другим за эти годы? Изменилось многое - и в первую очередь мы сами. А неизменно желание приезжать в любимые места к дорогим сердцу людям.
Добрый фестивальный дом
Каждый из фестивалей вспоминается как водоворот событий, начиная от погоды и заканчивая запавшей в душу песней. И среди значимых факторов, по которым оцениваешь степень удачности того или иного Грушинского, - твой родной лагерь, на несколько дней ставший домом. Второй год с друзьями-магнитогорцами приезжаю в дружный междугородний лагерь "Перевал". Внешне - стихийная вольница, где всё идёт своим чередом, будто само собой. А на самом деле для создания единого комфортного - и с точки зрения общения, и в бытовом плане - пространства понадобилась большая слаженная работа. Организовал её руководитель лагеря самарец Сергей Алёшин. Причём в лагере видим его не так часто - Серёга, с долей дружеской иронии, но и c неподдельным уважением именуемый в "Перевале" Вождём, входит в состав оргкомитета всей многотысячной Грушинки. На его плечах великое множество дел, от обыденно-рутинных до стратегически важных, к примеру, от закупки канцтоваров для пресс-центра до обеспечения качественного звука на фестивальных сценах. Благодаря ему и другим энтузиастам - его товарищам по организаторской команде, чьи имена не светятся в постфестивальных релизах, - Грушинский живёт и процветает.
Сергей мог бы, как важная персона, жить в комфортабельном домике с удобствами, но предпочитает палатку под огромными волжскими дубами, костёр, круг друзей. В лагере "Перевал" живут только хорошие люди. "Старичкам" рады, но и новички появляются. Елена Пушкарская и Герман Альпин из Москвы написали в тематической группе Грушинского фестивале в социальной сети "ВКонтакте", что едут впервые и ищут компанию. Так Лена с Германом оказались в "Перевале". Их дуэт "Бардо" успешно участвовал в конкурсе - на Грушинском с его острейшей конкуренцией и жёстким судейством считается успехом дойти до второго тура, - и кроме того, выступил на нескольких площадках. Ребята довольны - ведь они ехали прежде всего поделиться своим творчеством. "Когда пели, видели: люди подходят к сцене. Это грело душу", - говорят они. Не удивительно: искренние, добрые, светлые песни находят отклик в сердцах слушателей. О таких говорят: послушаешь - словно родниковой воды напьёшься. Надеюсь, этот первый Грушинский для замечательного дуэта "Бардо" станет стимулом приехать снова.
К слову, о соцсетях: чат "Перевала" "ВКонтакте" послужил не только для решения предфестивальных оргмоментов, но и для быстрой связи на фестивале. "Народ, шашлык уже жарится, подходите". "Картошка готова, кто голодный, идите в лагерь, пока горячая". Наконец, "Мы скоро выходим на Гору, присоединяйтесь!" Концерт на плавучей сцене-Гитаре, слушатели которого располагаются на огромном склоне грушинской Горы, проходит в ночь с субботы на воскресенье, участвуют в нём мэтры и лауреаты. Выйти на Гитару - огромная честь. Напомню: в прошлом году этой чести была удостоена наша землячка Варвара Луговская, ставшая лауреатом в номинации "Исполнитель".
Классики и современники
Помню времена, когда Грушинский был зеркалом бардовской жизни страны. Все знаменитости непременно сюда ехали. Сегодня ситуация изменилась, по крайней мере, я бы не стала судить о современной авторской песне только по составу почётных гостей фестиваля имени Валерия Грушина. И тем не менее знаковые фигуры присутствовали. Это классики жанра Александр Городницкий, Вадим Егоров, Олег Митяев, Алексей Иващенко, Валерий Боков, Дмитрий Бикчентаев и представители авторской песни новой волны Александр Щербина, Роман Филиппов, Ксения Полтева и Григорий Данской. Разумеется, список имён неполный.
В чести и лауреаты последних лет Павел Пиковский и группа "Мезозой". Любимы публикой зажигательный Ромарио - Роман Луговых - и саркастичный Василий Уриевский - на их выступлениях слушатели есть в любое время суток.
На Грушинском сформировалась традиция - приглашать звёзд сопредельных жанров и субкультур. Так, год назад на Мастрюках побывал Александр Розенбаум. На этот раз гости - проект "Частный случай" - Алексей Кортнев и Сергей Чекрыжов - тоже вызвали ажиотаж среди грушинцев. У главной сцены Грушинки, несмотря на палящее солнце, яблоку упасть было негде. Кортнев с Чекрыжовым выступили и на Гитаре. Гора светила им тысячами фонариков и буквально искупала в овациях. И пусть некоторые барды разобиделись на хит из кинофильма "День выборов" (16+) "Снежинка" - фестивальному братству не чужда самоирония, и Кортневу подпевали хором. Признаться, на этом фоне "реванш" Олега Митяева "Экология души" звучал бледновато. Впрочем, кто-то счёл это достойным ответом на "жестокие нападки на бардов". Воистину, сколько людей, столько и мнений.
Чем запомнился концерт на Горе, кроме выступлений мега-мэтров и просто мэтров? Впечатлил харьковчанин Дмитрий Дубров, ставший лауреатом с песней "Жена декабриста". Порадовалась за соседей - уфимскую группу "Санки", яркую и эксцентричную, которая также стала лауреатом Грушинского-2019. Кстати, дорогие читатели, не ради красного словца называю имена, наверняка известные немногим из вас. Мне хочется, чтобы на досуге вы полюбопытствовали и нашли песни этих чудесных авторов и коллективов в Интернете.
А вот следующее имя, возможно, покажется вам более знакомым. Уфимский бард Виктор Кузьменко много выступал на фестивалях авторской песни, проходящих на Южном Урале, и не раз бывал с концертами в Магнитогорске. В этом году Виктор приехал на Грушинский в качестве почётного гостя и члена жюри. Его песни находят отклик у слушателей разных поколений, а некоторые из них давно ушли в народ и живут отдельно от автора.
Грушинский калейдоскоп
Концерт на Горе - одно из центральных событий Грушинского, наряду с заключительным концертом, проходящим в воскресенье вечером на главной сцене. Но сколько интересного происходит на других фестивальных площадках! Онлайн-программа сцен здорово облегчала жизнь всем, кто в Сети, и их друзьям.
Камерная, уютная сцена "Пилигримы" традиционно приютила поэтический конкурс и литературные мастер-классы. Благо от "Пилигримов" недалеко до сцены "Междуречье" - после поэтических выступлений срывалась и бегом неслась туда на сольники Романа Филиппова, так уж оно совпадало.
- Рома, почему вижу тебя в основном в качестве аккомпаниатора других авторов, а тебя так мало?
- Знаешь, этого достаточно, не надо навязываться…
А между тем, Роман Филиппов обладает магическим воздействием на слушателя. Каждая его песня - чудо, которое происходит здесь и сейчас. Глубокие метафоричные тексты и виртуозное владение гитарой в сочетании с завораживающим голосом… На концерты таких авторов обычно не бежит фанатичная толпа, но у них свой круг преданных поклонников, достаточно широкий, ибо интеллектуалами и людьми с тонким вкусом бардовская среда не обделена.
Грушинский фестиваль хорош тем, что можно послушать как можно больше разных бардов, а можно прицельно ходить на выступления любимых авторов, одного концерта которых тебе слишком мало. Фестивальные сеты обычно длятся минут 20-30, так что несколько сетов как раз и тянут на аналог полновесного творческого вечера в концертном зале. Для меня в числе таких авторов - Александр Щербина. На этот раз он выступал с двумя гитаристами - признанным виртуозом Львом Кузнецовым и Егором Светловым, органично вписавшимся в команду.
Проект "Азия+" - сцена с собственным узнаваемым лицом, ориентированная на думающих людей, - умеет впечатлить неожиданными именами. Группа из Осташкова с пугающим, на первый взгляд, названием "Будущие покойники" произвела настоящий фурор. Найдите в Сети и послушайте обязательно! А ещё именно на "Азии+" я слушала потрясающую исполнительницу и автора песен Эльмиру Галееву. Соло-гитаристом выступил популярный блогер Слава Сэ, перемежавший песенные блоки своими увлекательными историями, в которых жизненная философия сочетается с искромётным юмором. Великой удачей было послушать Марию Махову из Иванова, автора пронзительно лиричных стихов и песен. Она приехала на Грушинку неожиданно - встретила её на тропинке и глазам своим поверить не могла.
Сцена "Время колокольчиков" представляла молодёжную музыку самого широкого формата. Запомнилась в хорошем смысле слова хулиганская девичья группа "Твоя дивизия", а кроме того, звучала кельтика, под которую в "зале" танцевали и по одиночке, и парами, и целыми хороводами. Слушатели были в восторге от скрипичных соло Александра Саввина и композиций группы "Тропы не врут", творящей в стиле "Hard Bard Band".
На сцене "Детская поющая республика" выступали и юные барды, и мэтры. Так, Алексею Иващенко помог исполнить один из его шлягеров ульяновский ансамбль "Витаминки" - ещё один лауреат этого Грушинского.
Особо хочется отметить сцену "Квартира" и её руководителя Ирину Мальцеву. Сколько здесь было разноплановых, но неизменно интересных сценических программ, а ещё - интеллектуальная игра, в которой команда нашего лагеря "Перевал" заняла второе место. Именно здесь, на "Квартире", состоялось закрытие фестиваля. Знаковую для Грушинки песню Андрея Козловского на стихи Виталия Калашникова "Гора, гори!" - "…чтобы встретить личный свой Новый год с праздничною ёлкой ночной Горы…" - хором исполняли музыканты, команда "Квартиры" и зрители, а огоньков светилось, пожалуй, не намного меньше, чем на Горе. Из телефона Ирины нам подпевал в микрофон автор - легендарный Андрей Козловский, который, надеюсь, почувствовал, как мы его любим и ждём.
Грушинский-2019 оставил приятное послевкусие. Мы ещё долго будем с него возвращаться - вспоминать, листать фотоальбомы и смотреть видеозаписи. Но не спешите убрать рюкзаки на дальнюю полку. Впереди - фестиваль "Калкан" (6+) на одноимённом озере недалеко от города Учалы. А значит, 26-28 июля вновь встретимся у фестивальных костров.