Коротыши с психологией победителя
Вслед за пластическим спектаклем "Снежная королева", входившим в репертуар драмтеатра имени А. С. Пушкина, вокально-хореографическая студия "Дети Магнитки" представила на суд зрителей мюзикл "Приключения коротышей".
Всё началось с мечты. Нет, не так: всё началось с характера руководителя "Детей Магнитки" Светланы Поповой, которая всё время к чему-то стремится и постоянно поднимает планку качества работы своей и своих воспитанников.
Пять лет назад они запели - в составе студии появились педагоги по вокалу Альбина Рыжкова и Андрей Евсиков, и студия стала вокально-хореографической. Потом была "Снежная королева", приведшая в восторг весь город - буквально. И было знакомство с Виталием Кошкиным - екатеринбургским режиссёром, поставившим для Магнитогорского драмтеатра два спектакля: "Белигрим-шоу. Подснежные чудеса", а потом, на волне любви зрителей к чудаковатым Белигримам - "Белигрим-шоу. Глобальное потепление".
- Увидел фотографии "Снежной королевы" в Интернете и поразился уровню работы коллектива Светланы Поповой, - рассказывал тогда Виталий Кошкин. - Подписался на группу "Дети Магнитки", а потом приехал с семьёй в Магнитогорск - специально на этот спектакль.
Так состоялось личное знакомство и озвучивание мечты Светланы Викторовны: сделать настоящий детский мюзикл - красивый, яркий, почти бродвейский. Добрая сказка в исполнении детей - актёров, которые поют, танцуют, а теперь ещё и играют на сцене, - от шести до двенадцати лет. Виталий Кошкин дал согласие - и, как в той пословице: сформулируй идею, и судьба начнёт посылать тебе способы её воплощения.
С автором пьесы Светлана Попова определилась сразу: им стал давний коллега Светланы Викторовны ещё по работе в Нижнем Тагиле Константин Попов, который сейчас живёт в Риге. Специально для "Детей Магнитки" он придумал сюжет, написал стихи - современным языком, понятным и интересным детям. Композитора в коллектив "привёл" Виталий Кошкин, имеющий огромный опыт работы с музыкальными шоу.
- Позвонил товарищу: "Ставим музыкальный спектакль для детей, есть на примете композитор?" - рассказывает Виталий Александрович. - Слышу в ответ: "Как раз сидит передо мной - передаю трубку" - в это время у того в гостях был петербургский композитор Николай Романов. Знаете, в чём юмор? Жена Николая - из Магнитогорска. Так что притягиваются магнитики (смеётся).
За художественную часть спектакля взяться предложили главному художнику театра имени А. С. Пушкина Алексею Вотякову - с ним "Дети Магнитки" сотрудничали в "Снежной королеве". Таким убойным коллективом и приступили к работе - в мае прошлого года. Светлана Попова признаётся: дети были готовы на всё - труднее было убедить педагогов, что всё получится: боялись, что вокальные партии слишком сложны для детей, что слишком мало опыта для сценического мастерства. Помог Виталий Кошкин: имея огромный постановочный опыт, приезжая в Магнитогорск, он буквально давал мастер-классы не вокального, а именно актёрского исполнения песенных номеров. Хореографию, как и организационные дела, вела Светлана Попова - несмотря на то, что никто не отменял повседневную деятельность огромной семьи "Детей Магнитки" численностью в более чем триста воспитанников. Поездки на фестивали, подготовка новых номеров, участие в проекте Илзе Лиепа - пластическом спектакле балерины, участниками которого стали и "Дети Магнитки", премьера его состоялась 23 апреля на сцене Малого академического театра в Москве.
Одновременно шла подготовка к большому отчётному концерту, которые Светлана Попова с командой устраивают ежегодно во Дворце Серго Орджоникидзе - с выпускным балом тех, кто заканчивает студию "Дети Магнитки". В этом году 12 выпускников - экспериментальная группа, специальный танцевальный класс из участников студии "Дети Магнитки", организованный на базе средней школы № 12. Первый учитель Марина Ильинична, поздравляя выпускников с получением хореографического аттестата, не скрывает слёз: ребята были звёздочками не только в студии, но и в школе - без них не обходилось ни одно мероприятие.
Итак, первое действие - отчётный концерт, собранный из номеров - победителей танцевальных конкурсов и фестивалей города, области, страны и мира. Мудрствовать с конферансом не стали: один танец перетекал в другой, одна эмоция в другую, светотехника Дворца имени Серго Орджоникидзе в буквальном смысле высвечивала настроение. А я поражалась, как точно умеет Светлана Попова подобрать музыку к каждому номеру - что называется, в самое "яблочко".
Но наступает момент прощания с выпускниками, которые в этом году на удивление стойки, обычно слёзы льются рекой и на сцене, и в зале.
- В марте прошлого года у меня была уникальная возможность посмотреть, как дети выступают на международных соревнованиях в Питере, - рассказывает одна мамочка. - Они очень волновались, их руки дрожали - но они были лучшими и "взяли" всё, что могли. Но речь не о том. Был сложный перелёт, уставшие, мы стояли в переполненном душном зале аэропорта, нервы на пределе - и вдруг слышу разговор двух наших детей: "Сударь, как прошёл ваш полёт?" - спросила Даша Серёжу. "Прекрасно, сударыня", - ответил Серёжа. И за эти "сударь" и "сударыня" вам отдельное спасибо, Светлана Викторовна.
Наконец второе отделение - детский музыкальный спектакль. Как охарактеризовали его сами участники: путешествие с интересными встречами, небольшими опасностями, хорошим смыслом и добрым финалом. Сказочные коротыши живут на поляне одуванов. Когда одуваны отцвели, они решили прокатиться на одуваньих пушинках - и были унесены ветром. Сюжет построен на возвращении коротышей к своей поляне. По пути они встречают и Коряжных Страшил, которые при общении с улыбчивыми коротышами становятся добрыми лесными обитателями, и Болотного Обманщика, которому скрашивают одиночество и дарят немного радости, и тётушку Улиту с улитятами, которым помогают сварить варенье, и тритона Петю, мечтающего о славе певца. В ответ на добро коротышей все помогают им найти свою поляну - и вот они вернулись домой, обзаведясь новыми друзьями. Красочное шоу с яркими костюмами, великолепной постановкой, песнями и танцами никого не оставило равнодушным, зрители хлопали и кричали браво, и лишь Светлана Попова с командой знали, чего стоил им успех.
Двести костюмов, ткани для которых закупались в других городах. Такова уж специфика небольшого Магнитогорска, где ткани - малый бизнес, и для масштабной постановки приходится пользоваться услугами более крупных городов. Тот же трёхколёсный велосипед тётушки Улиты пришлось заказывать аж в Ижевске. А декорации, которые негде хранить, были привезены родителями юных актёров на машинах прямо перед концертом? А микрофоны, которыми надо было снабдить 15 маленьких певцов, и которых в студии "Дети Магнитки" пока просто нет?
- Огромное спасибо концертному объединению, которое по-дружески предоставило нам четыре микрофона, - говорит Светлана Попова. - Ещё пять взяли в аренду у Дворца Орджоникидзе, остальные буквально приносили из дома. Пришлось песни, вопреки режиссёрскому замыслу, исполнять под фонограмму. Могу сказать, что живьём они звучат гораздо лучше - атмосфера, настрой деток дают лучший заряд.
Теперь "Дети Магнитки" подали участие на получение президентского гранта. Если получат - сразу обзаведутся микрофонами, поскольку от постановки мюзиклов студия теперь не откажется. Светлана Попова, вынеся на своих хрупких плечах такую махину, улыбается: "Всё только начинается". Воистину: психология победителя, присущая ей самой и внушаемая её ученикам, творит чудеса.