Пространство жизни и смерти
Наталия Лосева. Три дня до Нового года. Предисловие проф. С.Ю. Николаева, иллюстрации Е.В. Виноградова. – Тверь: Издательство Тверского госуниверситета, 2021. – 127 с.
Повесть Наталии Лосевой «Три дня до Нового года» возвращает читателя в прошлое, заставляет задуматься о сложных вопросах бытия. Это книга, которая показывает, что выдержать все испытания помогут человеку только вера, надежда и любовь.
Пространство текста открывается точным определением времени: «До Нового года оставалось три дня. Это был необычный год – 2000-й». Автор говорит о времени как периоде перемен, ожиданий. Упоминаются 90-е, но точкой отсчёта является 1986-й. Новый год в тексте не просто время. Он символизирует в произведении границу между жизнью и смертью, верой и безверием, поэтому время в тексте воспринимается как бытовое, историческое и бытийное.
Пространство, в котором разворачивается действие повести, – больница. Она для героев становится своеобразной моделью мира. Это пространство, в котором человек переосмысливает свою жизнь. Здесь неожиданно оказываются разные люди. Именно в этом помещении с решётками на окнах Надежда знакомится с Леркой. Героиня напоминает Надежде её умершего сына. В это мгновение точкой отсчёта снова становится для неё роковой день чернобыльской трагедии: «Значит, родилась (Лерка) до Чернобыля <…> Повезло». Сильное впечатление производит, что девочка, «крошечная, как общипанный воробей», детдомовская, и отбывала она срок во взрослой колонии.
Бесчеловечно проявляет себя надзирательница Лариса, у которой нет представления о милосердии, сострадании и совести. У неё изуродованная душа. Для неё люди – животные. И Лерка тоже.
Размышления о надзирательнице возвращают Надежду в прошлое, которое осмысливается через деформированное пространство: общежитие, завод, больничный двор, заводской сквер. Символичен образ замкнутого железобетонного круга больницы, из которого невозможно выбраться. Вначале этот круг воспринимался по-особому, была уверенность в будущем: «Казалось, всё впереди, всё ещё будет».
Потом появляется новая модель мира, в которой всё продается и покупается, уничтожается живое: «Территорию отдали за большие деньги какой-то фирме, и та вырубила сосны, поставила офис, а землю закатала в асфальт». В этом железобетонном капкане для многих исчезло такое понятие, как человеколюбие. И если раньше, после одной из страшнейших войн в истории человечества, люди верили, что создадут счастливое, справедливое общество, то после Чернобыля всё изменилось, иным стал ход истории.
Тем не менее конец повести оптимистичен: в новогоднюю ночь Надежда встречается с любимым человеком, от которого давно не было известий. Это делает героиню по-настоящему счастливой. Её ожидает новая жизнь, появление на свет дочери, которую она решает назвать Верой. И это символично.
Ольга Ланская,
кандидат филологических наук, г. Липецк