Дело Нацмузея: у ФСБ и УБЭП появились вопросы к Гульчачак Назиповой
По версии силовиков, часть денег на грандиозную выставку к 100-летию ТАССР банально распилили. Идут обыски, задержан бывший главный художник
Экономическая полиция и ФСБ проверяют выставку «История Татарстана с древнейших времен и до начала наших дней». Ее открыли в День республики, приурочили к 100-летию ТАССР, на организацию кабмин выделил 51 млн рублей. Однако цена, уверены органы, необоснованно завышена, часть денег получили фиктивные подрядчики, а цена, к примеру, татарских изб завышена вдвое. По данным источников «БИЗНЕС Online», бывшего гендиректора, именитую Гульчачак Назипову, доставляли на многочасовой допрос.
ГОРДОСТЬ МУЗЕЯ
Выставка «История Татарстана с древнейших времен и до наших дней» открылась в музее в День республики, 30 августа 2020 года. Сейчас это часть постоянной экспозиции музея. Ее приурочили не только к 100-летию ТАССР, но и 125-летию со дня основания самого Нацмузея РТ.
На 3 тыс. кв. м рассказывается о древнем и средневековом периодах истории Татарстана, Казанском крае в XVI–XVIII и Казанской губернии в XIX – начале XX века, а также о республике в советское время и современности. В числе самых ценных экспонатов — зооморфная секира VI–IV веков до н. э., замо́к Абу-Бекра 1146–1147 годов, карета Екатерины II, трактор «Фордзон-Путиловец», самолет У-2… И даже концертные костюмы Ильгама Шакирова и Альфии Авзаловой.
«Открытие постоянной экспозиции главного музея Татарстана — это грандиозное событие в жизни не только республики, но и России», — так описывали значимость выставки в самом музее. Но самыми внимательными ее посетителями, похоже, оказались оперативники ФСБ и управления экономической безопасности МВД по РТ.
Куда копали силовики
Кабмин РТ выделил на создание выставки 50,5 млн рублей, которые в 2019 году через минкульт в виде субсидии перечислили Нацмузею РТ. Тогда же учреждение провело открытый конкурс, чтобы определить подрядчика выставки, которым стало ООО «Волга СТ». В декабре того же года с ним заключили контракт на 28,2 млн рублей. Договор подразумевал, что выставка будет финансироваться в три этапа: первый (на 7,89 млн рублей) — был исполнен уже на следующий день после подписания контракта, второй (на 13 млн рублей) — в марте 2020-го.
Работы принимали сотрудники музея — на актах приемки, по информации наших источников, стоят несколько подписей — ключевая принадлежит теперь уже бывшему гендиректору Гульчачак Назиповой, она покинула пост в октябре 2020-го, после 14 лет руководства нацмузеем. Также работы принимал главный художник нацмузея Тимур Матвеев.
Третий этап создания выставки, по словам наших собеседников, почему-то выпал из внимания музейных работников: его срок истек еще в августе 2020-го, но оставшиеся деньги (порядка 7,2 млн рублей) так и не были освоены. Это подтвердила и внеплановая проверка Счетной палаты, которая прошла в музее в начале июня прошлого года.
Когда сотрудники УБЭП начали проверять контракт, закрались подозрения, что ООО «Волга СТ» фактически в создании экспозиции вообще не участвовало. Более того, фирма никак не связана с искусством: основной вид ее деятельности — оптовая торговля машинами и оборудованием. По версии следствия, выставку организовали силами двух других компаний — «Аяз плюс» и «Дисплей Арт». Близкие к расследованию собеседники нашего издания добавляют, что и начальную цену контракта в 28 млн рублей получили, исходя из коммерческих предложений этих фирм.
Кто стоит за этими фирмами? Силовики пришли к выводу, что главный художник музея Матвеев. Оказалось, что спектр его обязанностей в учреждении очень широкий — помимо приемки работ, он входил в состав комиссии, которая выбирала подрядчиков.
Еще в июне 2020 года силовики наведались в музей с экспертом-оценщиком. Тот обнаружил многочисленные нарушения техзадания и вынес вердикт: в музее отсутствуют материальные ценности почти на 2 млн рублей (то есть некоторые части будущей экспозиции, которые должны были быть поставлены по контракту). Однако по данным материалам дело возбудить не удалось, следствие не усмотрело состава преступления.
Как «пилили» татарские избы
И тогда силовики зашли с другой стороны: внимательно пригляделись к части бюджета, которая распределялась без конкурса. Так было распределено 10 млн рублей. 5 из них достались двум фирмам — ООО «Мак Ойл Групп» и ООО «Галка». Выбраны они были как «единственные поставщики услуг». Они должны были предоставить на выставку 14 масштабных экспонатов — это, например, татарские избы разных эпох.
Как показало движение средств, рассказывает наш собеседник, деньги на выполнение этих работ в итоге получили уже знакомые нам «Аяз Плюс», «Дисплей Арт», а также ИП Матвеев и некий ИП Жуков. После чего была проведена еще одна экспертиза, которая выявила завышение стоимости работ более чем на 2,5 млн рублей. Ровно в половину сметы эксперты оценили те самые 14 экспонатов. Как это произошло? Дело в том, что, уверены силовики, вместо новых экспонатов на выставку привезли ранее использованные бутафорские предметы, которые собирали для различных выставок и представлений в 2013–2015 годах. Источники нашего издания утверждают, что размер ущерба — лишь первый этап расследования. Дескать, следствие может раскрутить дело до куда больших сумм, вопрос лишь в сроках экспертизы — она крайне трудоемка, а еще далеко недешевая.
Дело по статье 159 УК РФ (мошенничество) возбудили только в январе этого года, а рано утром 2 февраля следственно-оперативная группа провела сразу 12 обысков по адресам фигурантов дела. По данным источников, из своего дома на допрос был доставлен главный художник нацмузея Матвеев. Сейчас он в статусе подозреваемого находится в изоляторе временного содержания. Из частного дома в Лаишево доставлена была на допрос и сама Гульчачак Рахимзянова. Однако после длительной беседы со следователем отпущена на свободу в статусе свидетеля. Связаться с ней и получить комментарий не удалось, на сообщения Назипова не ответила.
ПОЧЕМУ НАЗИПОВА УШЛА ИЗ НАЦМУЗЕЯ?
10 февраля Гульчачак Назиповой исполняется 60 лет. Она выпускница КГУ по специальности «историк», доктор исторических наук (2009). Фактически всю сознательную жизнь, с середины 1980-х, работала в структуре нацмузея РТ, который до 2001 года назывался Государственным объединенным музеем ТАССР. 14 последних лет, до 15 октября 2020 года, она была гендиректором Национального музея Республики Татарстан.
«Национальный музей Республики Татарстан никогда и ни в чем не отставал от других музеев! Более того, он находится в авангарде музейного дела не только в нашей республике, но и в стране!.. только за последние пять лет мы реконструировали здания и построили новые современнейшие экспозиции музеев — филиалов НМРТ: Дом-музей Ленина, музей Боратынского, музей Горького и Шаляпина, Литературный музей Тукая, Дом татарской книги с мемориальной квартирой Камала!» — так сама Назипова комментировала итоги своей работы во главе музейной мини-империи, включающей 12 филиалов.
Тем не менее, в конце прошлого года министерство культуры Татарстана решило не продлевать с ней контракт, и сегодня экс-руководитель нацмузея РТ трудится в Казанском государственном институте культуры в качестве профессора кафедры музеологии, культурологии и искусствоведения.
Что касается причин, по которым республиканский минкульт решил расстаться с Назиповой, то их наши источники называют, как минимум, две.
Во-первых, опытному музейному работнику было трудно перестроить работу своего учреждения на новые экономические рельсы. Нацмузей РТ здорово отставал от своих коллег из музея-заповедника «Казанский Кремль» и ГМИИ РТ в части громких выставок, а также внебюджетных доходов. «БИЗНЕС Online» уже писал, что новым гендиректором учреждения может стать нынешний и. о. Алиса Вяткина, некогда арт-директор культового клуба «Желтая кофта». С ней во главе нацмузей РТ показал очень неплохие цифры доходов в минувшие новогодние праздники.
Во-вторых, в последнее время довольно регулярно ходили слухи об интересе к хозяйству Назиповой со стороны правоохранителей. В частности, Счетная палата РТ в период с 2017 по 2019 год насчитала в нацмузее нарушений на 47 млн рублей при освоении бюджетных средств, выделенных на реализацию программы «Развитие музейного дела на 2014–2020 годы».
Два «дисплей арта» и одна «Волга СТ»
Основной фигурант криминальной истории Тимур Матвеев трудится главным художником музея как минимум с 2010 года — более ранних упоминаний в открытых источниках о нем найти не удалось. В 2012 году его имя внесли в почетную книгу дарителей музея — он передал в коллекцию патефон 1930-1950-годов. А в 2019 году Матвеев в составе татарстанской делегации, которую возглавлял заместитель председателя правительства РТ Василь Шайхразиев, ездил в Бухару на мероприятия в честь 200-летия Шигабутдина Марджани.
По данным сервиса «Контур.Фокус», с 2009 года Матвеев является учредителем фирмы «Дисплей Арт». Официально в ней работают два человека, директором выступает некий Анвар Измайлов. Он же, Измайлов, числится руководителем ООО «Дисплей-Арт» — фирма с одноименным названием, но небольшой разницей в написании, расположена по одному адресу с первой организацией. Она была создана в 2017 году, и Матвеев также входил в число ее учредителей, но спустя полгода продал свою долю в компании Измайлову. Обе фирмы ведут деятельность как рекламные агентства.
Выручка «Дисплей Арт» в 2019 году (более свежих данных нет) составила 826 тыс. рублей, при этом компания получила чистый убыток в 1,2 млн рублей (против прибыли в 1,3 млн и 1,1 млн в 2017-18 годах). По данным «Контур.Фокуса», с 2013 по 2017 годы фирма участвовала в 14 открытых конкурсах, из которых выиграла восемь — с ней были заключены госконтракты на общую сумму 18 млн рублей. В числе заказчиков — башкирская госфилармония, Дом дружбы народов и музей боевой славы Башкортостана, КФУ, Болгарский музей-заповедник, музей-заповедник «Казанский Кремль» и Татгосфилармония имени Тукая.
С 2018 года активным участником конкурсов стал «близнец» фирмы — «Дисплей-Арт». В частности, компания выиграла госконтракт на 8 млн на создание экспозиции музея истории старообрядчества Казани (по заказу федерального Минкульта), также с ней заключали контракты музей Новосибирска, музей истории Уфы, нацмузей Башкортостана, МБУ «Централизованная система библиотечного и архивного дела Шумерлинского района» Чувашии. Последний контракт с фирмой был подписан в конце декабря 2020 года на благоустройство улицы в одном из поселков Самарской области. Сумма всех контрактов за два года, по данным «Котур.Фокус», составила 40 млн рублей. Выручка компании по итогам 2019-го — 29,3 млн рублей, чистая прибыль — 325 тыс. рублей.
У фирмы «Дислпей-Арт» есть сайт, на котором сказано, что компания создана в 2009 году Также отмечается: «Значительную часть времени мы посвятили себя созданию и обновлению музейных экспозиций от дизайн-проекта до реализации. Также мы организуем выставки: монтируем экспонаты, поставляем выставочное оборудование, разрабатываем сопровождающую полиграфию».
На сайте представлено множество выполненных проектов: в 2020 году — несколько библиотек в разных городах России (например, Ставрополь). В более ранние периоды было несколько проектов в Татарстане: Музей истории татарской литературы, музей Альфии Авзаловой, Маппинг-шоу WorldSkills 2019 (было показано на стенах Казанского кремля), экспозиции музеев Кировского и Московского районов Казани, а также музеи различных предприятий столицы РТ. Согласно сайту, с 2009 года компания выполнила не менее 45 проектов.
В нескольких конкурсах, наряду с обоими «дисплей артами» участвовало и ООО «Аяз групп», которое также принимало участие в выполнении контракта для экспозиции Нацмузея РТ. По данным «Контур.Фокус», эта фирма была создана в 2015 году, расположена она на улице Декабристов в Казани. Среди сотрудников значится только один человек — директор и учредитель Роман Таратутин. Основной вид деятельности компании — оптовая торговля, прибыль на конец 2019 года — 207 тыс. рублей при выручке в 12,3 млн рублей. В 2016–2017 годах «Аяз групп» выиграла несколько конкурсов, объявленных минкультом РТ, а также музеем «Казанский Кремль». Общая сумма заключенных с ним контрактов за два года — 2,7 млн рублей, в том числе, например, на оформление выставки «Под прозрачным льдом глазури. Фарфор Петербурга» в центре «Эрмитаж- Казань».
ООО «Волга СТ», которая стала, по версии ГСУ и УБЭП, формальным исполнителем самого крупного «выставочного» контракта, зарегистрирована на Бутлерова, 30 — по одному адресу с ним расположен институт археологии АН РТ. образовалась компания в 2012 году, числятся в ней два сотрудника. Директор — Григорий Нилов, он же один из учредителей, имеет равную долю в компании с Дмитрием Ниловым. С 2016 по 2019 годы фирма показывала нулевую отчетность, при этом активно участвовала в госзакупках и даже выигрывала конкурсы. В 2016-м, например, выиграла конкурс на поставку автомасел для нужд ГУП «Таттехмедфарм» на 2,2 млн рублей, а в 2017-м — на поставку автомобилей «Газель НЕКСТ» также для нужд ГУПа на 5,9 млн рублей. В том же году «Волга СТ» победило в конкурсе на приобретение предметов декоративно-прикладного искусства и редких книг для Болгарского музея-заповедника, а в 2018 году — на создание экспозиции литературного музея Г. Тукая (на 16,9 млн рублей). Последний контракт с фирмой как раз был заключен от имени Нацмузея РТ на 28,2 млн рублей. Единственным конкурентом «Волга СТ» в этом конкурсе было уже вышеупомянутое «Аяз плюс».