Священник мне не нравится…
Порой при ответе на вопрос, почему он редко ходит в храм, человек отвечает, что ему не нравится служащий там священник. Причем причины могут быть самые разные – от достаточно серьезных до «стилистического несоответствия». И если в городах много храмов, а значит, там всегда есть выбор, куда пойти, то в сельских приходах выбора зачастую просто нет. Что же делать, если отношения и общение с батюшкой, что называется, не сложились? Не игнорировать же богослужения и свой приход? Отвечает клирик Иоанно-Кронштадтского храма Рязани священник Даниил Маслов.
В этот момент мне припомнился эпизод из переписки святителя Феофана Затворника с разными лицами, где речь шла о сменившемся на приходе священнике. Ситуация в корне своём похожая. И тут нужно пояснение.
Дело в том, что до революции каждый прихожанин был приписан к определенному приходу по территориальному принципу, подобно тому, как мы сейчас в зависимости от адресов прописки приписываемся к соответствующим поликлиникам. То есть если ты был приписан к Никольскому храму на соседней улице, то не имел права идти в Вознесенский, который находился через два квартала оттуда. И ничего не поделаешь – такова была дореволюционная данность.
И смена священника в храме иногда была большим потрясением, особенно если новый священник не особенно-то радеет о своём служении.
«Был у нас хороший священник, – начинается жалоба к святителю, – но переведен в другой приход. На его место поступил другой, от которого скорбь на душе. В службе небрежен и скор, разговоры, когда случатся, ведет все о пустяках; о деле же Божием, если и заговорит, то все с какими-то ограничениями и урезаниями строгой истины. Как избавиться от такого соблазна?»
Первая часть ответа святителя Феофана довольно жесткая, её суть в том, что нельзя ни в коем случае поддаваться соблазну осуждать священника и нужно обязательно всмотреться в своё духовное состояние.
А вторую часть хочется процитировать:
«Затем молитесь всеусердно, чтоб Господь исправил священника. И Он исправит. Только молитесь как следует. Господь сказал, что если двое совещаются о некоей вещи и станут молиться, то будет им по прошению их (Мф. 18. 19).
Так вот соберитесь все благомыслящие прихожане и положите молиться о священнике; к молитве присоедините пост и усугубите милостыню; и делайте это не день, не два, а недели, месяцы, год. Трудите и томите себя всесокрушенно, пока не изменится священник. И изменится; будьте уверены, что изменится…
Если же вы так, мимоходом только, будете иногда дома или в церкви, или при разговоре говорить: "Дай-то ему, Господи, стать хорошим", – то какого плода ожидать от такой молитвы? Да это и не молитва, а простые слова».
Там есть ещё один совет святителя, но он сам предупреждает, что это сработает только при очень определенных условиях. Если этих условий не будет, можно сделать только хуже, причём намного.
И в конце письма улыбнула вот эта приписка: «Больше этого я вам ничего не скажу; разве еще – терпите. Есть еще законные способы; но те не по моей части, и я умолчу о них». Понятно, что речь идёт о жалобах в вышестоящие инстанции, но такое советовать святитель Феофан не стал.
Публикация портала «Логосъ»
(Рязанская митрополия)