Волчица, спасшая тюркский народ, цифровой метамодерн и котики: в «БИЗОNe» открылась «выставка 23-х»
Фотоистория в 22 снимках: как современные художники выбрали трассу М7 метафорой жизни
Новая выставка «М7 и новые кочевники» в галерее современного искусства «БИЗОN» собрала работы 23 художников из Татарстана, Башкортостана и Чувашии. На двух этажах галереи представлено свыше 80 предметов искусства, которые объединены тем, что их авторы размышляют о сохранении своей национальной идентичности. В своих работах художники размышляют о людях на территориях, связанных с трассой М7, и говорят о судьбе этносов в эпоху цифровизации.
-
В галерее «БИЗОN» начала работу необычная выставка под названием «М7 и новые кочевники». Новая экспозиция объединила более 80 работ 23 художников из Татарстана, Башкортостана и Чувашии. М7 (федеральная автомобильная дорога М7 «Волга»: Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа, — прим. ред.) в экспозиции выступает некой метафорой жизни, где дорога — это не только расстояния, но и личные истории.
-
Ее куратор, художник, председатель правления Союза художников Набережных Челнов Ленар Ахметов, чьи работы тоже можно увидеть на выставке, провел экскурсию для посетителей, где подробно рассказал об участниках экспозиции, о том, что она собой символизирует, о роли этнической идентичности в эпоху «цифры» и многом другом. Кстати, интервью куратора «М7 и новые кочевники» вы можете прочитать на «БИЗНЕС Online».
-
Татавангард представлен на выставке авторами, входящими в известные художественные объединения «Чингисхан» (Уфа) и «Тамга» (Набережные Челны). «В „Чингисхан“ в основном входят художники, проявившие активность в 1980-е, став такой новой волной. Когда Советский Союз распадался, на Запада возник интерес к советскому искусству, особенно к андеграунду. И как раз уфимская группа выстрелила. Их возили с выставками и в Америку, и в Европу», — рассказал Ахметов. Татарстанское объединение «Тамга» сформировалось чуть позже — в 1990-е. Основной костяк входивших в нее художников был из Набережных Челнов. «Я называю их художниками волны суверенитета Татарстана», — признался куратор.
-
В основном в «Тамга» входят художники татарского авангарда, которые работают с воспоминаниями, с прошлым, с архетипами, с поисками нового языка. Но главное — здесь должна быть этническая составляющая, размышления о сохранении национальной идентичности.
-
«В экспозиции нет пейзажей, летящих за автомобильным стеклом, нет запечатленных достопримечательностей и злобы дня, — продолжает Ахметов. — Художники исследуют культурные и исторические кейсы своих народов и их место в современном цивилизационном процессе. Обращаясь к национальным корням, мы пытаемся вспомнить ту методологию связи с природой и космосом, которой обладали наши предшественники, найти тот магический кристалл, что позволит сохранить духовные сокровища предков в жестком сугубо функциональном мире высоких скоростей и big data. И самое главное — увидеть будущее национальных культур в эпоху глобализации».
-
Кроме живописных картин на выставке представлены коллаж, графика, пастель, линогравюра, батик, а также скульптуры и арт-объекты. Например, «Степная мадонна» все того же Ахметова. «Эту работу я сделал в Удмуртии из старого корыта. Оно было разрушенным, я его аккуратно разобрал, обработал древесину и создал образ, который ведет отсылку к степным каменным бабам, которые встречаются на Алтае, в Республике Тува , — рассказывает сам автор. — Я не стал забивать объект краской, стараясь сохранить текстуру дерева. Все-таки сама по себе Удмуртия более монохромная, там нет такого буйства красок. Сравните даже татарские деревни и удмуртские. Это сразу четко видно».
-
Рядом расположена картина известного чувашского автора Праски Витти, изготовленная в технике эмаль на металле. Он входит в числа 100 лучших художников мира, работающих в этой технике. «Праски Витти занимался эмалью в Венгрии. Там был съезд художников и эмальеров со всего мира, включая авторов из Америки. Тогда его работы были особенно отмечены, и он даже получил приглашение приехать с выставкой в США, куда и поехал, — говорит о живописце Ахметов. — Витти просили переехать туда, но он остался здесь, о чем сейчас сожалеет».
-
Это также работы Витти, но уже написанные акрилом. Здесь в одну композицию собраны его фольклорные работы. Отметим, что работы Витти, «Внутренняя гармония» Акчуриной и «Степная мадонна» Ахметова не зря стоят вместе. «Если обратите внимание, при составлении экспозиции мы старались по сочетанию, по колориту работы связывать между собой, чтобы показать общее между художниками. Здесь [на фото] художников разных поколений, из трех разных республик, объединяет геометризм, некая попытка упорядочить хаос», — констатирует куратор «М7 и новые кочевники».
-
Картина справа под названием «Мать», выполненная в техники шамаиль (вместо фольги автор использовал голографическую пленку), посвящена мрачной легенде о происхождении тюркских народов. По приданию, последнему ребенку тюркского народа отрубили ноги и руки и выбросили в болото. Там его нашла белая волчица, которая ухаживала за ним и родила от него волчат. Они разбрелись по степи и от них пошли тюркские народы: казахи, татары, узбеки и т. д. Картина слева — это отсылка к технике шамаиля, но сюжет — светский: изображен город и его дыхание. «Причем, здесь есть дома, которые можно увидеть в Челнах или, допустим, типичный дом в Голландии, какой-то дом в Питере», — указывает куратор. Кстати, Ахметов уверен, что, адаптируя народные техники, мы имеем все шансы изобрести свое «аниме», прославить свою культуру и, может, даже повлиять на весь мир.
-
А это одна из работ скульптора Аделя Халиуллина «Шаман». Халиуллин родился в 1988 году в Казани, учился в КХУ им. Фешина и на скульптурных курсах в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Участвовал в реставрации крупнейших архитектурных памятников: Эрмитаж, Этнографический музей, Морской Собор в Кронштадте, Екатерининский Дворец, особняк А. Нобеля и др. Сегодня скульптуры Халиуллина участвуют и побеждают на международных конкурсах, выставках, украшают города, модные заведения, приобретаются для частных коллекций по всему миру — в России, США, Франции, Южной Корее, Бразилии и других странах.
-
В прошлую субботу одна из участниц выставки, уфимская художница Нелли Акчурина приехала в Казань в галерею «БИЗОN», чтобы показать перформанс «Все через корни» вместе с башкирской певицей Зилией Бахтиевой и казанским музыкантом Djonatan Lindaive (Айдар Закиров).
-
Бахтиева — профессиональная певица в жанрах Ethno World Music, Ethno-Folk, Pop music. Djonatan Lindaive в своих музыкальных проектах скрещивает татарский фолк, этнические инструменты и электронную музыку, а также создает цифровое искусство. Его коллажи и видеоарт также представлены на выставке. Под народные башкирские и татарские песни, звуки и монологи Зилии — Акчурина выписывала узоры «корней» на вытянутой белой ленте. Эта дорога через корни ведет художницу в будущее, которое неразрывно связано с прошлым и питает древо жизни. «Я будто съездила к бабушке в Башкирию», — поделилась сокровенным одна из зрительниц.
-
А вот картины еще одного участника «М7 и новые кочевники» Расиха Ахметвалиева. «В этих работах есть прямое ощущение, что это Франция, — рассказывает Ахметов. — Расих Ахметвалиев жил какое-то время там. И его стиль такого яркого, но в то же время очень деликатного письма, тонкого отношения — он к этому пришел именно во Франции. До этого Расих работал монохромно. Он говорит: „Я не могу писать серо, потому что мир такой цветной вокруг, именно здесь, во Франции“. Но при этом в работах остаются тюркские символы. Вот „Всадник“ — связь лошади и всадника, связь с дорогой».
-
На втором этаже посетителей встречает диптих Хамзы Шарипова «Пермские боги», состоящая из двух картин — «Хозяин лесов» и «Хозяйка трех миров». Шарипов обращается к пермскому звериному стилю (самобытное явление, разновидность стиля бронзовой художественной пластики, существовавшая в древних культурах Прикамья — прим. ред.). Но делает это в своей интерпретации. Художник родом из Пермского края, он не просто так обратился к этим символам: именно в тех местах, где родился живописец, эти статуэтки и находили.
-
Для этих работ художник Василь Ханнанов использовал мешковину. «Он может просто взять и вылить на нее отбеливатель и получается такая вот дорога, — рассказал Ахметов. — Кроме того, он создает композиции из старых ковров, полотенец, давая им тем самым вторую жизнь».
-
Ну и куда без котиков… Работа «Сумерки» создана в 1994 году.
-
На втором этаже представлена серия «Хорошо» художника Зиннура Миннахметова, впрочем и его работы на нижнем этаже относятся к этой серии. Творения Миннахметова, по словам куратора, очень интерьерные. Несмотря на то, что художник старшего поколения, его работы — очень современного плана. В них видно, что это сегодняшний день, то, что окружает художника прямо сейчас. Например, можно увидеть Спасский собор в Елабуге. В этом — и сохранение истории, и современность. Также здесь есть социальный аспект — люди расположены группами, но кто-то «важный» стоит в центре толпы. И техника необычная — это масляная пастель. «Он ее как-то невероятно умеет смешивать. Каждое пятно у него всегда закреплено каким-то другим пятном — таким образом, сохраняется гармония всего поля», — считает Ахметов.
-
Пожалуй, ключевой объект выставки, раскинувшийся в зале второго этажа, — «Тангыра», созданный Ахметовым в 2018 году. «Мы тогда должны были сделать финно-угорский проект, связанный с музыкальным инструментами. И из бытовых доступных объектов я решил сделать предмет, из которого можно было бы извлечь звук, — поделился подробностями автор. — Мы обнаружили старые ступы разных размеров и форм. Нашли жерди. Почистили, обработали, собрали. В итоге получился такой ударный инструмент».
-
Игру на нем под конец экскурсии продемонстрировал куратор вместе с посетителями. «Теперь этот объект — достопримечательность села Булай Увинского района. На ней уже много народу поиграло за эти годы, прямо видно много-много маленьких вмятин от ударов», — добавил Ахметов.
-
А вот «Vr-Cow Корова вирус (цифровой метамодерн)» от digital-art-художника Djonathan Lindaive (Айдар Закиров).
-
В общем, на экспозиции зрителям придется немало удивляться.
-
Выставка «М7 и новые кочевники» в галерее «БИЗОN» будет работать до 30 января ежедневно с 13:00 до 21:00. И не пропустите, в рамках выставки планируются лекции, мастер-классы и перформансы от самих художников. Анонсы мероприятий будут публиковаться в социальных сетях галереи.