День города: архитекторы, создавшие облик неповторимого Санкт-Петербурга
Без какой-либо скромности можно утверждать, что Санкт-Петербург — один из красивейших городов в мире. Северную столицу восхваляли в своих произведениях многие классики. К слову, и по сей день толпы туристов восхищаются неповторимостью одного из самых европейских мест России. 27 мая "Петра творенье" празднует свой 318-й день рождения. В честь столь знаменательного события iReactor вспоминает, кто из архитекторов создал уникальный облик города на Неве.
Доменико Трезини
Трезини — первый главный зодчий Петербурга. Петр Великий высоко ценил трудолюбивого и талантливого уроженца Швейцарии. Пожалуй, именно благодаря ему началось строительство города.
Впервые оказавшись в Петербурге, он видел только бескрайние болота и земляную Петропавловскую крепость. Под его руководством крепость стала каменной. По проектам Доменико Трезини заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду, Петровские ворота и Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Аничков мост и дом Трезини.
Франческо Растрелли
Архитектор итальянского происхождения создал, пожалуй, визитную карточку культурной столицы РФ. В 1715 году он вместе с семьей был лично приглашен Петром I в Россию. Под чутким руководством Растрелли было построено множество шедевров, однако его главным творением считается именно Зимний дворец.
Здание, возведенное по заказу императрицы Елизаветы Петровны, выполнено в стиле барокко. Особое великолепие нынешнему музею "Эрмитаж" придает обилие лепных украшений, создающих богатейшую игру света и тени. Своим изяществом и в то же время помпезностью дворец восхищал даже самых привередливых заморских монархов.
Строительство началось в 1754 году, а закончилось — в 1762 году. Примечательно, что изначально в оформлении фасада преобладали желтые оттенки, а не светло-изумрудные. В XIX здание перекрасили в кораллово-красный цвет. В военные годы музей замаскировали серой краской, дабы спасти его от вражеских снарядов. Современный вид Зимний дворец приобрел уже после войны.
17 декабря 1837 года — роковая дата в истории Эрмитажа. Тогда начался сильнейший пожар, который продолжался около 30 часов. Пламя уничтожило бесценные интерьеры, рукописи, картины и прочие памятные вещи. Тысячи строителей восстанавливали царский дворец после трагедии.
Сегодня собрание музея насчитывает около 3 000 000 экспонатов. Среди них — произведения живописи, скульптуры и графики, предметы прикладного искусства, нумизматика и оружие, археологические памятники. Невероятно, но факт: если задержаться лишь на минуту у каждого предмета, потребуется 8 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть все. А посмотреть там есть на что: древнегреческие скульптуры, египетские мумии, работы Леонардо да Винчи, Рембрандта, Матисса, Моне и Пикассо. В общем, скучно точно не будет.
К слову, послужной список Франческо Растрелли, действительно, велик. Помимо Зимнего дворца он проектировал Большой Петергофский дворец, Смольный собор, Воронцовский дворец, Большой Екатерининский дворец и Строгановский дворец.
Огюст Монферран
Монферран — один из талантливейших мастеров Санкт-Петербурга эпохи классицизма. Его имя навеки вошло в золотой фонд мирового зодчества благодаря созданию Исаакиевского собора.
Самый известный храм Северной столицы, созданный в честь преподобного Исаакия Далматского, строили более 40 лет. Петербуржцы гадали, почему строительство занимало столь много времени. Ходило множество мифов и легенд вокруг будущей христианской святыни. Поговаривали, что гадалка предрекла зодчему смерть после строительства Исаакиевского собора, именно поэтому Монферран не спешил сдавать проект "в срок".
Внутреннее убранство монументального сооружения поражает своим великолепием. Стены храма облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри украшен росписью "Богоматерь во славе", а под ним парит посеребренный голубь, символизирующий святой дух. Украшают здание более 300 статуй, скульптурных групп и рельефов.
Примечательно, что после революции собор переоборудовали в Антирелигиозный музей. К слову, торжественная церемония открытия "символично" проходила в пасхальную ночь. Лишь с 90-х годов в Исаакиевском соборе возобновились церковные службы.
К шедеврам Огюста Монферрана также относятся Александровская колонна и дом Лобанова-Ростовского (гостиница Four Seasons Lion Palace).
Этьен Морис Фальконе
Французский скульптор создал поистине монументальное произведение в Санкт-Петербурге. Началось с того, что императрица Екатерина II поручила ему создать конный памятник Петру I. Фальконе принял решение представить царя как "созидателя, законодателя и благодетеля своей страны", который "простирает десницу над объезжаемой им страной".
В статуе превосходно передано единство движения и покоя основателя Северной столицы. Особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра Алексеевича. Стоит отметить, что "Медным всадником" его начали называть после выхода поэмы А.С. Пушкина.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит, — писал Пушкин.
В петербургском фольклоре широко распространена легенда о видении императора Павла I: якобы он увидел на Сенатской площади призрак Петра Великого, который указал ему место, где должен стоять будущий памятник.
Медный всадник — негласный символ Петербурга. Монумент частенько изображали на памятных монетах и марках.