Страсти по «Щелкунчику»
В детстве, где-то в 44-45-м году это было, я первый раз попал в Большой театр – мамаша продала буханку хлеба и купила билет на «Щелкунчика». Я еще в школе не учился. Там как раз в роли Маши Плисецкая дебютировала. И это для меня - в ту пору особенно, еще недавно жили-то под бомбежками – была такая сказочная жизнь, без которой, я понял, нельзя человеку существовать. И Гофман – один из самых любимых писателей, конечно». Владимир Орлов-писатель, автор романа «Альтист Данилов»
Ежегодная истерика вокруг покупки билетов на самый популярный и чаще других исполняемый балетный спектакль ‒ «Щелкунчик» по партитуре Петра Чайковского, ‒ возникающая сначала в Москве, а потом, как пожар, растекающаяся по просторам нашей огромной страны, никакого отношения собственно к культурному процессу не имеет.
Тем не менее СМИ, сегодня во многом живущие на хайпе (а где взять журналистов-экспертов, если за последние десятилетия их извели, как класс?), почуяв легкий и быстрый успех просмотров (а это ныне все), разжигают этот процесс, брызгая на тлеющий огонек легко воспламеняющейся жидкостью из непроверенных фактов и домыслов. Автор этих строк несколько лет был как раз по другую сторону от СМИ, но на этот раз я выступаю и как издатель портала о культуре CultVitamin, и как зритель со значительным театральным стажем. Итак, как говорится, начнем, помолясь.
Тезис номер один: никогда и никому не удастся полностью удовлетворить ажиотажный спрос на билеты на балет «Щелкунчик» в Большом театре в период зимних праздников. Это так же верно, как и то, что Бог создал Землю, а за ночью приходит утро, день и так далее. И тут нет правых и нет виноватых. С тех самых пор, как Иосиф Виссарионович Сталин, как мы знаем, большой знаток и ценитель оперы, да и балета, сделал из Большого театра “витрину будущего”, театр остается главной сценой страны. И на это работала еще вся система пропаганды СССР. Сталин прекрасно отдавал себе отчет, какую роль играет Большой театр в продвижении успехов советского государства, и, скажем ему «спасибо», ведь именно он спас Большой от пяти попыток Ленина его закрыть. Если сам Сталин знал на память большинство арий из мировых опер, то для удовлетворения потребностей широких масс трудящихся на киноэкранах демонстрировались жизнеутверждающие фильмы типа «Кубанские казаки». По просторам страны с гастролями ездили упрощенные варианты оперных и балетных постановок в исполнении различных «народных» коллективов разного профессионального уровня, полностью удовлетворяющих вкусы сельчан и городских рабочих, и самодеятельных коллективов из числа тех же трудящихся, которые в жизни порога оперного театра не переступали. Иосиф Виссарионович знал толк в больших зрелищных событийных мероприятиях.
В 1939 году в Большом театре Василий Вайнонен ставит масштабное новогоднее праздничное полотно «Щелкунчик». Яркие масштабные декорации и костюмы, большое количество детей, которые все первое отделение властвуют на сцене. Конечно, по тем, да и по сегодняшним временам, это было грандиозное зрелище, вот только грустинки от прощания с детством и предчувствия первой любви в балете не было. Я бы сказал, что это было поверхностное прочтение партитуры Чайковского. А вот в 1966 году как раз и появляется постановка Юрия Григоровича, которая по сегодняшний день является эталонной. Сегодня она идет лишь в Большом театре, НОВАТе и Краснодаре (может быть я кого-то упустил).
С 1939 года каждый новый год москвичи встречали со «Щелкунчиком» в Большом. Встречали-то немногочисленные жители столицы, но молва и кинохроника разносила славу. В конце концов, посещение балета в предновогодний и предрождественский период стало этаким фетишем. Своего рода «ярмаркой тщеславия», что только многократно усилилось с возможностью разместить в соцсетях своё фото со «Щелкунчика» именно в Большом. Такое фото или просто информация в сетях о семейном посещении возносила побывавших на спектакле на вершину жизненного олимпа, более всего в их собственных глазах. Но самый пик такого отношения к новогоднему посещению «Щелкунчика» пришелся на 2017–2018 годы. А уж по завершении пандеймийных перипетий страсть к посещению балета Чайковского приобрела характер истерики.
Все попытки как-то упорядочить этот процесс, исключив из него элемент унижения, не приводят ни к каким результатам. Смею заверить: и не приведет. Здесь на самом деле все просто. В Большом театре (Историческая сцена) 1740 мест. Даже если вы с 17 декабря по 8 января, начнете без выходных и проходных ставить по три спектакля в день, вы получите к продаже всего 93950 билетов. Сколько на сегодняшний день составляет население в Москве и пригородах плюс гости столицы? Минимум 20 миллионов. Один процент от этого числа ‒ 200 000 человек. Даже при таком совершенно нереальном раскладе вы удовлетворите спрос менее половины процента от жителей Москвы и гостей. А если оперировать реальными числами, цифра будет в два раза меньше.
Тем не менее, выход есть. И он, так или иначе, реализуется.
Давайте будем исходить из очевидного и главного фактора: «Щелкунчик» ‒ это прежде всего партитура Чайковского.
Если на заре советской власти у нас в стране было всего несколько театров, способных с живым оркестром и артистами исполнить ту или иную хореографическую версию этого балета, то сегодня таких театров значительно больше, при этом профессиональный уровень исполнителей по стране примерно равный. Отличия лишь в хореографической редакции спектакля: Вайнонен, Григорович, Дуато, Мирошниченко и т.д.
Рискну утверждать, что возможности комфортного просмотра в зале новосибирского НОВАТа объективно выше. Сама конструкция зала-амфитеатра делает его максимально удобным для просмотра. В нем нет мест с ограниченным обзором, да и по числу зрительских мест – 1460 – он незначительно уступает залу Большого театра (при числе горожан в 1500000). В равной степени такие возможности есть в различных музыкальных театрах страны. Только в Москве есть несколько высокопрофессиональных балетных трупп, дающих этот балет. Именно они должны максимально удовлетворять спрос на новогоднего «Щелкунчика». А если к этому присовокупить большое количество симфонических оркестров и современные возможности визуализации концертов, а также различные музыкально-драматические спектакли, наконец, ледовые шоу, все это практически должно удовлетворить неистовый спрос на «Щелкунчика».
Но в реализации такого проекта все зависит от руководителей театральных коллективов и других зрелищных организаций, как говорится «на местах». Можно как Красноярский оперный театр за несколько дней продать все билеты по 500 рублей, а потом месяц присутствовать на афишах и сайтах с табличкой «все билеты проданы». Красноярск – вообще отдельная тема. Не уверен, что стремление за счет дополнительного финансирования учреждений культуры держать цены сегодня ниже киношных себя оправдывает. Известно, что «даром» ценится гораздо ниже того, что получаешь за реальную цену. Многократно был свидетелем, как на пафосные мероприятия билеты раздавали депутатам, руководителям, журналистам, а потом в переполненном партере обнаруживались проплешины пустых кресел.
Можно не замечать феномена и практически не реагировать на повышенный спрос, ставя в афише различные репертуарные спектакли, а можно по максимуму насытить репертуар вожделенным балетом, при этом постаравшись его сделать максимально красивым и зрелищным, на какой-то период поступившись традиционной формой формирования репертуара и максимально насытить этот короткий предновогодний и новогодний периоды показами востребованного спектакля. Так, например, в Большом театре в нынешнем году будет 28 показов, а в НОВАТе ‒ 26 (с 17 декабря по 8 января). Соответственно, реализованных билетов должно быть 48720 в Большом и 37 960 ‒ в НОВАТе. Все ли сделано руководством Большого театра? Не знаю всех нюансов возможностей Большого театра, но я могу допустить тот факт, что если Посохов поставить еще одну версию балета «Щелкунчик» на Новой сцене Большого (1449 мест) окончательно не решит проблему, но практически двукратное увеличение показов «Щелкунчика» может ее реально ослабить: уверен, что привычного истеричного ажиотажа на Новой сцене уже не будет.
Сегодня рынок (простите мне этот термин) по максимуму насыщен предложениями, а то, что в Новосибирске идет ровно та же постановка балета, что и в Большом театре, конечно, делает посещение спектакля в НОВАТе притягательным не только для сибиряков, но и для многочисленных гостей нашего города. Для них провести время, катаясь на горных лыжах на Алтае или в Кемеровской области, и дополнив зимний отдых просмотром «Щелкунчика» в легендарном Сибирском колизее, обойдется в те же деньги, что и просто взять билеты на него в Большой театр.
Конечно, очень давно ожидаемым стало решение показать 31 декабря прямую трансляцию «Щелкунчика» из Большого театра на всю Россию.
Говорить о реализации темы «Щелкунчик 2:0» сегодня не приходится. Над созданием современной партитуры новогоднего спектакля трудились многие, но без громадной государственной поддержки этого проекта он обречен на неудачу. Да и ответ на вопрос а нужен ли новый новогодний балет при наличии партитуры «Щелкунчика» очевиден – нет!
И еще немного на тему. Я понимаю многочисленные СМИ, пиарящиеся на теме «Щелкунчика». И здесь несколько совершенно типичных поводов для публикаций.
Первый возникает в канун начала показов спектаклей, после полуторамесячного процесса реализации билетов, когда их было продано огромное число по комфортной цене на различные места и в партере, и в амфитеатре, в дни когда начинается череда показов балета, а в кассах остаются единичные места и начинает работать динамическая система ценообразования (чем меньше билетов остается в доступности тем выше цена) стоимость билетов растет (не до 15–20 тысяч, а, скажем, до 3,5-5.0 тыс. р.), появляются зрители, которые клеймят руководство театра за такие цены, вспоминая, что и театр государственный, и зарплаты у всех разные, и что театр стал доступным лишь для богатых.
Мне в таких случаях хочется спросить: а почему вы так не уважаете артистов балета, которые в дни, когда вы отдыхаете семьями, выходят по нескольку раз в день на сцену, оркестр и хор, которые работают в оркестровой яме, чтобы множество раз исполнить для зрителей балет «Щелкунчик»? Почему вы считаете, что театр должен ждать, когда вы, наконец, решите уделить внимание своему ребенку и своей семье и на пике спроса обратите свой взор на сайты театров и, увидев, что цены выросли на тридцать процентов, начнете кипеть, а потом весь накопившийся негатив выплескиваете в комментариях на театральных сайтах? Когда вы планируете поездку на Черное море, на Алтай, по стране и т.д., вы также все откладываете напоследок? Уверен, что нет. А по отношению к театру вы по-советски считаете, что вас обязаны веселить практически даром и по первому вашему требованию.