Какое искусство показывают на Scan Fair
Первая сибирская ярмарка современного искусства Scan Fair, которая проходит в Красноярске с 28 июня по 2 июля, объединила художников с Дальнего Востока, Сибири и Урала. «Сноб» рассказывает, на кого из авторов стоит обратить внимание.
Анастасия Бевершук, Красноярск
![«Кости», серия из 6 работ, 2024 год](http://mtdata.ru/u27/photo2F87/20515364052-0/original.jpg#20515364052)
![«Хрупкое тело», серия «Имаго», 2024 год](http://mtdata.ru/u27/photo4A43/20738436901-0/original.jpg#20738436901)
![Диптих «Глубокая вода для Офелии», 2024 год](http://mtdata.ru/u27/photoE86E/20961509750-0/original.jpg#20961509750)
![Анастасия Бевершук](http://mtdata.ru/u27/photoBF25/20407655448-0/original.jpg#20407655448)
Основная техника, в которой работает Анастасия, — цианотипия. Это способ печати, которую придумали еще в XIX веке. Он заключается в нанесении специального раствора на поверхность для дальнейшей реакции на солнце. Таким методом копировали чертежи, а Анастасия использует технику в своих художественных исследованиях. По этому же принципу в ход идет, например, рентген, и дальнейший симбиоз снимков с вышивкой и керамикой.
Если внимательно приглядеться, то можно увидеть, как метафора хрупкости проявляется не только в материале или технике, но и в самих изображениях. Это, в основном, человеческие кости — казалось бы, крепкие, самоотверженно держащие наш «кожаный костюм» — и бабочки, чьи крылья так красивы, но настолько невесомы, что их легко поранить или оборвать. Позвонки в работах Анастасии превращаются в керамических бабочек, и вот наш каркас уже не кажется броней, а мы осознаем, что тело, данное нам раз и на всю жизнь, не вечно, а мы — не бессмертны.
Амгалан Ринчиэ, Улан-Удэ
![Амгалан Ринчиэ](http://mtdata.ru/u27/photo90C3/20853801146-0/original.jpg#20853801146)
![](http://mtdata.ru/u27/photo84A3/20076873995-0/original.jpg#20076873995)
![](http://mtdata.ru/u27/photo7D04/20299946844-0/original.jpg#20299946844)
Амгалан Ринчинэ — пожалуй, один из самых заметных и самобытных молодых художников Бурятии. В своих работах он использует довольно необычные материалы: на Scan Fair можно увидеть панно «Сылдэ/Дух», которое представляет собой буквально кусок говяжьего рубца, покрытого лаком. А еще — три холста, обтянутых козьей кожей и большой объект из войлока. Керамические объекты у Амгалана тоже есть, и они представляют собой серию эмоций, чем-то напоминающие современные эмодзи, которые гримасничают где-то далеко во времени, когда телефонов не было вовсе, а люди искали утешение и защиту в наскальных письмах.
В своем творчестве Амгалан много размышляет о корнях, своей этнической принадлежности, и это заметно уже по выбору материалов и техник. После обучения искусству в Москве художник не по образованию, а по наитию понял, что скучает по родине и хотел бы осознать бурятское наследие уже профессиональным, художественным взглядом, потому что культура «каждого из нас — это драгоценность, которую нужно исследовать, бережно хранить и развивать». Именно поэтому произведения художника наполнены первобытным духом самобытного бурятского культурного кода, который застывает в объектах Амгалана, как память предков и их художественное достояние.
Валерия Амирханян, Красноярск
![Абстракция №1](http://mtdata.ru/u27/photo716F/20523019693-0/original.jpg#20523019693)
![Инклюз №1](http://mtdata.ru/u27/photo2329/20746092542-0/original.jpg#20746092542)
![«Словарь хоккеиста»](http://mtdata.ru/u27/photo93FF/20969165391-0/original.jpg#20969165391)
![Валерия Амирханян](http://mtdata.ru/u27/photo373F/20192238240-0/original.jpg#20192238240)
Хотя по образованию Валерия Амирханян — живописец, сейчас она работает со всем, кроме живописи. По признанию художницы, она ушла из этого медиума, потому что он не насыщал ее «сенсорно», и ей хотелось чего-то «телесного и тактильного». Прямо сейчас Валерия работает с вышивкой — ее, а также первые для себя объекты из керамики художница и привезла на Scan Fair. О том, в каких техниках ей еще хотелось бы поработать, художница говорит уклончиво, но многообещающе: «Если утром я проснусь и захочу ваять из металла, я просто начну это делать».
По сути, каждая из вышивок Валерии — это отдельная история и, в какой-то степени, дневник. Например, на одном из тканых полотен она вышивала данные своей фигуры, в том числе и обхват талии, а также результаты последних медицинских исследований. На другом она отражает другую часть своей личности — материнскую, вышив, в каком порядке надевать на детей хоккейную форму, потому что постоянно забывает последовательность. Так что, ее работы представляют собой многослойный портрет ее самой, со всех возможных ракурсов.
Мария Александрова, Омск
![Из серии «Детская комната»](http://mtdata.ru/u27/photo2341/20415311089-0/original.jpg#20415311089)
![Из серии «Подводные сады»](http://mtdata.ru/u27/photo7AEB/20638383938-0/original.jpg#20638383938)
![Мария Александрова](http://mtdata.ru/u27/photo408D/20861456787-0/original.jpg#20861456787)
У Марии есть сын, и тема материнства для ее творчества — одна из наиболее важных. Она невооруженным глазом видна в работах, которые оказались на Scan Fair: это, например, серия текстильных и печатных книг «Детская комната». Для их создания Мария откровенно поговорила со своими близкими подругами и воссоздала планы комнат, в которых они провели свои детские годы. Это исследование того, как окружающий сегодняшних женщин, но вчерашних девочек мир повлиял на формирование их личностей. В одной из них, например, героиня рассуждает, стала ли она интровертом из-за того, что в доме, где она выросла, не было дверей.
Но это не единственные вопросы мироздания, интересующие Марию. Вязаные объекты из цикла «На остановке Яросама» — про дом и память, и это визуализация поэмы Оксаны Васякиной «Когда мы жили в Сибири». И она, и художница — родом отсюда, а в работах специально использованы тюль и кружева из той самой квартиры, в которой Мария жила до своего совершеннолетия. А«Жители подводных садов» — не просто керамические кораллы. Художница предлагает зрителю поразмышлять, насколько морские соседи одушевлены и похожи на земных нас, есть ли у них чувства и сознание или они лишь застывшие украшения со дна водоема, чье будущее — переезд в сувенирную лавку.
Элина Гусарова, Красноярск
![Камни из шерсти](http://mtdata.ru/u27/photo7ACD/20307602485-0/original.jpg#20307602485)
![«Шинели прилетели»](http://mtdata.ru/u27/photoA05E/20530675334-0/original.jpg#20530675334)
![Авторская фотокнига «Эос», разворот, тираж — 100 экземпляров](http://mtdata.ru/u27/photo70C4/20753748183-0/original.jpg#20753748183)
![Элина Гусарова](http://mtdata.ru/u27/photo03F3/20976821032-0/original.jpg#20976821032)
Элина Гусарова тоже размышляет о взаимосвязи природы и человека, его места в системе лесных и горных пейзажей тайги, но немного в другом ключе. Ее базовый медиум — это фотография. Однако прямо сейчас Элине наиболее интересна авторская книга художника. Конечно, присутствует и текстильное искусство. И все эти объекты объединены одной историей — существованием в родном ландшафте, таинственном, выступающем против течения времени, но комфортном для человека по его природе испокон веков.
Например, серия объектов «Камни из шерсти» символизирует собой как раз молекулы ландшафта, экосистемы, в которой мы существуем и которая остается с нами, пока меняются эпохи и поколения. Создавая их, Элина использовала шерстяную шинель, как символ военной атрибутики советского времени, изъятый из контекста старины и агрессии. Фотоработы художницы отражают жизнь местной, красноярской субкультуры, к которой она принадлежит и сама, — они зовут себя «столбистами» и находятся в тесном контакте с дикой природой, предпочитая проводить время и общаться там, а не в городской среде.
Автор: Тамара Лорка